9 Октябрь 2019

О проблемах воспитания молодежи в духе толерантности

#молодежь#толерантность#воспитание

В статье анализируются причины роста ультраправых настроений среди современной российской молодежи: имущественное неравенство, локальные войны, разрушенная система воспитания. Отмечается, что в этих условиях особую актуальность представляет воспитание молодежи в духе толерантности. В условиях многонациональной и многоконфессиональной России особую актуальность представляет воспитание молодежи в духе толерантности (от лат. tolerantia — терпимость).

Распад СССР и последовавшая смена социально-политической и экономической системы страны сопровождались межэтническими и межконфессиональными конфликтами, что привело к появлению в начале 90-х годов радикальных националистов, неонацистов, фашистов, скинхедов. Жертвами их преступлений становились уроженцы Кавказа, Центральной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, Китая, Вьетнама, Монголии – т.е. практически все люди неславянской внешности. Социальная напряженность 2000-х годов (война в Чечне, наплыв мигрантов, коррупция, безработица) еще больше усугубила ситуацию.

Пик нападений на лиц неславянской внешности пришелся на 2005-2010-е годы, в основном в столице и крупных городах Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, Воронеже и т.д. К 2010-му году заметно снизилась активность националистических группировок: их члены либо погибли, либо были осуждены на длительные сроки заключения. Но с 2014 года эксперты отмечают заметный тренд – рост ультраправых настроений среди российской молодежи, это связывают с возвращением из зоны ранее осужденных, а также влиянием внешнеполитических обстоятельств.

Если в прежние годы молодежь активно реагировала на войну в Чечне, Югославии, то сегодня на войну на Украине, в Сирии; это проявляется в националистических настроениях, в создании различных организаций профашистского толка, уличном насилии в отношении людей с темным цветом кожи. Одна из основных причин молодежного увлечения ультраправой идеологией в России разрушение системы воспитания. В советское время подобных настроений не было именно благодаря концепции параллельного воспитания через коллектив и настрою на интернационализм. В нынешней системе образования отсутствует четкая идеологическая линия интернационалистского воспитания, в том числе в виде школьных и университетских курсов.

Выросло целое поколение, которое имеет лишь отрывочные знания о фашизме, об ужасах Второй мировой войны. Разрушена система внешкольного образования и воспитания. Сокращается доступ молодежи к профессиональному образованию. Сегодня воспитывают главным образом семья и улица. Но может ли привить детям толерантность семья, пережившая социальное унижение в годы реформ? Социологические исследования показывают: именно дети российских мелких и средних бизнесменов являются носителями сильно выраженных националистических идей, чем их сверстники из других социальных слоев [1]. Глубокое недовольство социальной действительностью подростки из этих семей причудливым образом транслируют в расизм и национализм.

Телевидение стало развлекательным, а интернет изобилует экстремистскими сайтами. Кроме того, сокращается доступ молодежи к профессиональному образованию. Социальная несостоятельность, неспособность приспособиться к новым условиям, отсутствие целей в жизни и, как следствие, обвинение в своей неустроенности людей с другим цветом кожи. Для недопущения молодежного увлечения фашизмом в России необходимо выстроить хорошо обоснованную систему мер противодействия фашизму, среди которых: ликвидация массовой бедности и сглаживание социального, имущественного разрыва между разными слоями населения, решение проблемы безработицы среди молодежи.

Как известно, члены националистических группировок – это физически крепкие подростки со склонностью к риску, удали и славе. Обеспечение свободного доступа к экстремальным видам спорта (альпинизм, парашютный спорт, слалом), музыкальным, зоозащитным, волонтерским и другим молодежным объединениям позволит направить их неуемную энергию в созидательное русло.

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и, в первую очередь тех, которые оказывают непосредственное воздействие на формирование личности подрастающего поколения.

Библиографический список 1. Тарасов А. Горючая смесь с замедлителем // URL: http:// 2002. novayagazeta.ru/nomer/2002/55n/n55n-s11.shtml (Дата обращения 05.06.2017).

Саетгалиева Ф.Ф.

Другие новости и статьи

« Гражданское общество и духовная безопасность в условиях новых вызовов и угроз

Проблемы Октября 1917-го в современной историографии »

Запись создана: Среда, 9 Октябрь 2019 в 0:21 и находится в рубриках О патриотизме в России.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика