О проблемах воспитания молодежи в духе толерантности



В статье анализируются причины роста ультраправых настроений среди современной российской молодежи: имущественное неравенство, локальные войны, разрушенная система воспитания. Отмечается, что в этих условиях особую актуальность представляет воспитание молодежи в духе толерантности. В условиях многонациональной и многоконфессиональной России особую актуальность представляет воспитание молодежи в духе толерантности (от лат. tolerantia — терпимость).

Распад СССР и последовавшая смена социально-политической и экономической системы страны сопровождались межэтническими и межконфессиональными конфликтами, что привело к появлению в начале 90-х годов радикальных националистов, неонацистов, фашистов, скинхедов. Жертвами их преступлений становились уроженцы Кавказа, Центральной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, Китая, Вьетнама, Монголии – т.е. практически все люди неславянской внешности. Социальная напряженность 2000-х годов (война в Чечне, наплыв мигрантов, коррупция, безработица) еще больше усугубила ситуацию.

Пик нападений на лиц неславянской внешности пришелся на 2005-2010-е годы, в основном в столице и крупных городах Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, Воронеже и т.д. К 2010-му году заметно снизилась активность националистических группировок: их члены либо погибли, либо были осуждены на длительные сроки заключения. Но с 2014 года эксперты отмечают заметный тренд – рост ультраправых настроений среди российской молодежи, это связывают с возвращением из зоны ранее осужденных, а также влиянием внешнеполитических обстоятельств.

Если в прежние годы молодежь активно реагировала на войну в Чечне, Югославии, то сегодня на войну на Украине, в Сирии; это проявляется в националистических настроениях, в создании различных организаций профашистского толка, уличном насилии в отношении людей с темным цветом кожи. Одна из основных причин молодежного увлечения ультраправой идеологией в России разрушение системы воспитания. В советское время подобных настроений не было именно благодаря концепции параллельного воспитания через коллектив и настрою на интернационализм. В нынешней системе образования отсутствует четкая идеологическая линия интернационалистского воспитания, в том числе в виде школьных и университетских курсов.

Выросло целое поколение, которое имеет лишь отрывочные знания о фашизме, об ужасах Второй мировой войны. Разрушена система внешкольного образования и воспитания. Сокращается доступ молодежи к профессиональному образованию. Сегодня воспитывают главным образом семья и улица. Но может ли привить детям толерантность семья, пережившая социальное унижение в годы реформ? Социологические исследования показывают: именно дети российских мелких и средних бизнесменов являются носителями сильно выраженных националистических идей, чем их сверстники из других социальных слоев [1]. Глубокое недовольство социальной действительностью подростки из этих семей причудливым образом транслируют в расизм и национализм.

Телевидение стало развлекательным, а интернет изобилует экстремистскими сайтами. Кроме того, сокращается доступ молодежи к профессиональному образованию. Социальная несостоятельность, неспособность приспособиться к новым условиям, отсутствие целей в жизни и, как следствие, обвинение в своей неустроенности людей с другим цветом кожи. Для недопущения молодежного увлечения фашизмом в России необходимо выстроить хорошо обоснованную систему мер противодействия фашизму, среди которых: ликвидация массовой бедности и сглаживание социального, имущественного разрыва между разными слоями населения, решение проблемы безработицы среди молодежи.

Как известно, члены националистических группировок – это физически крепкие подростки со склонностью к риску, удали и славе. Обеспечение свободного доступа к экстремальным видам спорта (альпинизм, парашютный спорт, слалом), музыкальным, зоозащитным, волонтерским и другим молодежным объединениям позволит направить их неуемную энергию в созидательное русло.

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и, в первую очередь тех, которые оказывают непосредственное воздействие на формирование личности подрастающего поколения.

Библиографический список 1. Тарасов А. Горючая смесь с замедлителем // URL: http:// 2002. novayagazeta.ru/nomer/2002/55n/n55n-s11.shtml (Дата обращения 05.06.2017).

Саетгалиева Ф.Ф.


Другие новости и статьи

« Проблемы рассмотрения уголовных дел судом присяжных в военных судах

Министр обороны России прогнозирует доведение в 2018 году военнослужащих по контракту до полумиллиона »


Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы


Инфопроекты OBOZNIK.RU