3 Май 2019

Отдельные аспекты исторического формирования правового регулирования благотворительной деятельности Петром I

oboznik.ru - Петр I - великий реформатор («революционер патроне») или безответственный разрушитель Святой Руси («антихрист»)?
#ПетрI#история#Россия

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования благотворительной деятельности Петром I.

Особое внимание в статье уделяется созданию государственной системы социального обеспечения. Благотворительная деятельность в России имеет давнюю историю. Формирование благотворительности было связано а первую очередь с царствующими особами и церковью. Зарождение правового регулирования благотворительности следует связать с зарождением российской государственности и принятием христианства. Долгое время в качестве органов общественного призрения выступали монастыри.

С развитием российской государственности возникла необходимость государственного регулирования и осуществления благотворительной деятельности в России. Потребность государственного регулирования общественного призрения привела к тому, что Петру I пришлось провести серьезное реформирование в данной сфере.

Им было принято решение о том, что во всех губерниях создавались государственные структуры общественного призрения. На попечение Главного магистра и воевод была возложена обязанность «приступить … к устроению больниц, богаделен, младенцев, домов смирительных и домов прядильных для праздношатающихся и им подобных» [2, С. 41]. Петром I велась активная борьба с нищенством, так как нищенство было очень распространено и угрожало разрастись еще в большей степени.

Только в Москве в соответствии с Указом от 8 июня 1701 г. должны были открыться 60 богаделен для больных, нищих и престарелых людей при приходских церквах. Указом от 15 сентября 1701 г. было установлено требование о переписи всех московских богаделен, людей необходимо было «пересмотреть и разобрать». При Петре I был создан Богадельный приказ с целью постройки новых и расширения старых учреждений. Указ, датируемый 31 января 1712 года, под страхом жестокого наказания запретил просить милостыню.

Особенно непримиримо был настроен Петр к тем, кто ее подавал, считая таких людей «вредными для государства». Нищелюбцам за ослушание назначался штраф 5 рублей за первое подаяние и 10 за второе. Всего Петр I издал около 20 указов, направленных на борьбу с таким социальным явлением, как нищенство [3, С. 326]. Фактически данными указами создавался фундамент для будущей государственной системы социального призрения, формировались предпосылки для профессионализации деятельности в ее учреждениях.

В то же время нельзя не заметить, что подавляющее большинство указов Петра I в социальной сфере носило запретительный характер, император не предлагал позитивных способов и мер для решения насущной проблемы нищенства. Петр пытается вырвать призрение из рук церкви и возложить заботу о нуждающихся на государственные светские структуры: в городах на губернские и городские магистраты, в деревнях на помещиков, в свободных землях на старост или сотских. Центральное управление богоугодными заведениями он сначала сохраняет за Патриаршим и Монастырским приказами, в 1721 году передает его Святейшему Синоду, а в 1724-м Камер-конторе, то есть финансовому ведомству. Так при Петре I общественное призрение окончательно ушло из ведения духовенства, став предметом государственных забот.

Петр I пытался решить проблему государственной помощи детям, которые были лишены опеки родителей. Им была поддержана инициатива новгородского митрополита Иова, который открыл в 1706 г. приют для призрения покинутых младенцев. Дальнейшая политика Петра I была направлена на то чтобы организация приютов приобрела государственный масштаб. Именными указами от 31 января 1712 г. и 4 ноября 1715 г. он повелел принимать «зазорных» младенцев в специальные «гошпитали», а женам и девкам «отметывающим» детей в разные места, пригрозил смертной казнью [4].

Социальное обеспечение населения в рассматриваемый период ограничивалось строгой целевой направленностью: оно касалось не всех членов общества, а лишь определенных категорий лиц, пользующихся особой защитой со стороны государства.

Подводя итог, следует отметить, что Петр I заложил основы правового регулирования благотворительной деятельности в Российском государстве, придав данной деятельности общегосударственный характер и перевел данную деятельность в светскую сферу.

Библиографический список:
1. Кеня, И. А. Правовое регулирование благотворительной деятельности в дореволюционной России //История государства и права. 2014. № 24. С. 3 – 9.
2. О общественном призрении в России. СПб., 1818. 3. Комаров Н.И. Очерки истории права Российской империи (вторая половина XIX – начало XX в.). М., 2006. 4. ПСЗ-I. Т. 4. № 2477; Т. 5. № 2953. 5. Ярмонова Е.Н. Правовой статус древнерусских женщин IX XV век. Монография. Армавир, 2006.

Ярмонова Е.Н

Другие новости и статьи

« История коррупционной преступности в РФ

Проблемы рассмотрения уголовных дел судом присяжных в военных судах »

Запись создана: Пятница, 3 Май 2019 в 0:04 и находится в рубриках Защита, охрана и оборона тыла, Медицинское обеспечение, Петровские реформы.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика