18 Февраль 2020

Сущность и содержание понятия «гражданственность»

oboznik.ru - Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности

#гражданственность#общество#отечество

Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом.

Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы.

Содержание гражданской культуры направлено на формирование сообщества детей и взрослых, опирающегося на права человека и поощряющего достоинство и достижения каждого как условие развития правового государства.

Понятие гражданственности весьма многогранно, оно трактуется исследователями как: 1. интенсивная и осмысленная включенность в деятельность общественно-политического сообщества;

2. заинтересованность политической жизнью общества, чаще всего страны, готовность идти на всё ради своей Родины;

3. ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;

4. умение и стремление выступать в роли гражданина;

5. высшая добродетель независимого и полноправного участника политического общества; Гражданственность предполагает динамичную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан, с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы и направленной на ее радикальное переустройство [15].

Исследователи выделяют различные уровни гражданственности по степени активности человека – носителя гражданских качеств: Гражданские качества: ответственность за судьбу страны, чувство долга перед страной, сознательность, активная жизненная позиция, уважение прав и свобод других людей. Гражданская позиция - собственное мнение человека как гражданина к происходящему рядом, вокруг него. Гражданская компетенция - механизм, который обеспечивает реализацию прав и исполнение обязанностей, которые обусловлены статусом гражданства.

Данные компетенции имеют три аспекта: знаниевый, процедурный и гражданский [8]. Содержание понятия «гражданственность» можно отразить в следующих определениях:

1. Гражданственность – определенный нравственно-правовой порядок во взаимоотношениях между личностью, обществом и государством, основанный на свободном и сознательном гражданском выборе.

2. Гражданственность выступает, прежде всего, как определенный образ мышления, вырастающий из социально-исторического и государственного самосознания и самоопределения личности. Гражданственность, тем самым, - является деятельностным выражением государственной идентичности человека, его государственно-исторического самосознания.

3. Как образ мышления гражданственность определяется и получает свое содержание из отношения к субстанциональным, базовым элементам социально-исторического бытия человека:  Государственность;  История;  Культура;  Историческая традиция и воплощенный в ней образ, смысл и ценность;  Государственно-исторические символы;  Религиозные традиции;  Особый цивилизационный тип.

4. Гражданственность не сводится к политико-правовому порядку или к политико-правовым формам идентичности. Она отражает всю сферу созидательной деятельности человека и всю сферу его фундаментальных потребностей.

5. Гражданственность, как образ мышления, выражается через систему базовых мировоззренческих категорий, с помощью которых описывается жизнеустройство человека и его предназначение:  Жизнь  Благополучие  Независимость  Честность  Справедливость  Право  Отчизна  Забота  Вера

6. Гражданственность выступает не только как образ мышления, но и как образ действия, который заключается в способности и готовности личности реализовать себя в качестве субъекта государственной и общественной политики. В этом образе действия (в фактах реализации личностью гражданина своих прав и обязанностей, в актах реальной гражданской активности) выражаются нравственно-правовые приоритеты личности: индивидуальность и коллективность, частное и общественное, право и справедливость, политическое и нравственное, свобода и ответственность и т.д.

7. Вместе с тем, категория «гражданственность» выражает и определенный образ жизни человека – жизни в обществе и государстве. И в этом случае она отражает характер, образ общественно-политического устройства, реализующий через систему социальных и политических институтов меру гражданской свободы личности.

8. Наконец, гражданственность является субъективным (существующим на уровне сознания и деятельности конкретной личности) образом государственности. Гражданственность – это субъективная форма государственного бытия, индивидуализированная государственность, на-личное бытие государственно- исторической общности. Понятно, что образование и формирование гражданственности предопределено специфическими особенностями определенной истории и государственности, самобытностью и своеобразием национальных культур и имманентного для них национально-педагогического опыта. Поэтому постановка вопроса об утверждении гражданственности в российской действительности не может не учитывать особого цивилизационного и культурно-исторического контекста России, внутри которого гражданственность выступает как явление национального развития российской жизни.[12]

Изучения наглядно представляют, что патриотизм, в объединении с гражданственностью, осуществляет роль фактора, который скрепляет общество; который устраняет отрицательные явления и процессы и выступает сильным стимулом положительного развития личности и общества в целом. А развитие гражданственности будет способствовать становлению в России гражданского общества.

Понимая возможность самосохранения и, одновременно, инновационности патриотизма и гражданственности, государство и выдвигает эти качества в ранг национальной идеи. Заниматься решением задач формирования патриотизма и гражданственности в подрастающем поколении должно все общество, но в особенности – система образования, которая в прямом смысле создает личность, создаёт сам образ жизни народа, передаёт будущему поколению ценности народа.

Список использованной литературы:

1. Сластенин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластенин. // Академия. – 2002.

2. Болотина, Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. – 2012. - № 1.- с. 3-9

3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. // АСТ. – 2013.

4. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского языка/Д. Н.Ушаков// Аделант.-2015.

© Дуюн А.Н., 2017

 

Дуюн А.Н 

Другие новости и статьи

« Нарушения прав при призыве на военную службу (примеры из практики)

Снабжение вещевым имуществом в годы Великой Отечественной войны »

Запись создана: Вторник, 18 Февраль 2020 в 0:01 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика