К истокам христианства



К истокам христианства

oboznik.ru - Принятие христианства на Руси и его последствия
#христианство#религия#вера

Аннотация. В статье рассмотрена краткая история становления и развития христианства о. Кипр, представлены монастыри и храмы Кипрской православной церкви, а также те места, которые связаны с именами христианских святых. Ключевые слова: христианская вера, религия, христианская церковь, монастырь, иконы, православная Россия. Komarova L.V. (Russia, Krasnodar)

To the origins of Christianity Abstract. In the article a brief history of the formation and development of Christianity the island of Cyprus, represented by monasteries and churches of the Orthodox Church of Cyprus, as well as those places that are associated with the names of Christian saints. Keywords: Christian faith, religion, Christian Church, monastery, icons, Orthodox Russia.

В истории Кипра третьей по величине личностью является Иосиф, еврей из рода Леви из юго-восточного города Саламиса. От святых апостолов он получил имя Варнава после принятия христианской веры. В 45-м году от Р.Х. он вернулся на родину вместе со святым Павлом, и они вместе обратили в христианство римского Проконсула Сергия Павла, который стал первым известным истории христианином среди правящей верхушки.

А Кипр стал первой страной, во главе которой стоял христианин. Варнава полностью посвятил себя созданию христианской церкви. В 59-м году он был зверски замучен своими же сородичами – евреями из родного города Саламиса. Евреи вообще сеяли раздор и брожение по всему Средиземноморью. После особенно жестокого мятежа в 511 году на Кипре, где погибло около 200 тысяч киприотов, император Траян в 117 году беспощадно подавил мятеж и выдворил своим Указом всех евреев с острова. В течение нескольких столетий для евреев появление на острове грозило смертью.

После этого Христианство продолжало расцветать на острове, а остров благоденствовать. Константин Великий (324–337 гг.) объявил христианство официальной религией Рима, сменившей языческое преклонение богам и богиням Олимпа. Мать Константина Елена, возвращаясь из паломничества по святым местам, посетила Кипр, где основала монастырь в Ставровуни, оставив на хранение многочисленные религиозные реликвии, привезённые из Израиля. С 622 года происходит стремительное распространение ислама. В 632 году арабы совершили набег на Кипр и захватили город Китиум. Постоянные грабительские набеги арабов терзали остров почти триста лет.

И лишь в 964 году Император Никифорос Фока освободил киприотов от арабского ига. В 1066 году между римским и ортодоксальным ответвлениями христианской церкви произошёл Великий Раскол. Ортодоксальная церковь не желала принимать безоговорочную непогрешимость Папы и слепое подчинение его воле, также прослеживалось различие и в церковных ритуалах, и в теологической доктрине. Кроме того, ортодоксальная церковь считала себя истинной апостольской церковью, превосходив более молодое ответвление.

После раскола Кипр твёрдо оставался на позиции ортодокса и до настоящего времени остаётся его убеждённым сторонником [4, c. 8–25]. Невозможно узнать Кипр, не познакомившись с монастырями и храмами Кипрской православной церкви, а также теми местами, которые связаны с именами христианских святых.

Святые Киприан и Иустина, память о которых Церковь почитает и празднует 2 октября, входят в бесчисленный лик святых мучеников, проливших свою кровь за Христа. Святые Киприан и Иустина не жили на Кипре, они пострадали в Антиохии Сирийской в III веке до Р.Х. во время гонения на христиан императора Деция.

Честные главы святых находились в Антиохи до начала XIII века до наступления мусульман. По этой причине в 1268 году многочисленные беженцы-христиане перевезли мощи святых на Кипр и выставили для поклонения в маленькой церкви селения Менико. Частицы святых мощей хранятся и сегодня в храме священномученика Киприана в селении Менико, недалеко от Никосии. В настоящее время в храме хранятся две малые частицы их глав и еще три большие части их мощей [5]. Исторический монастырь Богородицы Махера расположен недалеко от Никосии, в живописных горах Троодоса. Узнать об основании монастыря и его истории можно из Типикона («Житийные правила») святого Нила, который был написан в 1201 году. Святой Нил был автором житий святых и одним из первых насельников этой обители.

Укрепление монастырской жизни он считал своим долгом. По приданию Нила, монастырь был основан в середине 12 века. Монах, по имени Прокопий, поселившийся в скиту в горах Махера решил построить монастырь и организовать его жизнь по киновийным правилам* , принятым в обителях того времени. Он отправился к императору Мануилу Комнину в Константинополь и представил ему свой замысел. Император взял это начинание под своё покровительство и издал императорский Указ (золотая булла), согласно которому монастырь получил статус царского и особое покровительство императора.

Императорские привилегии достигли своей цели: вскоре в обитель пришло процветание и духовный подъём. Нил в своих «Правилах» сообщает многие исторические сведения о жизни монастыря, о численности монастырской братии, о строгости монастырской жизни, о духовной борьбе первых монахов Махера. Главным праздником монастыря было Введение Богородицы во храм. Многие годы Нил трудился ради того, чтобы монастырь превратился в один из важнейших духовных центров страны.

Священная обитель Пресвятой Богородицы Махера и в наши дни, в непростых условиях продолжает выполнять свою религиозную и социальную миссию, способствуя духовному росту народа [3.]. Позже во славу спасённых чудотворных икон были построены монастыри Великого Агроса, Аракас и Троодитисса. Согласно приданию монастырь Богородицы Троодитиссы был основан в годы иконоборчества (754–780 и 813–842 гг.).

Именно тогда икона Богородицы, одна из семидесяти, написанных апостолом Лукой, и была принесена из Византии на Кипр. Византийские императоры-иконоборцы проводили агрессивную политику в отношении верующих, чем вынуждали благочестивых служителей Церкви покидать Византийские области * Киновия – греч. koinobios – общежитие, общежительное монашество, когда монахи объединяются в общину – монастырь, с духовным наставником, соблюдая определённые правила (сутав) и т.д. и искать более спокойные места. Кипр и был таким местом, где почитались чудотворные иконы, которые можно было спасти от ярости иконоборцев. По преданию монаху – спасителю иконы – сама Богородица показала дорогу в Троодосские горы, явив огненный столб над одной из горных вершин.

Следуя огненному знаку, монах пришёл к пещере, в которой и прожил остаток своих дней. Народные предания и неопубликованные документы из Архива Архиепископии 1843 года свидетельствуют, что спустя несколько лет Богородица чудесным образом явила Свою волю: Ее икона должна находиться в храме, который надлежало построить. Каждую ночь пастух из деревни Афамес видел над троодисскими вершинами чудный свет. И через некоторое время, вместе с товарищами, он решил отправиться на поиски таинственного свечения.

Через три часа они дошли к пещере, из которой лился свет. В пещере они увидели икону Богородицы, перед которой горела неугасимая лампада. Потрясённые увиденным и чудесной находкой, они вместе с жителями окрестных деревень решили построить небольшой храм и поместить туда обретённую икону. Богородица сама указала место строительства – рабочие обнаружили кувшин, наполненный водой, на месте обретённого кувшина образовался источник, названный «Айязмой», что означает: «Источник со святой водой», он и сейчас струится возле монастырских стен, являясь благословением обители [2, c. 13– 15].

Святой монастырь Киккос известен также как Королевский и Ставропияки, был основан в конце XI века византийским императором Алексиосом Комниносом Первым. Достоверно неизвестно происхождение названия монастыря. Некоторые утверждают, что имя произошло от названия растущих вокруг деревьев «кокконис», наиболее верное объяснение дают другие – от имени горы, называющейся Киккос. Другое предание связывает название с пением птицы, разносившей название с одной горы на другую: Гора Киккос, гора Киккос, Здесь будет монастырь. Золотая дева туда войдёт И никогда его не покинет. Как записано в старой Сигилли (патриархальные и иные церковные документы), монастырь пользуется различными собственными привилегиями и имеет собственное правление в рамках правления Церкви Кипра [1].

Знаменитый старинный древний храм Святого Лазаря был воздвигнут на гробнице святого, и им гордится город Ларнака. Храм излучает пышность и великолепие раннего христианства. Знаменитый иконостас – отличный пример резьбы по дереву, выполнен выдающимся резчиком по дереву Хаджи Саввасом Талиадоросом, который прибыл из Никосии. Алтарь является шедевром резьбы по дереву, также как и епископское место с иконой святого Лазаря, которая была написана в 1734 году. Храм был построен в конце IX века (ок. 890 г.) Львом VI Мудрым, императором Византии.

Эта церковь относится к редкому архитектурному типу и значительно отличается от других многокупольных храмов. С начала Турецкой оккупации Кипра в 1571 году и до середины XIX века колокольни на острове были запрещены, а также и колокольный звон в христианских храмах. Этот запрет был снят лишь в 1856 году, когда этого потребовала Православная Россия. В 1857 году была построена каменная колокольня храма Святого Лазаря. До этого храм имел колокола, прикреплённые к деревянным столбам.

В глубокой древности храм Святого Лазаря, расположенный в удалении от города, функционировал как монастырь. Во времена франкской оккупации острова франки превратили церковь в Бенедиктинский (римско-католический) монастырь, затем короткое время он находился в ведении армянских римско-католиков. В 1570 году турки захватили Кипр, а также и храм Святого Лазаря, как и другие церкви, которыми владели латиняне. В 1589 году за 3000 серебром храм был возвращён Православной церкви.

Храм Святого Лазаря тесно связан с жизнью Ларнаки, его история неотделима от истории города. В течение двух с половиной столетий храм Святого Лазаря – главный религиозный, национальный, филантропический и образовательный центр города, вокруг которого вращается вся религиозная и социальная жизнь Ларнаки. Историк Н. Кириазис в своей книге «Город Ларнака в свете исторических документов» отмечает: «Немногие церкви на Кипре являют такую разнообразную деятельность, какую явила церковь Святого Лазаря.

Она основывала и поддерживала школы, заботилась о больницах и кладбищах, помогала бедным, защищала интересы горожан, помогала всем нуждающимся. Храм был сильным и мудрым представителем города и его интересов» [6].

Нами рассмотрена краткая история христианства острова Кипр, его святые места, удивительная и прекрасная Византийская церковь, древние святые иконы. Традиционно русские паломники приезжают на Кипр, в святые храмы, благодаря чему Святая Русь продолжает и укрепляет традиции православия.

Список источников и литературы 1. Воспоминания из Святого Монастыря Киккос. – Изд-во NUOVA VISTAFDB. Никосия, 2010. 2. Костас Коккинофтас. Святой монастырь Богородицы Троодитиссы, – 2013. – С. 13–15. 3. Костас Коккинофтас. Святой царский ставропигиальный монастырь Махера. Краткая история. – Издание монастыря Махера, 2011. 4. Ричардс Дик. Краткая история Кипра в десяти главах. 1992. С. 8–25. 5. Священная Митрополия Морфу. Священномученик Киприан в Менико. – Изд-во «Феоморфу», 2012. 6. Святой Лазарь, Друг Христов и первый Епископ Китийский. История Его Храма в Ларнаке. – Ларнака, Кипр, 1999.

Комарова Л.В. (Россия, г. Краснодар)



Другие новости и статьи

« Революция 1917 г. в призме исторической социологии

Кино как «важнейшее из всех искусств» в первые десятилетия советской власти (1917–1940) »

Запись создана: Среда, 9 Октябрь 2019 в 0:12 и находится в рубриках Современность.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы