Межкультурное и межэтническое сотрудничество – ключевой маршрут к миру и согласию
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы межкультурного и межэтнического сотрудничества как ключевого маршрута к согласию; описываются используемые в творческой мастерской для студентов интенсивные возможности межкультурной ментальности, развития толерантности и формирования модели культурного компромисса.
Ключевые слова: национальная безопасность, межэтническое сознание, межкультурная компетентность, модель культурного компромисса, толерантность, полиэтническая образовательная среда.
Panfilova A.P. (Russia, St. Petersburg) Cross-cultural and interethnic cooperation is a key route to peace and harmony Abstract.
This article examines the problems of cross-cultural and interethnic cooperation as a key route to agreement; describes the intensive opportunities for the development of tolerance and the formation of cross-cultural mentality and cultural compromise model used in the creative workshop for students. Keywords: national security, interethnic consciousness, crosscultural competence, cultural compromise model, tolerance, multiethnic educational environment.
Постановка проблемы.
Решение национального вопроса и обеспечение тем самым национальной безопасности во всех странах и во все времена было одним из основных приоритетов государства. Современные политологи среди разных подходов в реализации этой проблемы выделяют тот, при котором ведётся трудоёмкая, кропотливая работа по поиску культурного компромисса, расширению сфер согласия и доверия между народами. Постоянное внимание развитию взаимного понимания, терпимости, бережного отношения к духовным и культурным ценностям людей разных национальностей составляет глубинную суть российского общества, позитивно отражается на менталитете большинства представителей нашего народа, формирует общие для всех этносов идеалы и ценности.
Стабильность в стране, гражданский мир и межэтническое согласие являются результатом интернационального и толерантного воспитания молодёжи. Именно эту задачу рассмотрим в данной статье подробнее. События, происходящие в последнее время в странах Европы, Азии и Африки, в США, показали, что даже в самых благополучных государствах, как правило, не всегда удаётся избежать конфликтов, инцидентов и противоречий на национальной почве.
Однако известно, что межнациональное согласие стабильнее и крепче в том государстве, где создана правовая база, которая на деле гарантирует права и свободы представителям всех этносов, и где ментальность народа позволяет комфортно взаимодействовать и совместно работать с представителями разных национальностей и достигать при этом межэтнического согласия.
В условиях рыночной глобализации экономики у компаний и организаций, а следовательно, и у деловых партнёров возникает объективная необходимость устанавливать и поддерживать многообразные межэтнические контакты с деловыми людьми разных стран, представляющих собой другое языковое и культурное пространство.
В последние десятилетия в Россию приезжают люди со всего мира: одни в поисках работы или учебных центров, другие для заключения договоров и контрактов о сотрудничестве, третьи для инвестиций и создания совместных предприятий, четвёртые в качестве туристов для знакомства со страной и её народом. Известно также, что в большинстве российских городов и поселений помимо собственного многообразия народностей проживает огромное количество людей из бывших социалистических стран.
Те, у кого уже есть высшее образование, работают врачами, учителями, юристами, журналистами, продавцами, медсёстрами, а также занимают руководящие и управленческие должности, имеют собственные предприятия и компании.
В то же время замечено, как показывает практика, что в связи с увеличением многонационального состава Российской Федерации, расширения межкультурных и межэтнических контактов всё ещё остро стоит проблема нетерпимости, напряжённости, конфликтов между представителями различных национальностей, особенно среди молодёжи, о чём регулярно свидетельствуют средства массовой информации. Представляется, что к этнической напряжённости, проявлению национализма и ксенофобии приводит то, что культурная адаптация для многих приезжих проходит порой достаточно сложно.
Анализ ситуации позволяет предполагать, что межэтнические отношения нередко осложняются тем, что конфликтуют и испытывают разнообразные трудности люди, не просто имеющие различные культурные традиции и менталитет, принадлежащие к православию или исламу, другим религиям и вероисповеданиям, но и относящиеся к разным традиционным, а также к новым самоуправляемым общинам, например культурно-этническим, экономическим, территориальным или социальным.
Трудности адаптации молодёжи связаны также с тем, что в деловой России в последнее время появляется всё больше совместных предприятий разных направлений, открываются филиалы (отделения) по сбыту, переводятся инвестиции из разных европейских и восточных стран, что также приводит к необходимости постоянного приезда деловых партнёров и специалистов, к обязательному соприкосновению разных культур, других языковых и культурных пространств.
Для различных уровней компаний и организаций это означает, что уже сегодня, а также в будущем им, возможно, придётся иметь в подчинении коллег, а также руководителей, которые прошли социализацию в ином культурном пространстве. Межкультурная компетенция в разных областях деятельности сегодня причисляется к главным условиям экономического выживания. Она предполагает толерантность по отношению друг к другу молодых людей, будущих специалистов, к другой культуре и иному образу жизни.
Проблемы формирования поликультурных городских и сельских социальных общностей, гражданского общества требуют межкультурного и межэтнического сотрудничества, являющегося для участников делового взаимодействия ключевыми маршрутами и важными стратегиями формирования мирного сосуществования. Из сказанного очевидно, что наши соотечественники, особенно представители молодёжи, нуждаются в развитии межкультурной и этнокультурной компетентности, в развитии межкультурного сотрудничества и умения жить в интернациональной среде, при этом принимать во внимание влияние разных культур на поведение людей, которые «живут в этой культуре».
В то же время практика свидетельствует, что для достижения согласия и мирного сосуществования в профессиональной деятельности необходимо постоянно развивать и обучать не только персонал организаций, но и тех, кто сегодня получает специальное образование, то есть студентов вузов, а также учащихся образовательных учреждений. Важно также, чтобы эти проблемы анализировались в системе воспитательной работы общественных организаций и в семьях. Интернационализация организаций выдвигает особые требования к этнокультурной компетентности молодых специалистов, поддерживающих интернациональное сотрудничество в силу тех целей и задач, которые стоят перед ними.
Этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической общности и культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [1]. Как известно, культура культуре рознь, и в соответствии с этим вряд ли можно обобщённо говорить о межкультурной компетенции людей или о специальных технологиях, цель которых – приобретение этой компетенции.
Специалисты в теории управления под компетенцией понимают поведенческий индикатор, характеризующий то, что человек реально делает для достижения результата, а не то, что мог бы сделать или умеет делать в принципе, а также то, как он это делает.
Так, например, индикатором поведенческих межкультурных компетенций молодых людей, способных контролировать и управлять процессом межличностных отношений с представителями других культур, на наш взгляд, могут стать следующие их способности: – легко устанавливать контакт с людьми других культур и использовать навыки межличностного общения для достижения поставленных целей; – проявлять эмпатию (в-чувствование в других) и сопереживание; – демонстрировать уважение и интерес к чужой культуре;
решать проблемы, учитывая совместные интересы; – ориентироваться на достижение результатов, значимых для представителей других культур; – проявлять самоконтроль и усваивать компромиссные образцы поведения; – проявлять толерантность к национальным особенностям людей, знать иностранный язык; – следовать модели культурного компромисса [2]. Модель культурного компромисса предполагает, на наш взгляд, согласование разнообразных коммуникативных (публичного, делового, научного) стилей общения, культурную идентичность сообщества и особенностей поведения людей в той стране, в которой происходит межличностное взаимодействие. Это позволяет избежать явных конфликтов.
Однако доказано, что проведение совместных мероприятий, которые лежат вне контура компромисса, на практике вызывают определённые трудности, ведущая из которых – не только слабая межкультурная компетентность, но и неразвитый у молодёжи навык осуществления эффективного сотрудничества с представителями другой культуры. Происходящие в мире усложнения процессов взаимодействия представителей различных культур предполагают развитие, прежде всего, толерантности как системообразующей ценности социального бытия.
Важным становится рассмотрение сущности толерантности, направленной на сохранение «своего» при принятии «иного», и вытекающая из этого проблема границ толерантности [3]. В то же время современная практика деятельности свидетельствует, что молодому человеку сегодня не обойтись и без такой важной компетентности, как сотрудничество с представителями других культур и народностей. Нам представляется, что показателями оценок, по которым можно судить о наличии такой компетентности, например, могут быть: – приветливый и предупредительный стиль общения; – подчёркивание общей цели и интересов, умение пойти на компромисс; – поддерживание зрительного контакта с деловыми партнёрами с учётом их национальных особенностей; – владение «языком тела», характерным для той или иной культуры, организацией пространства взаимодействия; – знание национальных особенностей и этических правил поведения в сфере межличностных и межгрупповых отношений; – понимание концептуальных основ ценностей представителей других культур и их идеологии и др.
Благоприятным условием для обучения межкультурной и этнокультурной компетенции молодёжи являются познавательная подвижность, гибкость в межличностных действиях, отсутствие этноцентристской и установочной моделей мышления, открытость к культуре страны, с представителем которой осуществляется взаимодействие, к их непривычному образу мышления и способам поведения, эмпатия, а также способность и готовность к установлению социальных контактов с мигрантами, руководителями общин, представителями из зарубежных стран, обучающимися студентами или работающими в России, и другими представителями современного глобального социума.
В связи со сказанным для молодых людей, обучающихся межэтническому и межкультурному миру и согласию в РГПУ им. А.И. Герцена, нами была разработана и внедрена для участников творческой мастерской «Игротехнический менеджмент», 13-й год работающей на кафедре социального управления, интерактивная программа социализации молодёжи в полиэтнической образовательной среде, включающая следующие направления и формы их реализации:
1. Повышение уровня социальной активности молодёжи (информационные доклады и сообщения, письменные рефераты, аудиовизуальные презентации, видеопрограммы, игровое проектирование по созданию коммуникативных моделей культурного компромисса для профилактики этнических и межнациональных межличностных конфликтов, имитирующие другую культуру; проведение конкурсов проектов, конференций и мероприятий по развитию самоуправления).
2. Изменение уровня социальной адаптивности (использование интенсивных технологий группового взаимодействия: проведение образовательных веб-квестов, которые могут проводиться как в off-line, так и в on-line пространстве; квестов в музеях, внутри зданий, в парках, на местности (городское ориентирование – «бегущий город»); квесты на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования и краеведения; а также смешанные варианты. Тренинги и игры, ориентированные на совместное участие представителей разных национальностей, ролевые игры, в которых партнёрами и экспертами являются обученные люди из других стран, прошедшие социализацию в России, поэтому «они вжились» в разные культуры и могут продемонстрировать модель культурного компромисса [4].
Становится всё более распространённым для молодёжи использование в развивающих и обучающих целях деловых и креативных пространств города, где проводятся форсайты, стартапы, воркшопы, предполагающие интенсивный курс по этнокультурным проблемам; мастерские, где профессионалы делятся с молодыми своим мнением и опытом, а также инициируется процесс обмена мнениями с помощью вовлечения представителей разных национальностей в обсуждение проблематики.
В последнее время завоёвывают симпатию у молодёжи и антикафе (тайм-клуб, тайм-кафе) – новый тип общественных заведений социальной направленности, где организуется общение молодёжи разных национальностей, видов деятельности, культуры и вероисповедания).
Посетившие такие мероприятия студенты в творческой мастерской дискутируют и обмениваются своими впечатлениями. 3. Изменение уровня социальной автономности (проведение проблемных семинаров, деловых и имитационных игр, тренингов ассимиляции к культуре, для которых разрабатываются специальные программы в письменной или в компьютерной форме; анализ практических кейсов по взаимодействию молодых людей с представителями чуждых друг другу культур, которые адекватно можно комментировать, только зная нормы и стандарты поведения и на их основе грамотно его интерпретируя) [5].
4. Повышение уровня нравственности и обучение сотрудничеству (встречи и круглые столы с ветеранами ВОВ, узниками концлагерей, с блокадниками, с преподавателями и работниками образовательных учреждений, участвовавших в разнообразных военных событиях других стран). 5. Улучшение качества межэтнического взаимодействия (проведение игр и тренингов по кросс-культурной компетентности, толерантности, патриотических игровых конкурсов, праздников, метафорических игр).
Таким образом, описанный комплекс игровых технологий и интерактивных мероприятий для молодёжи предназначен для реализации разнообразных направлений, таких как: формирование межкультурной и межэтнической компетентности и обучения сотрудничеству; повышение индекса толерантности, социальной преемственности и позитивной этнической идентичности; развитие эмпатийных установок, формирование доброжелательных отношений; сравнение «Я-позиции» с этнокультурной нормой, рефлексия своих изменений в личностном развитии, свободный выбор в дальнейшем поведении; умение находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций, достигая согласия и мира между представителями разных народностей и культур.
Список источников и литературы
1. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. – 2005. – №3. – С. 35–42. 2. Панфилова А.П. Оценка ключевых компетентностей менеджеров в условиях перемен. – В кн.: Менеджмент XXI века: стратегии, технологии, человеческие ресурсы. Сб. научных статей. – СПб: ООО «Книжный Дом», 2009, С. 32–37. 3. Морозов И.А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. – Уфа: Лето, 2011. – С. 49–52. 4. Панфилова А.П. Role-playing games in development of interpersonal communication skills of managers. International Conference on European Science and Technology. Materials of the VII international research and practice conference Vol. II, Munich, Germany. 2014. С. 88–92. 5. Панфилова А.П., Долматов А.В. Взаимодействие участников образовательного процесса: учебник для бакалавров / Под ред. А.П. Панфиловой. – М.: Изд-во «Юрайт», 2014. – 487 с. (С. 160–172; 220–267).
Панфилова А.П. (Россия, г. Санкт-Петербург)
Другие новости и статьи
« К вопросу об использовании проблемного подхода в воспитании курсантов
Революция 1917 г. в призме исторической социологии »
Запись создана: Среда, 9 Октябрь 2019 в 0:03 и находится в рубриках Современность.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика