26 Октябрь 2018

Социокультурная интеграция в современной России

oboznik.ru - Университет как инструмент мягкой силы

Аннотация. Цель исследования – анализ ценностных оснований и специфики социокультурной интеграции в современной России. В статье акцентируется внимание на исследовании потенциала социокультурной интеграции к деэскалации этнической напряжённости и разрешения деструктивных конфликтов идентичностей.

Автор рассматривает факторы региональных конфликтов и подчёркивает дестабилизирующую роль реполитизации этничности. Ключевые слова: социокультурная интеграция, региональные конфликты, конфликты идентичностей, солидарность, Россия. Popov M.E. (Russia, Stavropol) Socio-cultural integration in modern Russia Abstract. The paper is devoted to research of ideological grounds of social-cultural integration in Russia.

The research focuses on the ability of the social-cultural integration in the transformation of destructive identity-based conflicts into conflicts of interest. The author considers the structural factors of the identity-based conflicts and emphasizes destabilizing role of the politicization of ethnicity. Keywords: socio-cultural integration, regional conflicts, identity-based conflicts, solidarity, Russia.

Специфика региональных конфликтов как основных угроз и вызовов безопасности полиэтнического российского общества заключается в том, что они протекают на фоне незавершенных посттрадиционных трансформаций и столкновения конкурирующих социально-политических ценностей. Понятие ценностного столкновения уточняет концепт конфликта идентичностей как наиболее деструктивной формы этнополитического конфликта, подчёркивая системно-генетический характер данной объяснительной модели.

В российской политической культуре продолжается поиск конструктивных способов урегулирования региональных конфликтов, что в свою очередь приводит к необходимости экспликации ценностного и антиконфликтного потенциала социокультурной интеграции. При обсуждении консолидационных инструментов социокультурной интеграции на Северном Кавказе как наиболее конфликтогенном российском регионе необходимо учитывать следующее. Во-первых, социокультурная интеграция – это цивилизационный и макрополитический проект, содержание которого в значительной степени определяется проблемами обеспечения национальной безопасности России и спецификой российской политической культуры.

Во-вторых, развитие Северо-Кавказского региона после окончания вооружённых конфликтов показывает недопустимость и невозможность ориентации на политический изоляционизм и культурную исключительность той или иной этносоциальной системы. Как отмечают Дж. Фирон и Д. Лейтин, «полноценная теория этнического конфликта должна объяснить, почему, несмотря на серьёзные напряжённости, этнические отношения, основанные на мире и интеграции, являются более типичным явлением, чем крупномасштабное насилие» [1, р. 715–727].

Социокультурная интеграция как социально-политический проект поддержания и продвижения гражданских идентичностей, ценностей, институтов, позволяющий всем социальным субъектам участвовать в политической жизни на основе принципов справедливости и равноправия, становится основным методом разрешения конфликтов в изменяющихся сложносоставных обществах: гражданская интеграция исключает процесс механической консолидации, основанной на силе ассимиляционного принуждения и навязывании унифицированной идентичности.

Теоретическая традиция исследования социокультурной интеграции связана с концептуальным противоборством теорий конфликта, мультикультурализма и неофункционализма: противоречие заключается в трактовке сущности интеграции как способа деэскалации этнического конфликта и статуса этнических меньшинств в плюралистических обществах, при этом конфликтологи опираются на анализ конфликтогенной природы этничности, мультикультуралисты исходят из нормативности аскриптивной этнической идентификации, представители функционалистской парадигмы интерпретируют статус и права этнических групп с позиций равенства возможностей и императивности интеграции.

Социокультурная интеграция как культурно-политический проект находится в зависимости от трёх различных, но взаимосвязанных факторов: 1. Признание плюрализма этнических идентичностей в рамках единого нормативно-правового пространства. 2. Представительство этнических групп в целях предоставления гарантии того, что их интересы учитываются в процессе принятия государственных решений. 3. Перераспределение экономических ресурсов между различными этносоциальными субъектами в целях предотвращения социальных неравенств, поляризаций, диспропорций, фрагментаций на основе экономического статуса, этнической и религиозной идентичности.

Теория интеграции стремится к сочетанию концептов индивидуальной свободы и групповой лояльности как контрнарративов насильственной ассимиляции, что можно рассматривать в качестве движения к плюрализму и уважению к различиям на индивидуальном и коллективном уровнях. В этнонациональной сфере социокультурная интеграция формирует рационально-коммуникативные механизмы гражданской консолидации на основе принципов равенства и справедливости. Социальная справедливость, создание «общества для всех», является всеобъемлющей целью интеграции. Справедливость относится к социетальным принципам и ценностям, которые позволяют социальным субъектам получать справедливую долю выгоды за справедливую долю ответственности в рамках совместной жизни в обществе.

Концепции социальной справедливости определяют гражданское общество как наиболее желательное и достижимое при условии, если права и обязанности распределяются в соответствии с согласованными принципами равенства; это интегрированное общество, в котором социальные субъекты могут принимать участие в социальной, экономической и политической жизни на основе равенства прав и возможностей, справедливости и достоинства. Политика социокультурной интеграции имеет ценностно-нормативной целью социальную инклюзию, подразумевая равные возможности и права для всех социальных субъектов: в результате реализации этой задачи социальная система становится более интегрированной, что предполагает гражданское равенство и улучшение жизненных стратегий.

Социокультурная интеграция снижает этническую напряжённость, что связано с высоким уровнем общегражданской солидарности и безопасности, редукцией интерпретаций социальных проблем посредством негативной стереотипизации «других» как «культурных врагов». В российской политической культуре ценностная задача интеграции – разрешать этносоциальные и этнополитические противоречия. Конфликтогенность групповых идентичностей обусловлена негативной стереотипизацией «других» в процессе конструирования этнических «границ». Культурные различия не приводят к неизбежным конфликтам идентичностей, формируя предпосылки к социокультурной интеграции и межэтническому диалогу; однако, когда этноконфессиональные различия политизируются и интерпретируются как угрозы групповой безопасности, – возникают трудноразрешимые конфликты идентичностей.

По словам В.А. Ачкасова, «если государственные институты не предпринимают усилий, направленных на обеспечение коммуникации между этническими группами и обуздание их притязаний, или не имеют возможностей и ресурсов для этого; если слабы или отсутствуют посреднические институты гражданского общества, то возрастает риск, что перед конфликтующими этническими группами остро встанет дилемма безопасности. Каждая из них будет (обоснованно или нет) ожидать, что другая группа воспользуется слабостью государства и протолкнёт свою «политическую повестку дня». В целях самозащиты группа предпримет упреждающие меры предосторожности, которые могут быть интерпретированы противоположной стороной как акт агрессии» [2, с. 54].

Каждый этнический конфликт имеет свои уникальные характеристики, и в разных контекстах некоторые из этих элементов будут более заметны, чем другие, но все они являются общими знаменателями генезиса этнического конфликта. Примордиалистский подход помогает объяснить роль конфликтного потенциала этнической идентичности. Концепции политических антрепренёров и подходы ресурсной конкуренции объясняют, как взаимодействуют институционально-политические факторы и этнические эмоции. Многообразные полиэтнические сообщества имеют различные степени конфликтного потенциала.

Этнические эмоции, коренящиеся в воспоминаниях исторических обид, лежат в основе потенциального конфликта». «Этничность воплощает в себе элемент мощной эмоциональной напряжённости, – отмечает Д. Горовиц, – которая может быть реактивирована, если группами осознаётся угроза собственным интересам, что приводит к этнификации, этнической интолерантности, конкуренции и в конечном итоге – конфликту идентичностей» [3, р. 9]. Конфликты идентичностей опасны тем, что в их генезисе и динамике этнические стереотипы и социальная неудовлетворённость будут с высокой степенью вероятности политизированы; воздействие установок к насилию состоит в том, чтобы сконцентрировать социально-агрессивный потенциал в точке этнической непримиримости. Величина этнополитического насилия в конфликтах идентичностей детерминирована остротой восприятия угроз групповой безопасности, интенсивностью социальной неудовлетворённости, масштабами институциональной поддержки, в совокупности являющимися условиями открытого противостояния.

Современная теория разрешения конфликтов акцентирует внимание на ценностной и институциональной интенции социокультурной интеграции к трансформации деструктивных конфликтов идентичностей в конфликты интересов. Системные факторы региональных конфликтов идентичностей – политизация этничности, эскалация неравенств и поляризация – остаются основными причинами деструктивного воздействия на социокультурную интеграцию на Северном Кавказе; демодернизационные процессы в этих условиях формируют новые конфликтогенные идентичности. Необходимость государственного стимулирования социокультурной интеграции в региональном мультиэтническом

сообществе обусловлена ценностными и инструментальными причинами: с этической точки зрения, создание интегрированного «общества для всех» является самоочевидной социетальной целью; структурные факторы связаны с необходимостью уменьшения социокультурных различий, ведущих к изоляции, поляризации, фрагментации и оказывающих негативное воздействие на модернизационные процессы: социокультурная интеграция в современной России подразумевает формирование надэтнической идентичности.

В российской политической культуре социокультурная интеграция как социально-политический проект конфликтного урегулирования опирается на следующие принципы: 1) интеграция имеет морально-ценностный императив, заключающийся в прогрессе в направлении к социальной солидарности и более справедливому и равноправному обществу; 2) в процессе социокультурной интеграции конфликтогенные факторы социальных неравенств и экономической поляризации могут быть смягчены за счёт социального включения личностей и групп, ранее исключённых из определённых видов деятельности; 3) в стремлении к социальной инклюзии, универсализму, единообразию политика интеграции может уменьшать культурные различия и нивелировать ценности мультикультурализма.

Социокультурная дезинтеграция, вызванная затяжными региональными конфликтами, может быть преодолена целенаправленным конструированием интеграционной гражданской идентичности. В северокавказском социуме стратегия интеграции должна строиться не на ассимиляционной политике и подавлении различий, но на принципах солидарности и межэтнического сотрудничества. Интеграционные задачи обеспечения региональной безопасности и преодоления этнических противоречий в их наиболее деструктивной форме – конфликтов идентичностей – носят системный общероссийский характер. Социокультурная интеграция в этом аспекте должна выступать в качестве инструмента конфликтного предупреждения – воздействия на конфликтную среду путём структурных трансформаций и рационализации противоречий.

Список источников и литературы

1. Fearon J., Laitin D. Explaining Interethnic Cooperation // The American Political Science Review. 1996. Vol. 90.

2. Ачкасов В.А. Этнополитический конфликт как следствие этнизации социальных проблем // Политэкс. 2013. Т. 9. №2. С. 41–61. 3. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Los Angeles: University of California Press, 1985.

Попов М.Е. (Россия, г. Ставрополь)

Другие новости и статьи

« О формировании в составе РККА Прибалтийских национальных корпусов

Развитие видов и родов Вооруженных Сил »

Запись создана: Пятница, 26 Октябрь 2018 в 19:31 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика