К вопросу об использовании проблемного подхода в воспитании курсантов



К вопросу об использовании проблемного подхода в воспитании курсантов

#СМИ#воспитание#курсант#обучение

oboznik.ru - Применение педагогических информационных технологий в образовательном процессе

АННОТАЦИЯ: К задачам воспитательной деятельности в военно-профессиональных учебных заведениях относится развитие личностных и профессиональных качеств будущих офицеров. Спектр этих качеств определяется требованиями социума, которые, зачастую, противоречивы. Поэтому для решения воспитательных задач эффективным может стать проблемный подход. Обоснованию воспитательного потенциала данного подхода и уточнению ряда теоретических аспектов его применения посвящена данная статья.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: требования к личности офицера, воспитание курсантов, противоречия, проблемная ситуация, проблемный подход.

Личностно-профессиональное воспитание курсантов является важнейшей задачей военно-профессионального образования. В числе воспитательных задач ключевое значение имеет формирование качеств личности, соответствующих современным требованиям к военнослужащим со стороны государства, общества, профессии. Однако данные требования, зачастую, отличаются противоречивостью, что актуализирует важность использования проблемного подхода в решении воспитательных задач. Уточнение теоретических основ применения проблемного подхода к воспитанию курсантов составило цель нашего исследования.

Проблемное обучение представляет собой систему научно обоснованных методов и средств, предполагающую создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению [1, 2, 3 и др.]. Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели / сделать выбор известным ему способом, что побуждает искать новый способ объяснения или способ действия [4 и др.].

Проблемные ситуации и, соответственно, все проблемное обучение строятся на принципе противоречия, как закономерности познания, как основного механизма, активизирующего обучение на уровне обучающихся. Согласно психологической теории мышления С.Л.Рубинштейна, именно проблемной ситуацией, противоречием, определяется вовлечение личности в мыслительный процесс [5]. Указанная идея трансформировалась в проблемном обучении в следующее положение: постановка проблемной задачи (создание проблемной ситуации) приводит к появлению познавательной потребности, в связи с чем повышается мыслительная активность обучающегося и развивается интеллект.

В процессе решения проблемных задач обучающиеся овладевают новыми знаниями и способами действий, благодаря чему происходит формирование творческих способностей личности (продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллекта, эмоций). Проблемные ситуации можно подразделять по нескольким основаниям, среди которых, на наш взгляд, для целей воспитания курсантов наибольшее значение имеют следующие: – по области научных знаний или учебной дисциплине; например, проблемные ситуации могут возникать: при изучении этики – ввиду возможных противоречий между социальными и профессиональными нормами поведения, изучении истории – в случае противоречивых трактовок одних и тех же событий, безопасности жизнедеятельности – если при освоении способов действий в чрезвычайных ситуациях происходит «столкновение» целей обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих или целей обеспечения безопасности и выполнения служебной задачи и т.д.; – по направленности на поиск недостающего нового (новых знаний, способов действия, выявления возможности применения известных знаний и способов в новых условиях); например, в основе проблемной ситуации может лежать противоречие: между необходимостью действовать в новой социокультурной среде и отсутствием либо недостатком знаний об обычаях, традициях, менталитете народа; между сформированной способностью действовать нестандартно, творчески и необходимостью реализовать данную способность в условиях жестко регламентированной деятельности и служебной дисциплины и т.д.; – по уровню проблемности (очень острые противоречия, средней остроты, слабо или неявно выраженные противоречия); в частности, острые противоречия могут возникнуть при необходимости действовать в условиях противоположных побуждений (например, при выполнении боевой задачи, – стремление обезопасить население и установка на сохранение служебной тайны), либо при иерархизации целеопределяющих ценностей, равнозначимых для курсанта (как вариант – ценности служебного долга и ответственности перед семьей); неявные противоречия могут возникнуть между требованиями к поведению военнослужащего с точки зрения патриотизма и интернационализма, профессионального и личностного развития (обогащение системы профессиональных знаний и расширение общего кругозора) и пр.; – по типу и характеру содержательной стороны противоречий, заложенных в проблемной ситуации: например, между житейскими представлениями о сущности военной профессии и научными знаниями, практическим опытом ее осуществления; между неожиданными результатами относительно привычных действий и неумением объяснить данный факт; между стремлением соответствовать предъявляемым требованиям к личности и недостатком сведений об этих требованиях или неспособностью к самовоспитанию в данном направлении и т.п.

Помимо вышесказанного, в образовательном процессе, по мнению А.В. Хуторского, необходима и постановка таких проблемных ситуаций, которые возникают в реальной жизни за рамками известного пока науке, и для которых нет однозначного ответа и у самого педагога. То есть, на взгляд автора, как важный и в некоторых случаях необходимый элемент проблемного обучения можно применять такие проблемные ситуации, которые находятся в зоне актуального изучения того или иного предмета, что способствует большей свободе учащихся и повышает их творческую активность [6 и др.].

Развивая данную мысль, можно сказать, что при проблемной организации воспитания курсантов могут быть использованы неразрешенные либо неразрешимые однозначно нравственные противоречия. В подобных проблемных ситуациях только жизненный опыт, жизненные обстоятельства, сложившиеся мировоззренческие установки и т.п. конкретного субъекта могут определить характер, способ, а также результаты разрешения противоречий. Таким образом, у курсантов сформируется понимание неоднозначности жизни, многообразия жизненных и профессиональных коллизий, сложится представление о личной ответственности за некоторые решения, выстроится система критериев, по которым в дальнейшем эти решения будут приниматься.

В современной теории проблемного обучения выделяется десять дидактических способов создания проблемных ситуаций, часть которых может быть взята за основу для организации проблемного воспитания курсантов:

1. Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Основой для создания такой ситуации могут служить, к примеру, задачи-парадоксы, типа: военнослужащие обладают наибольшими (по сравнению с остальным населением) возможностями разрешать конфликты насильственным путем, однако данная категория граждан не является самой агрессивной, не составляет «костяк» преступности. Поиск ответов на возникающие вопросы, объяснение «парадокса» не только активизирует поисковую деятельность курсантов, например, в области военной психологии, но и детерминирует стремление разобраться в этике военно-профессиональной деятельности.

2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении обучающимися учебных задач, в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике. Например, курсанты нередко оказываются «перед лицом» противоречия между коллективистскими установками, дружескими связями и необходимостью выполнять (постоянно или единовременно) руководящие, контролирующие, организаторские функции. Обсуждение подобных – жизненных – затруднений в формате беседы, диспута и т.п. имеет большое воспитательное значение. Проблемные ситуации данного типа могут и целенаправленно создаваться педагогом, например, путем постановки перед курсантами задания самостоятельно изучить новый материал (содержательно связанный с воспитательными задачами), организовать товарищей для участия в новом воспитательном мероприятии и т.п.

3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить исследовательская работа обучающихся, направленная, в частности, на поиск обоснований значимости соблюдения этических норм при выполнении военно- профессиональных обязанностей; роли вооруженных сил в жизни человека, общества, государства и т.д. 4. Побуждение курсантов к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации. Например, возможно изучение требований к личности офицера в армиях разных стран мира, культурных особенностей населяющих эти страны народов.

На основе полученных данных предлагается определить, почему в разных странах некоторые требования сходны, и иные – в той или иной степени различаются, в каких случаях, при каких условиях те или иные требования являются более обоснованными, какие из них позволяют более эффективно решать военно-профессиональные задачи и почему и т.п. Известно, что в воспитании одним из ключевых является принцип коллективизма; его реализация требует организации групповой работы обучающихся, для чего проблемный подход также является достаточно эффективным.

В зависимости от конкретных воспитательных целей и задач, проблемное занятие может проводиться в разных формах. Одной из наиболее эффективных в данном контексте является дискуссия. Дискуссия представляет собой форму организации коллективного мышления; одним из условий ее эффективности является хорошая подготовка всех обучающихся. Им заранее необходимо указать проблемы и основные вопросы для обсуждения, поиска наиболее приемлемых решений. Вопросы следует формулировать так, чтобы на них не было готового ответа. Они должны заинтересовать обучающихся своей научностью, конкретностью поставленных проблем, тесной связью с практикой. Проведение дискуссий, посвященных вопросам важности военной службы, правомерности или обоснованности тех или иных требований к личности офицера, содержания морального кодекса офицера и т.п. может стать мощным мотивирующим средством, обеспечивающим формирование профессиональных убеждений и мировоззренческих установок курсантов, повышения интереса к военно- профессиональной деятельности и т.д. Все это будет способствовать подготовке курсантов к разрешению сложных моральных, ценностно- ориентационных и т.д. проблем в процессе профессиональной деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Давыдов, В.В. Проблемное обучение / В.В.Давыдов // Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Просвещение, 2003.

2. Джуринский, А.Н. История педагогики / А.Н.Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 2002.

3. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т.В.Кудрявцев. – М.: Знание, 2001.

4. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К.Бабанский // Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 2005.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – М., 1989.

6. Хуторской, А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.

Гречко А.А ., Рубан А.В.



Другие новости и статьи

« Манипуляция общественным сознанием как технология новостных медиа на примере сюжетов первого канала

Межкультурное и межэтническое сотрудничество – ключевой маршрут к миру и согласию »

Запись создана: Среда, 9 Октябрь 2019 в 0:01 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы