Изменение ценности науки в общественном сознании как отражение культурной динамики



Изменение ценности науки в общественном сознании как отражение культурной динамики

Аннотация. В статье рассматривается роль советских и российских СМИ в популяризации научного знания в ХХ и ХХI веках и на примере ситуации в современной российской науке и обществе иллюстрируется идея П. Сорокина о кризисе чувственной культуры и смене культурных суперсистем.

Ключевые слова: наука, образование, телевидение, СМИ, телепрограмма, социокультурная динамика, научно-популярный журнал, П. Сорокин. Studenikina E.S. (Russia, Krasnodar) Change in the value of science in the public consciousness as a reflection of cultural dynamics Abstract.

The author examines the role of the Soviet and Russian media in the popularization of scientific knowledge in the twentieth and twenty-first centuries. The example of the situation in the modern Russian science and society, the Author illustrates the idea of P. Sorokin, the crisis of sensate culture and the changing cultural supersystem. Keywords: science, education, TV, Media, TV program, sociocultural dynamics, popular science magazine, P. Sorokin.

Более полувека назад известный русско-американский социолог П.А. Сорокин создал теорию социодинамики культуры, выделив несколько типов культурных суперсистем, имевших место в истории человечества: идеациональную, идеалистическую и чувственную.

Смена суперсистем происходит постепенно, сопровождается определённым кризисом, изменением мировоззрения людей и господствующей системы ценностей в обществе. По мнению учёного, современное ему время – это эпоха кризиса чувственной (sensate) культуры, ориентированной на эмпирическое познание мира и повседневную реальность. Рассуждая о культурной динамике, П.А. Сорокин фиксирует в ХХ веке замедление темпа прогресса естественных наук и снижение их моральной ответственности.

Развитие же новых исследований и технологий неизбежно приводит к всё более быстрому опровержению ранее существовавших теорий и смене парадигм. «Фактически мы уже живём в Эпохе Сомнения. В наше время в любой из наук едва ли найдётся хоть один фундаментальный принцип, касающийся эмпирического мира, – равно как и законов логики, – который был бы бесспорным и «общепризнанным»!» – пишет П. Сорокин [1, с. 554]. В перспективе учёный полагал возникновение новых систем знания, признаки которых он уже наблюдал в современном ему обществе: «в самое последнее время наука уже становится гораздо более идеациональной или идеалистической по сравнению с тем, какой она была в ХIХ веке» [1, с. 1357]. Соответственно, в период кризиса чувственной культуры наука перестаёт быть идейным и моральным авторитетом для общества.

Система знания и восприятия мира начинает меняться. С момента выявления и описания П. Сорокиным данных тенденций ситуация продолжала развиваться в том же русле. В течение нескольких десятилетий мы наблюдаем в России возрождение религиозного мировоззрения с одной стороны и расцвет суеверий и мистики – с другой. Современный человек не идеализирует научное знание и не надеется получить от учёных ответы на все вопросы. Веберовская дихотомия «наука как призвание» или «наука как профессия» остаётся актуальной.

Всё большее количество молодых людей рассматривает исследовательскую деятельность лишь как одно из средств зарабатывания денег. Так как это не самый эффективный источник быстрого дохода в современном российском обществе, приток молодых специалистов не столь значителен. Объективно это выражается в уменьшении числа исследователей, а иногда и падении престижа исследовательских организаций. Так, Г.И. Осипов и М.С. Попов отмечают, что к 2014 году (по сравнению с 1995 г.) численность исследователей в России сократилась в 1,5 раза: с 1061 тыс. человек до 727 тысяч [2, с. 263–278]. Менее чем за 10 лет (с 2005 по 2014 г.) штатная численность персонала в институтах Академии наук сократилась на 10,5%, а исследователей – на 16,7% [2, с. 265].

Оценка результата научной деятельности лишь с точки зрения сиюминутной экономической эффективности мешает развитию фундаментальных исследований. Однако внутренними сложностями проблемы российской науки не исчерпываются. Существенно изменилось её место в общественном сознании. Например, Инновационный центр Сколково воспринимается обывателем как предмет для шуток и интернет-мемов, а не как источник достоверной информации и технологических прорывов. Мистическое объяснение событий и явлений становится всё более популярным и вытесняет авторитет науки. В СМИ появляются разнообразные программы, популяризирующие «ненаучный» подход к реальности, а всевозможные произведения в жанре фэнтези занимают высокие места в рейтингах книг и фильмов.

Если ХХ век был периодом расцвета научной фантастики в литературе и кино, то сейчас эту нишу занимают произведения о вампирах и оборотнях, а в фантастических фильмах зачастую игнорируются все законы физики; у зрителя также возникают ложные представления об астрономии, химии и анатомии. Сегодня целые телевизионные каналы позиционируют себя, как посвящённые паранормальным явлениям (например, слоганы ТВ-3: «Всё, кроме обычного», «Самый мистический» и т.д.) [3]. В то же время в 80-е годы прошлого века на двух общесоюзных телеканалах самой «мистической» была передача «Очевидное – невероятное», целью которой, по факту, было привлечение внимания широких слоёв населения к науке. Программа «Наука и жизнь» регулярно выходила в «праймтайм»: в пятницу или среду в промежутке от 18 ч 15 мин. до 19 ч 30 мин. (II общесоюзная программа). В целом Вторая программа, в отличие от Первой, содержала меньше политических передач и больше обучающе-развивающих. В будние дни (за исключением школьных каникул) время с 8.35 до 15 часов отводилось учебным фильмам и программам для школьников и учащихся СПТУ. Так как вещание велось с 8.00 до примерно 23.15 с двухчасовым перерывом, это составляло практически половину эфирного времени телеканала.

Например, в понедельник 12.01.1987 в указанный промежуток времени транслировались передачи: «А.С. Пушкин «Евгений Онегин». 8 класс», «Давай подумаем», «Учащимся СПТУ. Основы информатики и вычислительной техники», «Ботаника. 6 класс», «Русская речь», «Приборы – науке», «Экран – учителю. История», «Д. Дефо и его книга «Робинзон Крузо», «Учителю – урок музыки» [4]. В летнее время утренних учебных передач было меньше: в основном, в сетке вещания оставались иностранные языки: французский, немецкий, английский и т.д. Первая общесоюзная программа транслировала передачи «Твоя ленинская библиотека», «Русская речь», «Очевидное – невероятное» и др. На местном краснодарском телевидении выходила программа «Наука и религия» [5]. Таким образом, телевидение было призвано повышать образовательный уровень населения, а также популяризировать науку и знакомить всех желающих с её достижениями. Современная программа «Первого канала» и телеканала «Россия-1» практически не предлагает нам научных или образовательных программ. Эфирное время перераспределено в пользу новостных и развлекательных передач. Информацию о новостях науки мы, конечно, можем найти, но на других каналах (особенно спутниковых и платных) или в интернете.

Ориентацию молодого поколения на поиск информации в глобальной сети учитывают многие научно-популярные издания. Например, журнал «Наука и жизнь», основанный ещё в 1890 г. и возобновлённый в 1934 г., пытается компенсировать многократное по сравнению с 1970–1980-ми годами падение «бумажного» тиража созданием электронной версии. Сайт журнала ориентирован на современную молодежную аудиторию: он хорошо оформлен, позволяет посмотреть видео, познакомиться с новостями науки и отдельными статьями [6]. Ежемесячные журналы «Техника – молодёжи» (выходит с 1933 г.), «Моделист-конструктор» (выходит с 1962 г.) также имеют сайты, где предлагают читателям приобрести текущие номера в электронном виде. Однако, судя по тиражам, такого массового интереса читателей к самостоятельному техническому творчеству, как 40–50 лет назад, уже не наблюдается [7, 8]. Фактически сейчас отсутствует государственный и социальный заказ на распространение научной картины мира. На уровне средней общеобразовательной школы система ЕГЭ делает необязательным хорошее знание естественных наук для детей, собравшихся поступать в гуманитарные вузы.

Кроме того, различные предметы религиозной тематики, преподаваемые в школе, помимо крайне необходимого знакомства учащихся с мировой культурой создают проблемы учителям физики и биологии при объяснении тем о происхождении Земли и человека. Сложившаяся ситуация демонстрирует изменение отношения к научному знанию в обществе и оценку государством его полезности для населения. Таким образом, предсказанный П. Сорокиным кризис чувственной культуры и переход к иным – идеациональному или идеалистическому – типам знания постепенно воплощается.

Для современного человека наука не является абсолютным авторитетом. В отличие от ХХ века современные российские СМИ практически не занимаются ее популяризацией. Это приводит к росту разного рода религиозных и мистических представлений и меняет картину мира современных россиян, а особенно представителей молодых поколений, чьё мировоззрение только формируется.

Список источников и литературы

1. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика / П.А. Сорокин. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 1387 с. 2. Осипов, Г.И., Попов, М.С. Перспективы развития российской науки // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. М.: Центр социологических исследований, 2016. 3. https://tv3.ru/ (дата обращения 15.06.2017). 4. Телевидение. Радио. Программа передач. Краснодар. №2 (1257) с 12 января по 18 января 1987 г. 5. Телевидение. Радио. Программа передач. Краснодар. №24 (1279) с 15 июня по 21 июня 1987 г. 6. https://www.nkj.ru/ (дата обращения 20.06.2017) 7. technicamolodezhi.ru (дата обращения 20.06.2017). 8. http://modelist-konstruktor.ru/mk (дата обращения 21.06.2017).

Студеникина Е.С. (Россия, г. Краснодар)



Другие новости и статьи

« Некоторые актуальные аспекты встраивания России в мировую хозяйственную систему

Госпитали для военных ветеранов перепрофилировать не надо »

Запись создана: Воскресенье, 19 Ноябрь 2017 в 14:02 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы