23 Июнь 2020

Человек в информационном обществе

oboznik.ru - Интернет в наши дни
#общество#человек#информация

Аннотация: В дискуссионном ракурсе показано, что всепроникающая сила цифровых и информационных технологий стремительно меняет среду обитания человека, а конвергентное развитие инфо- наук и технологий с нано-, био-, и когнитивными науками и технологиями открывает возможности перехода к преобразованию человеческого тела как биологического феномена и формирования нового антропологического типа.

Техноэволюция ведет не только к изменению телесности, она влечет за собой и изменения в идентичности и структуре личности, определяет перемены в родовой самооценке человека, а также требует новых концептуальных подходов в парадигме современного гуманизма.

Ключевые слова: информационное общество, конвергенция технологий, эволюция человека, постчеловек, гуманизм. Развитие человека неизбежно. Являясь сложной системой, он в долговременной перспективе будет подвергаться дальнейшему усложнению собственной системной организации. Мощный импульс этому сгенерирован в процессах становления информационного общества. В информационном обществе информация является главным ресурсом, капиталом и ценностью. Развитие человека предполагает приобретение высоких компетенций по использованию информации и жизни в информационной среде, способность ориентироваться в условиях роста информационных потоков, адаптироваться к новой структуре информационных пространств. Информационные технологии способны повлечь за собой кардинальные перемены во всех областях жизни. Так, развитие информационных технологий открывает новые пространства для трудовой деятельности. Экономика знаний, электронные рынки, электронный бизнес приводят к развитию гибких форм занятости, дестандартизации труда и его вариативности.

Изменяется понятие рабочего времени, рабочего места, а успешность самореализации переносится в сферу досуга. Одновременно остро встает вопрос о том, что происходящие изменения не гарантирует каждому увеличения возможностей или повышения потенциала личностного развития. С появлением форм и каналов коммуникации, создаваемых глобальными информационными процессами, в социуме меняются способы коммуникаций, формируются новые принципы жизни, трансформируется культура. При этом новая культура не возникает лишь в связи с совершенствованием технологий, тем не менее они определяют появление совершенно новых культурных практик, где, например, физический мир часто выступает в качестве каркаса для оптических и аудиальных иллюзий, а способы коммуникации вырабатываются на основе «виртуализации» социального и культурного пространств, объединения нейротехнологий и технологий виртуальной реальности индивидуализированного субъекта. Нейрогаджеты будут у всех, звучит «на перекрестках» Интернета.

Активное внедрение в жизнь информационных технологий приводит к формированию качественно иного типа культуры, отражающего актуальные изменения социального ландшафта, и в то же время не ограждающего человека от попадания в ловушки фрагментированной, мозаичной культуры и потери социальных ориентиров. Можно бесконечно продолжать список изменений в жизни человека, которые происходят в современном информационном обществе.

Главное заключается в том, что история пока не знала таких темпов и масштабов перемен и такой всепроникающей силы цифровых и информационных технологий, перед воздействием которых человек может оказаться беспомощен. Стремительность социального развития привносит в жизнь все новые концепты информационализма. В условиях единой цифровой среды информационные технологии не могут рассматриваться в изоляции от процессов и перемен, происходящих в других областях. В свое время М.Кастельс отметил, что происходит «растущая конвергенция конкретных технологий в высокоинтегрированной системе, в которой старые изолированные технологические траектории становятся буквально неразличимыми. Так, микроэлектроника, телекоммуникации, оптическая электроника и компьютеры интегрированы теперь в информационных системах» [5, с.78]. Сегодня информационные системы – основа таких технологий, как: «Большие данные» (Big Data), искусственный интеллект, блокчейн, квантовые технологии, новые и портативные источники энергии, аддитивные технологии, цифровое моделирование, сенсорика и компоненты робототехники, технологии беспроводной связи, технологии управления свойствами биологических объектов, нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности. Скорость развития на основе технологических инноваций, где объединяющим началом служат информационные технологии, меняет среду обитания человека и обусловливает необходимость его адаптации к техносреде, а также вызывает коэволюцию «все более технологизирующегося человека со всѐ более антропологизирующейся техносредой» [1, с. 12].

Макросдвиг в социальной эволюции – термин Э.Ласло [6], стал бифуркацией развития цивилизации и повлек за собой пересмотр самого понятия человека, поиск новых антропологических подходов и концепций. Современные радикальные многомерные изменения связаны с конвергентным развитием инфо- наук и технологий с нано-, био-, и когнитивными науками, и технологиями («NBIC»), основанными на изучении сознания и поведения живых существ, человека в первую очередь. Новым этапом в конвергенции стало включение в нее социогуманитарных технологий, что привело к созданию новой конвергентной NBIC(S) где «S» и обозначает социогуманитарный аспект.

По мнению В.Аршинова, «построение пути в человекомерное будущее при всей его квантовосложностной неопределенности и растущей рискованности возможно лишь при создании новых инновационных подходов и инструментов его конструирования в рамках становящейся парадигмы сложностности … Именно поэтому такие надежды возлагаются на инновационный потенциал конвергентных технологий. Но эти надежды могут быть оправданы при том непременном условии, что в этот процесс будет вовлечено и социогуманитарное знание» [2]. Процесс конвергенции технологий означает, что технологизирующийся человек нашел необходимые инструменты для своего изменения. Остаются открытыми вопросы, сформируется ли на основе информационной природы новый антропологический тип, как и в каком направлении будет происходить эволюция? Для ряда исследователей очевидно начало нового этапа антропокосмической эволюции человека, когда происходит переход от превращения природы в неорганическое тело человека к преобразованию самого человеческого тела как биологического феномена [12, с 3.].

Такие преобразования, ведущие к изменению телесности, влекут за собой и изменения в самопонимании, то есть идентичности человека. Самоорганизационные процессы, возникающие в процессе конвергенции технологий, приводят к образованию квазиобъектов - гибридов природы и культуры, в которых барьеры между природой и культурой размыты [7]. В отношении человека, а вернее «постчеловека», это порождает далеко идущий прогноз: тело человека будут настолько высокотехнологичным, что границы между естественным и искусственным исчезнут. Степень этой «размытости» видится по- разному представителями различных школ. Так, социальная антропология постмодерна, предполагает мутацию человека вплоть до самых фантастических изменений сопряжения человеческих и нечеловеческих деталей. Таким образом, остро встают проблемы идентификации человека со своим телом, а также идентификации в условиях предполагаемого полного исчезновения тела из жизни человека в результате сохранения памяти в электронном виде. В современном мире человек «трансформирует свое тело изнутри (NBIC- технологии)», но может и «выносить границы» своего тела (и сознания) наружу», в связи с чем «среда приобретает черты телесности и сознания» [11, с.118], а телесная граница субъекта разрушается. Появление панкоммуникации как тотальной связи между материальными и цифровыми феноменами обозначило начало нового этапа коммуницируемости людей и окружающей среды, связи «разумных» сред, которая отчетливо проявляется, например, в таком явлении, как «Интернет вещей».

Об эволюции телесности человека, создании визуализаций и новых сред, где взаимодействуют физический и цифровой объекты, свидетельствуют также технологии гибридной реальности. Многие антропологические перспективы связаны сегодня с развитием Сети, которая придает информации особые качества и функции. Трансформации, происходящие в обществе, превращают взаимодействие участников коммуникации в сетевые потоки. Ссылаясь на М.Кастельса, Н.В.Смородинская подчеркивает, что «главной отличительной особенностью XXI в. является не столько доминирование информации как таковое, сколько сетевая логика ее использования – нелинейные формы коммуникаций, лишенные каких-либо пространственных и временных границ. … Массовые онлайновые контакты обнулили социальные расстояния, породив гигантские потоки информации и ситуацию непрерывных перемен, нередко воспринимаемую как «тирания момента». Общество столкнулось с резко возросшим динамизмом среды, повышенным уровнем взаимозависимости и постоянно высоким уровнем неопределенности» [10, с.12-13]. Новый человек информационного общества – это человек, идентификация и самоидентификация которого невозможна без доступа к сети.

Не развивая гипотетическую идею том, что человек должен видоизмениться, чтобы «рассеяться» в сеть, подчеркнем, что у современных людей социализация и деятельность происходят под знаком сети, дающим осознание себя именно как человека сети, идут внутри сети, приобретая обезличенный и множественный характер. Человек сети коммуницирует в логике сети, доступ к которой открыт в любое время и отовсюду с помощью мобильных устройств. Акт коммуникации происходит в различных технологических формах общения, отличающихся от традиционных, и несет в себе предпосылки формирования иной идентичности, обретаемой в том числе и в виртуальной реальности. При этом Сеть усиливает процессы индивидуализации человека, создает условия индивидуального отбора информации, личностного усвоения знания и смыслообразования.

В то же время нельзя не отметить, что цифровые медиа позволяют людям, преодолевая огромные расстояния, выстраивать группы по интересам, взаимодействовать, преодолевая любые границы, что, однако, создает риски использования их сообществами, ставящими преступные цели. Виртуальная и дополненная реальность «продолжают» мир человека и одновременно способствуют тому, что технологии становятся всепроникающей частью личной жизни человека. Прозрачность жизни означает потерю контроля над личными данными, потерю ее неприкосновенности, и это позволяет внедрятся в нее различным службам. Информационная революция положила начало тотальной слежке за человеком, открыв возможности перехватывать электронную переписку, просушивать телефонные разговоры, видеть перемещение SIM-карт, распознавать все «следы», которые оставляет человек в Интернете, переходя с сайта на сайт и участвуя в социальных сетях.

Она дала возможность делать определенные выводы относительно интересующего человека контента, желаний, мотивов и предпочтений людей, например, делающих покупки или играющих в компьютерные игры и т.д. Оцифрованные данные, например, информация о клиентах, материалы коммерческой слежки, сведения о заходах в социальные сети, материалы, выкладываемые людьми в Интернет, то есть огромные объемы неотсортированных данных могут подвергаться при помощи вычислительных мощностей анализу и учету, быстрому структурированию, что означает получение основы для контроля, навязывания поведения и появления препятствий для свободы формирования личности. В условиях, когда «среды становятся гибридными, реальности – дополненными, пространства – интерактивными, миры – зеркальными, производство – цифровым» [3], изменениям будет подвергаться не только идентичность. На саму структуру личности человека, вплоть до экзистенциальных категорий, будет влиять нечеловеческий опыт в виде симуляторов реальности и реальности «с другими принципами взаимодействия между объектами и субъектами, формируемыми правами доступа и законами перемещения. Вслед за этим будут меняться и этические, и эстетические принципы человека, и его способ познания действительности. … В связи с этим одним из важнейших вопросов является то, кто будет определять образ человека будущего, кто будет заказчиком изменений» [8]. Вопрос о том, что такое «человек», тесно связан с вопросом о том, что такое «гуманизм».

Гуманизм, провозглашенный в современную переломную эпоху как стратегическая цель развития, приобретает особое значение. Проблема гуманизма особенно актуальна в аспекте необходимости «высокого соприкосновения» человека с научно-техническим прогрессом. Преодолевая прежние прогрессивно- оптимистические трактовки, современный гуманизм требует смены в родовой самооценке человека и более того, вероятного «выхода за пределы той качественной определенности, с какой связано привычное представление о «человеке» [9, с.172]. Идеи «расширения человека» вывели на новый виток развитие трансгуманистического движения, представители которого видят в нем практический инструмент изменения человека и получения им дополнительных возможностей. Трансгуманистический дискурс предполагает открытость человека для качественных изменений за пределы человеческих возможностей, управляемый эволюционный переход к новому виду.

Трансгуманизм рассматривается как гуманизм информационной, постиндустриальной эпохи, который не укладывается в традиционный контекст и обладает весьма расплывчатыми контурами, однако, нельзя не поддержать мнения о том, что «скорее всего именно трансгуманизм окажется мировоззрением, наиболее созвучным новой эпохе, контуры которой только еще только прорисовываются» [4, с.202]. Вопросы продолжения эволюции человека в ракурсе технологического развития цивилизации являются остро дискуссионными, особенно в связи с идеями формирования постчеловека. Технологии будущего будут основываться на балансе между созиданием и разрушением, и создадут много рисковых ситуаций в развитии человека и человеческой цивилизации. Тем не менее, другого пути нет.

Список литературы:

1. Алексеева И.Ю., Аршинов В.И., Чеклецов В.В. «Технолюди» против «постлюдей»: НБИКС-революция и будущее человека // Вопросы философии. 2013. №3.

2. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Парадигма сложностности и социогуманитарные проекции конвергентных технологий //Вопросы философии. 2016. № 1. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1332&Itemid=52

3. Вадим Чеклецов: «Телесный хронотоп: воплощение цифровой вечности». URL: http://gridology.ru/streams/external/8/external_posts/4114

4. .Демин И.В. Гуманизм и трансгуманизм: проблема соотношения// Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологи (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. – М.: ООО «Издательство МБА», 2013.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура /Пер. с англ.; под науч. ред. О.И.Шкартана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

6. Ласло Э. Макросдвиг : (К устойчивости мира курсом перемен) / Эрвин Ласло ; С предисл. Артура Ч. Кларка ; Пер. с англ. Ю.А, Данилова. – М.: Тайдекс Ко, 2004.

7. Латур Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии / пер. с фр. Д.Я. Калугина; Научн. ред. О.В. Хархордин. – СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2006

8. Лисовский С. Конец аналогового мира: индустрия 4.0, или что принесет с собой четвертая промышленная революция. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/14610-konets-analogovogo-mira-industriya-4-0-ilichto-prineset-s-soboy-chetvertaya-promyshlennaya-revolyutsiya

9. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического процесса). – М.: Наследие, 1996.

10. Смородинская Н.В. Глобализированная экономика: от иерархий к сетевому укладу. – M.: ИЭ РАН, 2015.

11. Чеклецов В. Гибридная реальность. НБИКС как интерфейс «человек– машина» // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологи (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. – М.: ООО «Издательство МБА», 2013.

12. Чеклецов В.В. Проблема изменения природы человека в контексте становления нанотехнологий. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. – Москва, 2012.

Т.Г. Богатырева

Другие новости и статьи

« Проблема этногенеза восточных славян. Особенности экономических отношений, социально-политического строя и духовной жизни Древней Руси

Фразеологизмы военного происхождения »

Запись создана: Вторник, 23 Июнь 2020 в 17:24 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика