23 Июнь 2020

Интернет-культура преподавателя: вызовы современности

#интернет#культура#преподаватель

Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий и реалии формирующегося информационного общества нуждаются в новых способах трансляции социального опыта и ставят перед обществом задачу объективной интерпретации происходящих процессов и прогнозирования. Всевозрастающая интенсификация использования сети Интернет в жизни современного общества не смогла не оказать влияние и на образование, как на один из важнейших социальных институтов, изменив в целом образовательную парадигму.

Все эти изменения и новшества, происходящие с современным обществом, резко актуализируют проблему обладания преподавателями не только компетентностью в узких специальностях, но и Интернет-культурой. Интернет-культура должна рассматриваться сегодня как необходимый и неотъемлемый компонент общей культуры преподавателей, определяемый в соответствии с требованиями профессиональной деятельности. Интернет-культура представляет собой культуру использования возможностей Сети в процессе межличностного взаимодействия, а также необходимые умения успешного поиска, отбора и применения информации [1, с. 237].

При этом Интернет-культура с точки зрения образовательной деятельности представляет собой очень важный компонент общей культуры преподавателя, который заключается в следующих умениях [2]: - постоянное осваивание новых технологий и программных продуктов для поиска, обобщения и использования информации в Интернете; - использование возможностей Интернета для налаживания и поддержания контактов с аудиторией в рамках преподавательской деятельности; - использование дидактических ресурсов Интернета с целью образования и самообразования. В рассмотрении сущности Интернет-культуры преподавателя можно выделить в качестве основных структурных составляющих этого феномена элементы когнитивные, технико-практические, аксиологические, профессионально-деятельностные и личностно-ориентированные. Когнитивный элемент определяется общими представлениями преподавателя о современном знании в области Интернета, информационных технологий и опытом практической реализации этого знания в применении к отдельным видам деятельности человека на уровне начальной ориентировки, владением системно-информационным подходом в конкретной предметной области преподавателя. Технико-практический компонент представляет собой компетенцию преподавателя в области организации разнообразных видов своей информационной деятельности.

Этот компонент проявляется во владении преподавателем информационной и технической грамотностью, в умении рационально организовывать процесс обучения с помощью Интернет- технологий, в творческом подходе к организации своей деятельности, а также в мобильности, гибкости и адаптивности в постоянно меняющейся информационной среде. Аксиологическая составляющая Интернет-культуры преподавателя связана со знаниями о границах применимости Интернета и приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; о роли информационных технологий в развитии современной цивилизации; об информационной инфраструктуре общества, юридических, этических и моральных нормах работы в информационной среде; об информационной безопасности общества и личности, о достоинствах и недостатках, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека, тенденций его развития. Профессионально-деятельностный компонент представляет собой связь информационной деятельности непосредственно с профессией педагога, а также использование в профессиональной деятельности дидактических возможностей сети Интернет. Воспитывать в обучающихся Интернет- культуру преподаватель может непосредственно в своей профессиональной деятельности: для облегчения подготовки учащихся к занятиям педагог может разместить необходимую информацию, например, в социальных сетях, наметить пути поиска необходимых источников, указывая адреса определенных учебных сайтов, познавательных порталов. Задача преподавателя – привить правильное отношение учащихся к использованию ресурсов Интернета, извлекать полезные знания, расширять эрудицию и интеллект обучающихся. Личностно-ориентированная составляющая проявляется в профессиональной рефлексии на уровне информационных (социальных, культурных, профессиональных и др.) контактов и отношений преподавателя с людьми, окружающим миром, взаимодействий внутри информационной среды; ответственном отношении ко всем типам Интернет-диалогов; опыте цивилизованного разрешения конфликтных и сомнительных ситуаций педагогического характера в Интернет-коммуникации, целостном нравственном становлении собственного личностного опыта поведения в сетевой среде и формировании его у обучаемых. Однако в исследовании феномена Интернет-культуры преподавателей существуют следующие проблемы [3, с. 350]:

1. Формирование системы информационных понятий, обеспечивающей общую и специальную ориентировку педагогов в окружающей информационной среде. В данном случае особую важность приобретают количественные и качественные характеристики знания, обеспечивающие комфортность существования субъектов образовательной деятельности в современных условиях, его уровни, стадии развития, возможности управления этим процессом.

2. Умение педагогом осуществлять информационную деятельность, то есть адекватно формулировать свои информационные потребности и запросы, владеть навыками оптимизированного информационного поиска и анализа информационных источников, качественно обрабатывать найденную информацию, вступать в информационные контакты с ученической аудиторией и т.д.

3. Готовность педагога к постоянному самообразованию в сфере Интернет-технологий и эффективному использованию электронных источников информации. 4. Разумное регулирование своего информационного поведения в свете выработанных обществом нравственных и правовых норм с учетом специфики преподавательской деятельности, а также использование сетевого этикета. Таким образом, обеспечение высокого уровня Интернет-культуры современного преподавателя, необходимой для работы в образовательной деятельности, является социальным заказом и насущной необходимостью информационного общества для системы высшего образования.

Список литературы

1. Якутова, Ю.А. Интернет-культура: сущность, структура, основы формирования / Ю.А. Якутова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – № 9. – С. 235-241.

2. Раянов, М.Р. Формирование интернет-культуры будущего учителя: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Электронный ресурс] / М.Р. Раянов // Наука/Педагогика. Электронная библиотека. – 2004. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00- 01/dissertaciya-formirovanie-internet-kultury-buduschego-uchitelya.

3. Хрулева, А.А. Формирование информационной культуры как необходимое условие повышение уровня высшего профессионального образования / А.А. Хрулева // Проблемы современного педагогического образования. – 2014. – № 45-1. – С. 348-355.

Черемисин А.Г, Багдасарова Д.Г.

Другие новости и статьи

« Карл Маркс и его «Капитал»: из XIX в XXI век

Вышли на парад Победы 24 июня 1945 г. «Катюши» – возглавляемые гвардии полковником Н.В. Митюшевым »

Запись создана: Вторник, 23 Июнь 2020 в 17:30 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика