Уроки истории для студенчества

В этом году исполнилось 100 лет с момента, когда история нашей страны совершила очередной поворот и изменила направление свое го развития. Так происходило в истории России не один раз: Смута, петровские преобразования, реформы Александра II, перестройка и развал СССР и т. д. Причины, масштабы и последствия этих событий были разными. Но в 1917 году произошли события, которые исследо ватели описывают терминами более масштабными – трансформация, тектонический сдвиг. За прошедший период несколько раз менялись оценки событий 1917 года – от «Великой Октябрьской социалистической революции» до «Катастрофы 1917 года». Что же произошло 100 лет назад? Великое событие или страшная катастрофа, погубившая и изменившая нашу страну. Вопрос о природе русской революции является, несомненно, актуальным для современной меняющейся России, особенно в свете преемственности и разрыва отечественной истории.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к русским философам, которые оказались не только современниками этих событий, но и активными их участниками. Оказавшись в центре событий, они своими глазами видели и лич но переживали весь трагизм происходящих изменений. На их гла зах рушился привычный и понятный мир. Практически все они были выдворены из страны и оказались в вынужденной эмиграции. В 1922 году от Николаевской набережной Петрограда отплыл па роход «OberburgermeisteHaken». На этом «Философском парохо де» навсегда из России выдворялись известные русские философы Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, С.Е. Трубецкой, Б.П. Вышеславцев,
А.А. Кизеветтер, М.А. Ильин (Осоргин), М.М. Новиков, А.И. Угримов, В.В. Зворыкин, Н.А. Цветков и другие. С их точки зрения, революция в России была безусловной ката строфой, приведшей к полному развалу и деградации прежней ор ганизованной жизни страны. Эту позицию разделяли И.А. Ильин, П.Б. Струве, Н.А. Бердяев и многие др. Одним из первых оценку русской революции дал Петр Бернгардович Струве (1870–1944) – общественный деятель, экономист, историк, публицист, философ, сын пермского губернатора, внук известного астронома В.Я. Струве.
В статье «Исторический смысл русской революции и национальные задачи» с самой первой строчки Струве дает четкую оценку данному событию: «Русская революция оказалась национальным банкрот ством и мировым позором – таков непререкаемый морально-поли тический итог пережитых нами с февраля 1917 года событий» [6, разд. I]. Эта статья из книги «Из глубины. Сборник статей о русской рево люции», инициатором издания которого П.Б. Струве сам и являлся. Сборник находился в печати в августе 1918, но вскоре издание его стало невозможно, и он пролежал без движения вплоть до 1921, когда рабочие типографии по собственной инициативе наладили его печата ние и пустили в продажу. Однако тираж был уничтожен, и лишь один экземпляр Бердяеву удалось в 1922 вывезти за границу» [5]. В таких же мрачных тонах предстает революция и в работах И.А. Ильина. Иван Александрович Ильин (1883–1954) – русский философ, пи сатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общево инского союза (РОВС).
В эмиграции он стал сторонником так называ емых монархистов-«непредрешенцев» (они же «Николаевцы», которые поддержали великого князя Николая Николаевича-младшего, заявив шего о том, что форму правления определит «народ», а в случае выбора в пользу монархии тот же «народ» изберет и монарха). Он тяготел к ин теллектуальной традиции славянофилов и до самой смерти оставался противником коммунизма и большевизма. По его мнению, русская революция была «катастрофой и безуми ем», не только в истории России, но и в истории всего человечества…». Ильин в статье «Национальная Россия: наши задачи» сравнивает Сму ту XVII века и революцию 1917 года. При этом, сравнив по разным показателям – уровень развития России, отношение народа к самодер жавию, к церкви – Ильин делает вывод: «Революция есть катастрофа в истории России, величайшее государственно-политическое и национально-духовное крушение, по сравнению с которым Смута бледнеет и меркнет» [3, с. 2]. Но более глубокую оценку этой революции дает Н.А. Бердяев.
Николай Александрович Бердяев (1874–1948) – русский ре лигиозный и политический философ, представитель русского эк зистенциализма и персонализма. Автор оригинальной концепции философии свободы и концепции нового средневековья. Бердяев писал о революции, подчеркивая одновременно ее бессмысленность и неизбежность: «Революция есть рок и стихия. И большевики не направляли революции, а были лишь ее послушным орудием. Все почти господствующие оценки революции основаны на том пред положении, что ее могло бы и не быть, и ее можно было бы не до пустить или, что она могла бы быть разумной и доброй, если бы злодеи большевики не помешали. Так делается невозможным пости жение смысла революции и духовное переживание ее трагическо го опыта.
Нет ничего более жалкого, чем столь распространенные в русской заграничной среде споры о том, произошла ли в России революция или смута, и кто будет отвечать за революцию. Это – са моутешение от совершенного бессилия и немощи. Всякая револю ция есть смута. Всякая революция есть процесс разложения старо го общества и культуры. Идеально-нормативные представления о революции должны быть оставлены. Революция никогда не бывает такой, какой должна быть, ибо нет должной революции, и не может быть революция долженствованием. Революция есть рок народов и великое несчастье. И несчастье это нужно пережить с достоин ством, как с достоинством нужно пережить тяжелое заболевание или смерть близкого существа» [2, с. 439]. Таким образом, во взглядах этих философов прослеживается общая оценка революционных потрясений в России – это была катастрофа, навсегда изменившая ход развития страны. Сегодня нас отделяет сто лет от тех революционных событий. Со временным историкам и философам легче анализировать то, что прои зошло тогда, сто лет назад – страсти, эмоции улеглись, и информация предстает более объемной, многогранной. И тем ценнее оценки рус ских философов, потому что, сделаны они были «по горячим следам».
Причины этих событий русские философы искали в самых разных сферах общественной жизни – экономической, политической, соци альной и духовной. Как писал Струве, «теперь для нас должно быть совершенно ясно, что русская монархия рушилась в 1917 г. оттого, что она слишком дол го опиралась на политическое бесправие дворянства и гражданское бесправие крестьянства. Из политического бесправия дворянства и других культурных классов родилось государственное отщепенство интеллигенции. А это государственное отщепенство выработало те духовные яды, которые, проникнув в крестьянство, до 1861 года жив шее без права и прав, не развившее в себе ни сознания, ни инстинкта собственности, подвинули крестьянскую массу, одетую в серые ши нели, на ниспровержение государства и экономической культуры» [6, разд. V]. То есть причины революции не появились здесь и сейчас. Они формировались постепенно и неотрывно связаны с историей России.
В России, считал Струве, «политическая реформа страшно за поздала», и это привело к тому, «что крушение государственности и глубокое повреждение культуры, принесенные революцией, про изошли оттого, что наш крестьянин не стал собственником-буржуа, каким должен быть всякий культурный мелкий земледелец, сидя щий на своей земле и ведущий свое хозяйство [6, разд. V]. Возможно ,реформы Столыпина, по его мнению, как-то могли бы изменить со стояние дел, но недоверие монархии к собственному народу сделали свое дело. Струве писал о государственной власти в лице монархии: «упорствуя в своем реакционном недоверии к культурным классам, ревниво ограждая от них свои прерогативы, она систематически отталкивала эти классы в оппозицию. А оппозиция эта все больше и больше проникалась отщепенским антигосударственным духом.
Так подготовлялась и творилась революция с двух концов – истори ческой монархией, с ее ревнивым недопущением культурных и обра зованных элементов к властному участию в устроении государства, и интеллигенцией страны, с ее близорукой борьбой против государ ства» [6, разд. V]. Ильин также обращает внимание на социально-экономическую причину революции. Отсутствие в стране многочисленного сословия крепких и независимых собственников являлось причиной для бы строго распространения коммунистических идей. «Заметим в связи с этим: если в государстве количественно и организационно растет класс неимущих, лишенных орудий труда, а потому хозяйственно не самостоятельных людей, и не предпринимается ничего, чтобы снова привить ему сознание собственника и любовь к родине, – там следует ждать грядущей экспроприации» [4, с.7]. Но при этом Ильин обращает внимание на то, что очевидной причиной революции является посте пенный развал общественного сознания и духа русского народа. Не столько экономические причины и трудности толкнули массы в рево люционное безумие. Ильин писал: «Так безумие русской революции
возникло не просто из военных неудач и брожения, но из отсутствия политического опыта, чувства реальности, чувства меры, патриотизма и чувства чести у народных масс и у революционеров. Люди утрати ли органическую национальную традицию и социально-политическое трезвение… Все это брожение возникло отнюдь не из «нищеты», «гнета» или «разрухи».
Брожение шло от нежелания отстаивать Россию и держать фронт и от жажды революционного грабежа. По прозорли вому слову Достоевского, русский простой народ понял революцион ные призывы (Приказ № 1) и освобождение от присяги как данное ему «право на бесчестие», и поспешил бесчестно развалить фронт, удов летвориться «похабным миром» и приступить к бесчестному имуще ственному переделу. Это бесчестие выдвинуло наверх демагогов-ин тернационалистов» [3, с. 2]. Каждый из русских философов, тяжело переживая события тех лет, отчетливо понимал, что объяснить причину революционных потрясе ний одними лишь отрицательными характеристиками неверно. Как писал Н.А. Бердяев, «большевики не шайка разбойников, напавших на русский народ в его историческом пути и связавшая его по рукам и но гам, и не случайна их победа. Большевизм есть явление гораздо более глубокое и более страшное, более зловещее. Шайка разбойников была бы более невинным явлением» [2, с. 445]. Для Бердяева причина революционных потрясений заключается в том, что большевизм оказался очень близок и понятен русскому народу. Бердяев, как глубоко верующий человек и религиозный фи лософ, очень точно подметил, что большевизм стал новой религией для русского народа. Он писал: «Большевизм есть лишь отображение внутреннего зла, живущего в нас. Большевизм не есть самостоятель ная онтологическая реальность, он не имеет бытия в себе. Он есть лишь галлюцинация больного народного духа.
Большевизм соот ветствует духовному состоянию русского народа, выражает внешне внутренние духовные распады, отступничество от веры, религиоз ный кризис, глубокую деморализацию народа… Когда религиозные верования разлагаются, авторитет власти колеблется и падает. Это и случилось в России. Религиозные верования народа изменились. Только большевики сумели организовать власть в соответствии с из менившимися верованиями народа, в соответствии с кровавой стихи ей войны» [2, с. 446]. Бердяев, раскрывая причины русской революции, политических предпочтений русского народа, анализирует истоки русского духа. В своих размышлениях он приводит доказательства не очевидные, не видимые глазу. Он ищет объяснения, скрытые в глубинах души русского человека, в пластах сложной и противоречивой российской истории. Он писал: «Можно открыть неисчислимое количество причин рус ской революции. Многие из этих причин бросаются всякому в глаза. Страшная война, которой духовно и материально не мог выдержать русский народ, слабое правосознание русского народа и отсутствие в нем настоящей культуры, земельная неустроенность русского кре стьянства, зараженность русской интеллигенции ложными идеями – все это бесспорные причины русской революции. Но не на этих путях раскрывается основной смысл русской революции.
Смысл этот рас крывается в ее духовном первофеномене. В историческом процессе действуют разнообразные причины, которые раскрывает историче ская наука, но философия истории имеет своей целью раскрытие ос новных духовных феноменов, первофеноменов, в которых и нужно искать смысл исторических событий… И вот я утверждаю, что в основе русской революции, разыгравшейся в полуазиатской, полуварварской стихии и в атмосфере разложившейся войны, лежит религиозный факт, связанный с религиозной природой русского народа. Русский народ не может создать серединного гуманистического царства, он не хочет правового государства в европейском смысле этого слова. Это – аполитический народ по строению своего духа, он устремлен к концу истории, к осуществлению Царства Божьего» [2, с. 453]. По мнению Бердяева, фундаментальная причина русской революции коренится в душе и характере русского народа. В более поздних работах Бердяев, размышляя о судьбах России, делает очень важный вывод: русский народ двойственен по своей при роде и характеру. В книге «Истоки и смысл русского коммунизма», опубликованной в 1937 году, Бердяев эту двойственность объясняет географическим расположением России между Востоком и Западом. Вследствие этого, русскому менталитету свойственно совмещение противоположных начал: деспотии и анархии, национализма и уни версального духа, склонной к «всечеловечности», сострадательность и при этом склонность причинять страдания. Но самой характерной его чертой является идея мессианства, поиска истинного божьего цар ства, обусловленные принадлежностью к православию. «Дyша рyсскоrо народа была формирована православной церко вью, она полyчила чисто религиознyю формацию.
И эта религиозная формация сохранилась и до нашего времени, до рyсских нигилистов и коммyнистов» [1, с. 1]. Таким образом, революция 1917 года во многом была предрешена историей России, характером русского народа и серединным расположением между Западом и Востоком. Причины складывались посте пенно и копились десятилетиями. Русские философы искренне верили и знали, что рано или поздно случится осознание этих катастрофических изменений в России. При этом они делали самые различные предположения относительно ре зультатов революционных потрясений. Большинство прогнозов были неутешительными. Ильин писал: «Русский народ выйдет из революции нищим. Ни богатого, ни зажиточного, ни среднего слоя, ни даже здорового, хозяй ственного крестьянина – не будет вовсе… Это будет народ «бесклассо вого общества»; ограбленный, но отнюдь не забывший ни того, что его ограбили, ни того, что именно у него отняли, ни тех, кто его подверг «экспроприации». Все будут бедны, переутомлены и ожесточены.
Государственный центр, ограбивший всех, исчезнет; но государственная монетная единица, оставшаяся в наследство наследникам, будет об ладать минимальной покупательной силой на международном рынке и будет находиться в полном презрении на внутреннем рынке. И труд но себе представить, чтобы государственное имущество, награбленное и настроенное, было оставлено коммунистами в хозяйственно-цвету щем виде: ибо оно, по всем видимостям, пройдет через период оже сточенной борьбы за власть. Итак, предстоит нищета граждан и госу дарственное оскудение: классическое последствие всех длительных революций и войн… Подорваны все духовные и все социальные осно вы демократии – вплоть до оседлости, вплоть до веры в труд, вплоть до уважения к честно нажитому имуществу. В клочки разодрана ткань национальной солидарности. Повсюду скопилась невиданная жажда мести. Массы мечтают о том, чтобы стряхнуть с себя гипноз подлого страха и ответить на затяжной организованный террор бурным дезор ганизованным террором» [3, с. 37].
Эти слова сегодня читаются как пророческие. Это означает, что ре волюция, свершившаяся сто лет назад, продолжает влиять на жизнь современной России, на нас. Влияние революционных событий было, безусловно, катастрофическим, разрушительным. И это обосновыва ют русские философы. Но при этом события столетней давности имеют и иные послед ствия. Как писал Струве, «в том, что русская революция в своем раз рушительном действии дошла до конца, есть одна хорошая сторона. Она покончила с властью социализма и политики над умами русских образованных людей.
На развалинах России, пред лицом поруганно го Кремля и разрушенных ярославских храмов мы скажем каждому русскому юноше: России безразлично, веришь ли ты в социализм, в республику или в общину, но ей важно, чтобы ты чтил величие ее прошлого и чаял и требовал величия для ее будущего, чтобы благо честие Сергия Радонежского, дерзновение митрополита Филиппа, патриотизм Петра Великого, геройство Суворова, поэзия Пушкина, Гоголя и Толстого, самоотвержение Нахимова, Корнилова и всех миллионов русских людей, помещиков и крестьян, богачей и бедня ков, бестрепетно, безропотно и бескорыстно умиравших за Россию, были для тебя святынями. Ибо ими, этими святынями, творилась и поддерживалась Россия как живая соборная личность и как духов ная сила. Ими, их духом и их мощью мы только и можем возродить Россию. В этом смысле прошлое России, и только оно, есть залог ее будущего. На том пепелище, в которое изуверством социалистиче ских вожаков и разгулом соблазненных ими масс превращена вели кая страна, возрождение жизненных сил даст только национальная идея в сочетании с национальной страстью» [6, разд. Х].
Эти слова сегодня звучат как руководство к действию. Преодолеть катастрофи ческие последствия той революции можно только сообща, объеди нившись одной национальной идеей. Таким образом, революция 1917 года в России явилась событием эпохальным, противоречивым и переломным. Оно навсегда изменило направление развития нашей страны. Последствия и влияние этого исторического события мы будем испытывать на себе еще долго.
Список литературы:
1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русской революции. [Электронный ре сурс]. URL: http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1937_042_
2. Бердяев Н.А. Новое средневековье // Размышление о судьбе России и Европы. Размышления о русской революции [Электронный ресурс]. URL: http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1924_21.html
3. Ильин И. Национальная Россия: наши задачи [Электронный ресурс]. URL: http //iknigi.net/avtor-ivan-ilin/102831-nacionalnaya-rossiya-nashizadachi-ivan-ilin/read/page-2.html
4. Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Русская Книга, 1998. Т. 7. [Электронный ресурс]. URL:http korolev.msk.ru/books/TOR/doc/ Il_in_Sobranie_sochinenii_t_7.txt
5. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль, 2001.
6. Струве П. Исторический смысл русской революции и национальные за дачи // Из глубины: сб. статей о русской революции. 1918. Переиздан в 1990 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/ Iz_Glub/10.php
Зулькарнаева Р.З.
Другие новости и статьи
« Присланы новые оклады денежного довольствия военнослужащим 2018
Перечень и размер выплат военнослужащим и военным пенсионерам »
Запись создана: Среда, 29 Ноябрь 2017 в 19:46 и находится в рубриках Современность.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика