7 Октябрь 2019

Взгляды выдающихся людей на процесс воспитания

oboznik.ru - Система нравственного воспитания В.А. Сухомлинского
#воспитание#образование#общество

Знаменитые педагоги, ученые, писатели, общественные деятели прошлого и настоящего сфокусировали в себе – больше, чем другие люди, – вековой опыт человечества по воспитанию новых поколений, глубже своих современников продумали этот опыт и лучше воплотили в своей практике, обогатили новыми достижениями.

В статье представлены идеи в чем-то созвучные, в чем-то спорные для современного читателя, но все они нацелены на осознание спосо бов влияния на детей. Важным фактом из психологии детства представляется нам подат ливость детей внушениям и их подражательность. Прежде чем само му что-нибудь сделать, ребенок должен видеть, как это делают другие. Только при этом условии он может подражать им и убедиться, что он в состоянии сделать то же самое. Это свойство всех людей, не только детей, но и взрослых.

Все мы, в том числе взрослые люди, перенимаем друг от друга и мысли, и су ждения, и желания, и верования, и вкусы, и слова, и поступки. Без этого не могло бы распространиться ни одно открытие, даже если бы это было открытие самого Ньютона, ни одна мода в покрое платья, ни один обычай, хотя бы он был самым полезным из всех обычаев, ни одно слово, каким бы выразительным оно ни было, ни одно верование, ни одна привычка… Ни в каком другом возрасте податливость влиянию примеров не встречается в такой преобладающей степени, как в раннем детском и переходном возрасте. Еще Я.А. Коменский сравнивал детей с обе зьянами, которые всему подражают – и дурному, и хорошему.

Знаменитый Н.И. Пирогов объясняет свой выбор медицинской карьеры огромным впечатлением, которое произвел на него в детстве извест ный московский врач… И каждый родитель, каждый учитель служат таким же наглядным пособием в воспитании детей, каким, например, живые растения служат при изучении ботаники. Больше того, все мы, если только мы встречаемся с детьми, говорим с ними, если только они видят и наблюдают, – мы все служим нагляд ным пособием в их воспитании. В тот момент, когда мы думаем, что ребенок занят своими играми, он внимательно слушает нас и следит за нами, и какое-нибудь наше действие или слово оказывает решаю щее влияние на его ум, доставляет ему или радость, или горе… Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их видит ребенок, могут служить для него примером для подражания.

Если мы ведем дурную жизнь, она отражается и на наших детях. Когда одного маленького мальчика спросили, что он будет делать, ког да вырастет, тот отвечал с достоинством и решительностью: « Я буду напиваться, как мой отец». В то же время лучше, чтобы дети знали про слабые стороны своих родителей, чем то, чтобы они чувствовали, что есть у их родителей скрытая от них жизнь и есть показная. Дети чутки. Они все принимают на веру, без критики, чем и можно пользоваться, прививая хорошее и воспитывая отвращение к дурному.

Наука и жизнь доказывают, что для физического, нравственного и умственного развития человека возраст первого детства играет осо бенно важную роль, так как правильное физическое развитие в этом возрасте обеспечивает в значительной мере и дальнейшее здоровье организма; вместе с тем в этом возрасте закладываются первые устои будущей личности; в этом же периоде развития организма впервые возникают основные черты характера, которые лишь дополняются и развиваются под влиянием дальнейших жизненных условий. На конец, в этом же возрасте складываются те или другие склонности, которые имеют существенное значение для дальнейшего развития личности. Ясно, что для ее формирования огромную роль играет, ка кое направление дать этим склонностям при самом первом их появле нии, в их первоначальных задатках.

При этом особенно важно создать в этом возрасте такие условия, которые устраняли бы неправильное развитие нравственной сферы ребенка. Невнимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека. Многие из лиц, родившихся при самой благоприятной наследственности и имевших наилучшие усло вия для своего здоровья и нравственных влияний в позднейшем воз расте, остаются искалеченными в физическом и нравственном смысле, так как в возрасте первого детства, которое, протекая при неблагопри ятных условиях для физического развития и при условиях дурного воспитания, именно и создало почву для развития ненормального или болезненного состояния. В основе воспитания как самое первое и главное условие успеха должен лежать сердечный подход к ребенку. Чем ближе подошел вос питатель к ребенку, чем искреннее их взаимные отношения, тем на дежнее фундамент воспитания. Однако при этом не следует забывать про «золотую середину».

Далее несколько слов о «вечной», но, тем не менее, всех волную щей теме – о взаимоотношениях семьи и школы. Когда случается что то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, счи тают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна се мья. Если говорить образно, семья и школа – это берег и море. На бе регу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен оторваться от берега – ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на бе рег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу.

Возвращаясь к нашей действительности, можно однозначно сказать, что главная роль в воспитании ребенка принадлежит семье. А в школе происходит интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных сил, опосредствуется вся система отношений ребен ка с окружающими. Любовь или увлечение в подростковом возрасте не является чем-то новым, испытываемым впервые. Одни влюбляются, еще будучи деть ми, другие – в этом же возрасте – уже смеются над любовью.

Тяга женского пола к мужскому и наоборот свойственна человече ской природе. Юноши и девушки, с раннего возраста культивирующие в себе тягу к противоположному полу, не дожидаясь, когда придет су пружество, лишают себя душевного покоя, который влияет на их бу дущую жизнь. Слово «воспитание» вызывает обыкновенно в уме представление только о культуре детства; действительно, так как этот первый пери од жизни является для человеческого существа только подготовкой к периодам, которые должны за ним последовать, то естественно, что с ним особенно тесно связываются идеи воспитания.

А между тем воспитание, особенно та часть его, которой мы сейчас занимаемся, отнюдь не ограничено детством: оно должно следовать за человеком в продолжение всего его существования, как это ни странно зву чит. Действительно, если впечатления не поддерживать непрерывно, если не возобновлять их в человеке после его вступления в активную жизнь, то они скоро переходят в состояние смутных воспоминаний, а через некоторое время даже совершенно стираются при наличии многочисленных фактов, имеющих отношение к индивидуальному по ложению человека, – фактов, способных поглощать все его внимание и требовать затраты всей его энергии.

Мало того, если человек начнет размышлять над нравственными правилами, которые ему преподава ли, то может случиться, что он не поймет больше ни приличия их, ни смысла, ни пользы и даже сочтет их противоречащими фактам, кото рые его поражают и которые он считает необходимыми. Следователь но, для того чтобы впечатления первого воспитания сохранили свое влияние, нравственное воспитание не должно прекращаться в течение всей жизни индивидов.

Список литературы:

1. Бехтерев, В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. СПб.: Типография Б.М. Вольфа, 1909. С. 5–7.

2. Сен-Симон А. Изложение учения Сен-Симона / пер. с фр. // Хрестома тия по истории педагогики. М.: Учпедгиз, 1940. Т. 2. Ч 1. С. 498–499.

3. Кащенко, В.П., Мурашев Г.В. Исключительные дети: Дети нервные, трудные и слабоодаренные. Их изучение и воспитание. М.: Работник просве щения, 1926. С. 95–103.

4. Корчак, Я. Как любить ребенка / пер. с польск. М.: Книга, 1980. С. 391– 393, 399–409.

5. Кассиль Л.А. Навстречу друг другу // Увидеть будущее: сб. ст. / сост. Е.А.Таратута. М.: Педагогика, 1985. С. 90–93.

6. Паисий (Эзнепизис Арсений; схимонах Афонский; 1924–1994).Слова / Блаженной памяти старец Паисий Святогорец; перевод. с греч. иеромонаха Доримедонта [Сухинина]. 2-е изд., испр. и доп. Суроти, Салоники: Монастырь св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. М.: Святая гора, 2005. Т. 4: Семейная жизнь. 2005. 328 с.

7. Вахтеров В.П. Предметный метод обучения // Учителю начальной шко лы: сб. ст. / сост. Н.Г. Казанский [и др.]. М.: Просвещение, 1964. С .270–272.

Казаков П.А.

Другие новости и статьи

« Николай Пирогов. Эфирный наркоз и военно-полевая медицина

Новый подход в формировании национальной идентичности »

Запись создана: Понедельник, 7 Октябрь 2019 в 0:14 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика