Духовно-нравственные идеалы молодежи



Духовно-нравственные идеалы молодежи

oboznik.ru - Духовно-нравственные идеалы молодежи

Не секрет, что сегодня весь мир переживает тяжелую пору. Кри зисные явления происходят во всех сферах жизни: экономической, социальной, ценностных ориентаций.

Старшее поколение имеет уже устоявшиеся ценности, которые не так легко меняются под влиянием событий. А молодежь – это та часть общества, которая еще вырабаты вает свою систему ценностей, и эта система во многом зависит от того, что происходит вокруг.

В свою очередь, от жизненных ценностей со временной молодежи будет зависеть, что будет происходить в отдель ных странах и в мире уже через несколько лет. К 18–20 годам у человека, как правило, формируется система ба зовых ценностей, которые влияют на все его решения и поступки. В дальнейшем с течением времени она остается практически неизмен ной, и существенный ценностный переворот в сознании зрелого чело века возможен только под влиянием сильнейшего стресса, жизненного кризиса.

Что же произошло с нашей молодежью в начале XXI века? Какие жизненные ценности, социальные установки предпочитают молодые люди, на какие образцы они ориентируются? Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют такие ценности, как интересная работа, деньги и справедливость. Замыкает семерку главных жизненных ценностей вера. В целом можно сказать, что молодежь обладает значительным по зитивным духовно-нравственным потенциалом, особенно это относит ся к девушкам, людям с высшим образованием и специалистам-гума нитариям. Несколько хуже в этой сфере обстоит дело с техническими специалистами, предпринимателями, военнослужащими и безработ ными [1]. Нравственные и моральные ценности почти не вошли в список ба зовых ценностей современной молодежи, а духовные и культурные ценности занимают последние строчки.

Это связано с тем, что молодежь согласовывает свою систему ценностей прежде всего с критериями жиз ненного успеха. Такие понятия, как честно прожитая жизнь, чистая со весть, скромность отходят, к сожалению, на второй план [3, с. 45]. Современная молодежь ценит такие либеральные ценности, как свобода, независимость, справедливость, что может быть связано с началом доминирования в российской молодежной среде индивиду алистических тенденций и снижению коллективистских начал, при водящим к кризису социальной идентичности. Адаптация индивида в социуме, в котором отсутствуют достаточные социально-психологи ческие механизмы, приводит к усилению отчужденности людей друг от друга. Сейчас молодежные ценности выступают как самостоятельные, са модостаточные и, даже более того, противопоставленные ценностям старших. Взрослеть не нужно торопиться, во взрослом состоянии нет ничего интересного – это факт. Идеал молодежного самосознания – это быть вечно молодым и современным, смотреть на жизнь вне праг матических рамок [5, с. 17]. Так взрослый и подростковый миры, по сути, утрачивают всякую связь друг с другом.

Различие социальных возможностей привело к тому, что сегодня подростковый мир оказался расколотым на две большие группы. Одна демонстрирует достаточно высокий уровень интеллектуального и личностного развития, ориентируется на куль турные образцы взрослого мира и во многом продолжает традиции отрочества, сложившиеся в середине века. Другая же, намного более многочисленная, тяготеет к культу грубой физической силы, отлича ется весьма необычными формами поведения и сознания. Молодеж ная контркультура является и симптомом, и ферментом страшной со циальной болезни, охватившей большую часть нашей молодежи. Один из важных показателей ценностных ориентиров молодежи – отношение к религии. Понять особенности религиозного сознания

и поведения российской молодежи можно, лишь учитывая наличие противоположных тенденций в современном мире: с одной стороны, происходит рост популярности религии, повышение ее роли в обще стве, а с другой – усиление процессов глобализации, мировоззренче ской неопределенности и секуляризации религиозных ценностей.

Исследования показывают ослабление позиций безверья, по сравнению с советским периодом, усиление религиозности, а также рост влияния различных религиозных конфессий и организаций. В то же время наблюдается отсутствие глубины и ясности в религиозном сознании молодых людей, оно характеризуется размытостью, очень немногие следуют канонам и обрядам религии. Немало тех, для кого религия – это не внутренняя позиция, не жизненный выбор, а просто следование «моде на религию». Современная молодежь демонстрирует двойствен ность отношения и поведения, когда дело касается религиозного и мо рального давления. Практически все молодые люди делают то, что, по мнению религиозных наставников, не является моральным или разре шенным. И в то же время они обычно считают себя верующими, могут отличать добро от зла и убеждены в важной роли религии в обществе.

Все это свидетельствует о противоречивом характере религиозного возрождения в России. Главным препятствием в реализации общественного воспитания молодежи в настоящее время является противоречие между его просо циальным, нравственным характером и антисоциальными, аморальны ми условиями отечественных не цивилизованных рынка, инфраструк туры досуга и СМИ, вопиющие противоречия между сверхбогатыми и крайне бедными слоями населения [4, с. 38]. Современный молодой человек (пока большинство молодых лю дей) в России, с одной стороны, находится в более или менее нор мальной нравственной обстановке семьи, школы, высшего учебного заведения, работы (прежде всего, на государственных предприятиях), а с другой стороны, покинув эти «оазисы», на улице, в транспорте, в сфере развлечений и досуга он оказывается в совершенно иной ат мосфере [2, с. 139].

Его окружает навязчивая двусмысленная рекла ма, иногда переходящая все нормы элементарной этики, ключевыми словами которой являются «наслаждение», «соблазн», «искушение». Активно рекламируются алкоголь, пиво, сигареты, сомнительные для здоровья напитки (всевозможные джин-тоники, «энергетические» на питки и т. п.) и продукты. Визуальный и вербальный ряды этой рекла мы порой просто поражают своей пошлостью и бесстыдством. Но все это меркнет перед «желтой» продукцией СМИ – телевиде ния, радио, прессы. Газетно-журнальные киоски на улицах, в метро,

универсамах пестрят обнаженными телами, вызывающими позами, кричащими сенсационными заголовками – о преступлениях, извра щениях и пороках.

Радиоэфир переполнен негативными, бесконечно повторяющимися новостями, наркотической и агрессивной музыкой и соответствующими текстами. Вся эта индустрия и инфраструктура порока, действительно, чудо вищна и отвратительна. Ее негативное влияние очевидно и на уровне здравого смысла, и на уровне научных исследований. Однако много численные письма педагогов, ученых, просто родителей в СМИ, в Ми нистерство образования и культуры, в Государственную Думу, в пра вительство, Президенту пока не имеют никакого эффекта. У нас, мол, демократия, свобода слова и распространения любой информации. Если вспомнить определение ценностей как неких стандартов, от талкиваясь от которых, люди определяют благо, добродетель и красо ту, которые являются нормативами жизни в обществе, то становится понятным, почему сегодня ценностные ориентации молодежи так чет ко отличаются и разделяются. Разделение идет в основном по двум направлениям.

Первое направление духовности, где господствуют нравственные установки, гуманизм, толерантность и человеколюбие. Второе направление нацелено на индивидуализм, приоритет матери ального над духовным. Тогда становится понятным, почему на совре менном этапе система ценностей современной молодежи представляет собой микс из традиционных ценностей (семья, здоровье, коммуника ция) и ценностей, связанных с достижением успеха (деньги, независи мость, самореализация).

Равновесие между ними пока неустойчивое, но, возможно, в ближайшие десятилетия на его основе сформируется новая стабильная система ценностей общества, приоритетное направ ление в которых займут духовные традиции. А российской молодежи хочется пожелать духовного и нравственного подъема и совершен ствования. Таким образом, ценностные ориентиры современной молодежи требуют более четкого и разумного их понимания об обществе и о мире в целом. Молодежь – это следующее поколение, от которой зависит будущее всего человечества.

Поэтому необходимо серьезно подходить к этой проблеме, необходимо ограничить какую-либо информацию, которая способна сформировать ложные и мнимые ценности в созна нии молодых людей. Также важно поднять именно правосознание мо лодежи, их интерес к познанию нового. От молодежи зависит, как будет жить общество, на какие ориен тиры и идеалы будет опираться уже следующее поколение.

Поэтому необходимо больше читать, больше узнавать о новых фактах, чтобы сформировать в себе устойчивые справедливые ценности и идеалы, чтобы воспитать в себе настоящего человека, способного изменить мир к лучшему.

Список литературы: 1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Рос сийской Федерации на 2006–2010 гг.». М., 2011. 2. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек // Со циологические исследования. 2012. 3. Семенов В.Е. СМИ и молодежь: социально-психологический анализ // Вестник политической психологии. 2012. 4. Дубин Б. Массовая религиозная культура в России (тенденции 1990-х годов) // Вестник общественного мнения. 2014, май-июнь. 5. Самсонова Т.И. Социальная компетентность подростков и технологии ее формирования; автореф. дис. … канд. соц. наук. СПб., 2015.

Кашафутдинова Ю.С., Жалдагареева Д.М



Другие новости и статьи

« Ксенофонт – великий полководец и первый в мире экономист

Развитие ведомственного финансового контроля в современных условиях »

Запись создана: Пятница, 1 Декабрь 2017 в 17:52 и находится в рубриках Современность.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы