Осуществление закупок в рамках государственного оборонного заказа
Аннотация: рассматриваются вопросы, возникающие при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа.
Ключевые слова: государственный оборонный заказ, ответственность за нарушения государственного оборонного заказа.
Изначально необходимо понять саму сущность понятия государственного оборонного заказа. В буквальном смысле – это поставки продукции для феде ральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны.
Оборонный заказ формируется на основе положений военной доктрины Российской Федерации, федеральной программы производства вооружения и военной техники, других федеральных программ, а также соглашений о военно-техническом сотрудничестве Россий ской Федерации с иностранными государствами. Применительно к учреждениям и территориальным органам ФСИН Рос сии государственный оборонный заказ представляет собой поручение государ ственного заказчика поставщику (предприятию, организации, учреждению) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для поддержания необхо димого уровня обороноспособности и безопасности государства, осуществляе мое на контрактной основе по итогам осуществления процедур закупок. Государственными заказчиками на закупку продукции для оборонных нужд являются организации, определяемые Правительством РФ. Такими орга низациями выступают соответствующие органы исполнительной власти, феде ральные казенные предприятия и государственные учреждения.
Государство должно устанавливать и контролировать строгое соблюдение правил, с одной стороны, обеспечивающих получение высококачественной продукции по приемлемой цене, а с другой, – делающих выполнение оборонно го заказа выгодным для исполнителей. Контрактная система закупок в рамках государственного оборонного зака за как составная часть федеральной контрактной системы представляет собой организационно-экономический механизм, регламентирующий финансово экономические, правовые, управленческие, технические и социальные аспекты отношений государства в лице государственных заказчиков (МО, МВД, ФСБ, ФСИН, ФСО и др.) с поставщиками, разрабатывающими, изготавливающими и поставляющими оборонную и специальную продукцию. Контрактная система как механизм взаимодействия государственных за казчиков и исполнителей в интересах реализации военно-технической политики позволяет обеспечить выгодность гособоронзаказа для его исполнителей, мак симально учитывая интересы всех сторон; оптимизировать затраты и наиболее эффективно использовать инвестиции, минимизировав при этом экономиче ский и технический риски при создании новых дорогостоящих видов вооруже ния и военной техники, и в конечном итоге обеспечить успешное выполнение всего объема предусмотренных работ в установленные сроки.
Анализ контрактных отношений при распределении и исполнении оборон ного заказа показывает, что в целях его оптимизации должны использоваться все формы взаимоотношений экономических субъектов, позволяющие миними зировать риски, оптимизировать налоговые и другие платежи, повысить эконо мическую эффективность его реализации. Весь контрактный процесс должен иметь предварительно разработанное методическое обеспечение. Однако на се годняшний день ощущается дефицит, прежде всего, нормативно-методических документов, позволяющих оперативно решать в рамках контрактной системы различные управленческие задачи.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О гос ударственном оборонном заказе» (далее соответственно – Федеральный закон №275-ФЗ, ГОЗ) задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в соответствии с международными обязатель ствами Российской Федерации обеспечивают головной исполнитель и исполни тели. Таковыми могут быть коммерческие и другие организации – юридические лица, заключившие с государственным заказчиком государственный контракт (контракт) по ГОЗ, а также лица, входящие в кооперацию головного исполни теля и заключившие контракт с головным исполнителем или исполнителем. Количество закупок в рамках гособоронзаказа довольно велико, и, следо вательно велика вероятность совершения должностными лицами заказчиков и исполнителей ошибок и противоправных действий в ходе проведения процедур закупок и исполнения государственных контрактов. С ростом актуальности данного вопроса возрастает и ответственность. Так Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (да лее – КоАП РФ) установлена ответственность должностных лиц за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу. Так, например: статьей 14. КоАП РФ, установлена административная ответ ственность за нарушение условий государственного контракта по государ ственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ нарушение должностным лицом головного исполнителя или исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказывае мых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей. Частью 2 ст. 14.55 КоАП РФ нарушение должностным лицом государ ственного заказчика условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей. Согласно ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ грубое нарушение условий государствен ного контракта по государственному оборонному заказу, совершенное лицом, указанным в ч. 1, 2, или 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ, влечет дисквалификацию долж ностного лица на срок до трех лет. Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2014 г. № 504 «Об установ лении понятия грубого нарушения условий государственного контракта по гос ударственному оборонному заказу» установлено, что с 1 июля 2014 г. под гру бым нарушением условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, совершенным должностным лицом головного исполнителя, должностным лицом государственного заказчика, понимается: • повторное совершение административного правонарушения, предусмот ренного ч. 1 и 2 ст. 14.55 КоАП РФ; • нарушение условий государственного контракта, повлекшее ущерб Рос сийской Федерации на сумму не менее 5% (но не менее 5 000 000 рублей) цены государственного контракта; • нарушение условий государственного контракта, повлекшее невыполне ние установленного задания по государственному оборонному заказу. Но помимо административной ответственности в скором времения появит ся и уголовная.
Так, президент Российской Федерации Владимир Владимиро вич Путин внес 19 сентября 2017 года на рассмотрение Госдумы законопроект о лишении свободы от 4 до 8 лет для глав компаний, злоупотребивших полно мочиями при выполнении гособоронзаказа. Информация об этом размещена в электронной базе данных государственной думы РФ. «Использование лицом, выполняющим управленческие функции в ком мерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным инте ресам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении ГОЗ», будет грозить штрафом в размере от 1 млн до 3 млн рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет с лишени ем права занимать определенные должности или заниматься определенной дея тельностью на срок до 10 лет.
Либо же виновный может быть осужден к лише нию свободы на срок от 4 до 8 лет со штрафом от 500 тыс. до 1 млн рублей или в размере зарплаты или иного дохода за период от 3 до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно стью на срок до 3 лет. Если преступление будет совершено организованной группой, устанавливается безальтернативное наказание в виде лишения свобо ды на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет. Аналогичные санкции (максимально – до 10 лет при совершении преступления организован ной группой) вводятся для должностных лиц – за «использование своих слу жебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при вы полнении ГОЗ».
Кроме того, вносятся дополнения в Уголовный кодекс, «преду сматривающие конфискацию имущества, полученного в результате совершения таких преступлений». На основании изложенного можно сделать вывод, что ответственность за нарушение ГОЗ растет, законодателями уделяется большое внимание данному направлению. В территориальных учреждениях и органах ФСИН России регулярно осу ществляются закупки в рамках государственного оборонного заказа. Большая часть таких закупок приходится на продукты питания, вещевое имущество и горюче-смазочные материалы, которые составляют более половины совокупно го годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком УФСИН Рос сии по Рязанской области. При осуществлении закупок в рамках ГОЗ необхо димо не забывать про установление ограничений к участникам закупок, напри мер, участниками закупок могут быть исключительно юридические лица. К то варам, закупаемым в рамках ГОЗ также применялись некоторые дополнитель ные требования. Так например согласно требованиям Постановления Прави тельства РФ от 24 декабря 2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограни чений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осу ществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и без опасности государства» до 31 декабря 2016 года устанавливался запрет на до пуск товаров, происходящих из иностранных государств.
Данное постановле ние утратило свою юридическую силу и на смену ему было принято Постанов ление Правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9 “Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), вы полняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления за купок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности госу дарства” согласно которому поставляемый товар должен быть российского происхождения только в случаях, если осуществляются закупки одной едини цы товара, стоимость которого равна или менее 50000 рублей, и закупок сово купности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 000 000 рублей. Иными словами, если начальная максимальная цена контракта не превышает одного миллиона рублей, то ограничения в части страны проис хождения поставляемого товара не применяются.
В заключении хотелось бы отметить один немаловажный момент. Указом Президента РФ с 1 января 2015 года Федеральная служба по оборонному заказу упразднена. Функции Рособоронзаказа переданы федеральным органам испол нительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Прави тельство РФ: контроль за соблюдением законодательства в сфере государ ственного оборонного заказа передан Федеральной антимонопольной службе.
Тем самым в случае подачи жалобы на действие или бездействие государствен ного заказчика в лице учреждения или органа ФСИН России, рассмотрение жа лобы по существу происходит не в территориальном органе ФАС, а непосред ственно в Центральном аппарате ФАС России, а именно в управлении контроля государственного оборонного заказа. Сотрудники группы государственного оборонного заказа и государственных закупок в августе 2016 года столкнулись с данной проблемой. На действие заказчика в лице УФСИН России по Рязан ской области была подана жалоба в УФАС России по Рязанской области.
Суть жалобы заключалась в том, что, по мнению заказчика, участник электронного аукциона, которым являлся “ООО Коникс” в составе вторых частей заявок не предоставил заказчику документ-декларацию о подтверждении страны проис хождения товара, и, следовательно, заказчик неправомерно отклонил заявку вышеуказанного участника.
Жалоба рязанским антимонопольным органом была признана обоснованной. Но с учетом того, что закупка осуществлялась в рамках государственного оборонного заказа на 2016 год, данная жалобы была перенаправлена на рассмотрение в центральный аппарат ФАС России.
Сотруд ники группы государственного оборонного заказа и государственных закупок принимали участие в рассмотрении жалобы в центральном аппарате ФАС Рос сии. В результате рассмотрения жалобы по существу комиссия ФАС России признала действие государственного заказчика в лице УФСИН России по Ря занской области обоснованными и непротиворечащими действующему законо дательству. На первый взгляд это обычная рабочая ситуация, связанная с процессом осуществления закупок. Но, при подаче жалобы на действие либо бездей ствие заказчика оператор электронной площадки по решения контролирую щего органа блокирует закупку до рассмотрения жалобы по существу, тем самым заказчики в лице территориальных учреждений и органов ФСИН Рос сии теряют одну из самых важных и необходимых составляющих рабочего процесса – время.
АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАРУБИН
Другие новости и статьи
« Оперативное искусство и тактика в подготовке слушателей. Как это было
«Лишние» люди как контрагент информационного противостояния в России »
Запись создана: Вторник, 9 Октябрь 2018 в 4:18 и находится в рубриках Современность, Финансовое.
метки: закупки, гособоронзаказ
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика