Конституционная идентичность и права человека в России



Конституционная идентичность и права человека в России

oboznik.ru - Конституция России: символ и традиция

Конституция России основывается на непозитивистском подходе к образованию и продвижению основных прав. В ней содержится несколько юридических идей: а) права человека принадлежат каждому от рождения; б) перечисление в Конституции основных прав не должно толковаться как отрицание возможности появления других прав, не поименованных в тексте Конституции. Суды России должны не только защищать названные в Конституции права, но и признавать в случае необходимости другие права и свободы.

Моя онтологическая гипотеза состоит в том, что необходимо выделять правовую реальность, в которой существуют притязания, протоправа. Признанные государством права являются частью иной реальности — прав, прошедших стадию позитивации. Вопрос о существовании основных прав напрямую связан с основной и самой сложной проблемой конституционного права — в какой мере конституционные права являются универсальными, или различия в культуре народов с неизбежностью порождают культурный релятивизм, то есть разнообразие представлений об одних и тех же правах человека в разных культурах.

В правовой реальности могут возникнуть права человека, не поименованные в позитивном законе. Представления о справедливости, развивающаяся этика постоянно бросают вызов позитивному закону, требуя официального признания все новых прав, преследуя цель сделать их реальностью права. Признаем ли мы наличие таких прав, существующих в правовой действительности? Вопрос о существовании прав указывает на различия между правовой реальностью и реальностью права. При этом возникают сложные для юристов вопросы: должно ли государство признавать любые права?

Можно ли задать определенную скорость признанию прав? Существуют ли универсальные для всего человечества (или, например, для Европы) права, которые обязательно нужно превратить в реальные права, защищаемые государством? Какова степень ответственности государства в процессе преобразования явлений, зарождающихся в правовой реальности, в действительные юридические права? Когда одна нация утверждает, что ее ценности являются универсальными и обязательными для всех и должны быть восприняты другими нациями ради их собственного блага, то это ложный универсализм.

Россия нашла способ защиты от наднационализации в области прав человека (выходящей за пределы разумной) с помощью концепции конституционной идентичности. Это явление отражено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 апреля 2016 года, в котором решался вопрос о возможности исполнения в соответствии с Конституцией России постановления Европейского суда по правам человека по делу «Анчугов и Гладков против России». Эти два гражданина были осуждены за убийство и приговорены к наказанию в виде смертной казни, замененной судом кассационной инстанции лишением свободы на 15 лет. Находясь в местах лишения свободы, они заявили о своем желании участвовать в федеральных выборах.

Но согласно ст. 32 Конституции РФ граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права избирать и быть избранными. Европейский суд по правам человека в 2013 году пришел к выводу, что ст. 32 Конституции РФ нарушает субъективное право на участие в выборах, гарантированное ст. 3 Протокола № 1 к Европейский конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский суд по правам человека не признал аргумента властей России относительно соразмерности ограничения избирательных прав в Конституции, посчитав его имеющим слишком общий характер. Согласившись с тем, что общий правовой принцип соразмерности необходимо уважать, Конституционный Суд РФ вместе с тем указал, что взаимодействие европейского конвенционного и российского конституционного правопорядков невозможно в условиях субординации, поскольку только диалог между различными правовыми системами является основой их равновесия и от уважения Европейским судом по правам человека национальной конституционной идентичности зависит эффективность норм Конвенции о защите прав человека. Российская версия судебной доктрины конституционной идентичности и метода разрешения конституционных споров создается для того, чтобы система конституционных судов в Европе, элементом которой является и Европейский суд по правам человека, стала гармоничной, равновесной и саморазвивающейся. В конструировании этой судебной доктрины используются элементы разных юридических методологий — и коммуникативной теории, и методологии структурализма. Доктрина конституционной идентичности предполагает нетекстуальное понимание конституционных изменений, использование достижений современной герменевтики, которая уже давно вышла за пределы толкования исключительно текстов. Судебная доктрина конституционной идентичности является важной гарантией национального суверенитета.

В. Д. Зорькин в своем выступлении 21 мая 2012 года заметил, что критики справа и слева не раз говорили, что путь к торжеству конституционной законности мог бы быть для России короче и проще, что России нет нужды изобретать велосипед, нужно просто скопировать этот опыт и перенести на отечественную почву то, что существует и работает в мировой практике. В этом случае позитивный мировой конституционный опыт в конце концов «перемелет» российскую историческую специфику. В период обсуждения будущей российской Конституции отмечалась и другая крайность — утверждения о том, что историческая специфика России настолько глубока, что для нас непригоден мировой опыт конституционного правотворчества и правоприменения.

И поэтому нам придется строить особую (учитывающую нашу национальную «инаковость») систему конституционного и общеправового контроля. Очевидно, что эти полярные точки зрения укладываются в рамки известной российской полемики между западниками и почвенниками. Как считает В. Д. Зорькин, именно специфическая для России непримиримость этих полярных позиций оказалась одной из главных причин, по которым наша страна ни в дореволюционное, ни в советское, ни в постсоветское время так и не взяла «правовой барьер», то есть не сформировала широкое, массовое и безусловное представление о правовом законе как главной основе общественного и личного бытия. В. Д. Зорькин убежден, что узкопонимаемые западничество и почвенничество одинаково вредны для России и конституционного правосудия. Необходим синтез этих двух подходов, который связывал бы на единой философско-правовой основе исторические особенности России и мировые достижения в области правового развития.

Риск допустить когнитивные ошибки в процессе осуществления конституционного судопроизводства несоизмерим с риском допустить обычные судебные ошибки. Именно поэтому конституционная юстиция является испытательным полигоном для опробования новых методов юридического познания действительности.

По всей видимости, в основе разрешения сложной юридической коллизии, возникшей между Европейским судом по правам человека и Конституционным Судом РФ, лежат новые юридические методы, отличные от ставших традиционными методов юридической силлогистики и аксиологических методов. Полагаю, что составной частью судебной доктрины конституционной идентичности России является возможность недостижения компромисса между национальным российским и наднациональным европейским правопорядками. Именно поэтому в Закон РФ о Конституционном Суде были внесены изменения, предусмотревшие новую судебную процедуру, в рамках которой решается вопрос о возможности исполнения в России решений Европейского суда по правам человека.

Если представления о самобытном, неуниверсализированном облике прав человека в России вступят в противоречие с результатами так называемого общеевропейского правового консенсуса, возникшего в результате принятия решения Европейским судом по правам человека, и не удастся достичь компромисса, то придется начать указанную судебную процедуру. Возникновение в будущем подобных правовых коллизий между юридическими представлениями о понимании тех или иных прав в силу сохраняющейся разницы между правовой традиционностью вполне реально.

Г. А. Гаджиев, судья Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ




Другие новости и статьи

« Человек в зеркале экономических теорий

Патриотизм как основная составляющая юридического образования вузов правоохранительной направленности »

Запись создана: Четверг, 7 Декабрь 2017 в 20:30 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы