Право и сознание личности и их взаимовлияние



Право и сознание личности и их взаимовлияние

oboznik.ru - Административная и уголовная защита прав

Право, возведенное в закон, влияет на формирование общественного сознания и поведение людей в обществе. Право как система нормативных установлений, по сути, закрепляет то, что общество признает ценным и чем готово руководствоваться, следуя своим культурным традициям. Культурные ценности разнообразны, что подтверждается правовыми системами современности.

Например, социалистическая правовая система в Советском Союзе рассматривала решения Коммунистической партии и партийных лидеров как неоспоримые и обязательные к внедрению и выполнению. В романо-германской правовой системе регламентирующие акты (источники права в широком смысле), их строгое соблюдение представляют собой «путь справедливого решения». Нравственные нормы, в основе которых лежит понимание естественного мирового порядка и запрет на его нарушение, признаны основополагающими началами в Дальневосточной правовой системе. Данные примеры показывают, что культурные ценности влияют на сознание людей и формируют право страны. Это очевидно, как и то, что современные преобразования вносят некоторые коррективы в эти процессы. Что это за коррективы?

В каком направлении происходит развитие права и сознания личности? Какие «стандарты» права и сознания меняются в современном мире? Смена «стандартов» предполагает иной уровень восприятия мира и правопонимания. Общество на любом этапе развития соблюдает законы, выполняет долг в соответствии со своими обязанностями, действует в целях экономического процветания для всех и благосостояния для каждого гражданина. Вторая цель может выражаться в разных формах: накопление богатства, достижение славы или высокого социального положения, получение знаний и профессиональных навыков.

Все действия человека направлены на удовлетворение своих потребностей. Что здесь плохого? Во-первых, если человек не получает желаемого, то он впадает в гнев. Во-вторых, гнев, который не может усмирить человек, порождает заблуждение. Заблуждение приводит к тому, что человек не способен дать себе отчет в том, что хорошо, а что плохо. Он просто делает все возможное для получения желаемого. То есть процесс таков: «Созерцая объекты, приносящие наслаждение чувствам, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, а из вожделения — гнев. Гнев порождает полное заблуждение, а заблуждение затмевает память. Вслед за памятью пропадает разум, и тогда, лишившись разума, человек снова погружается в пучину материальной жизни» с неутомимым стремлением удовлетворить желание (в виде славы, богатства, имущества, денег, власти) любой ценой.

Это, как правило, приводит к нарушению установленных норм поведения, к нарушению закона. Следовательно, причиной совершения преступления является страстное желание получить запретный объект или невозможность его получения. Преодоление запрета толкает человека на преступление. Он не способен контролировать свои чувства, не задается вопросом, насколько опасны его действия для окружающих. В-третьих, при получении желаемого у человека появляются новые желания, что в конечном счете приводит к извращениям.

Так, самое грубое вожделение — это половое влечение. Сегодня ряд стран Европы и Америки разрешили заключать однополые браки. Издревле такое поведение людей рассматривалось как демоническое проявление. Индийские источники права, Веды, называют причины признания таких отношений демоническими. «О результатах воздействия права и нравственности на сознание личности можно в значительной мере судить по ее поведению, по ее конкретным поступкам. Сопоставление правомерного и нравственного поведения позволяет полнее и глубже осветить одну из важных сторон взаимодействия права и морали в обществе. Задача науки состоит в том, чтобы установить, в какой мере истоки правомерного поведения совпадают с истоками нравственного поведения, как соотносятся их мотивы и цели». Формирование правовых убеждений, их влияние на сознание личности подкрепляются законодательной практикой. Законодательное признание однополых браков ведет к дальнейшему стремлению удовлетворить извращенные желания. Как уже было сказано выше, человек не может остановиться на достигнутом. Ему все время хочется больше. А если это поведение принимается на законодательном уровне, то ненасытное желание будет искать дальнейшего удовлетворения.

Поэтому неудивительно, что, помимо однополых браков, легализуется педофилия. Например, внесены поправки в итальянские законы № 654 (от 13/10/1975) и № 122 (от 26/04/1993), которые включают так называемые «Предписания в области пресечения различных форм дискриминации». Теперь традиционных родителей, недовольных посягательством педофилов на их детей, ждет наказание — до 4 лет тюрьмы. Эти примеры являются доказательством, что люди легко попадают под влияние правовых установок. Предрасположенность к положительному восприятию и усвоению правовых предписаний ведет либо к развитию нравственности и ее защите, либо к все большему развращению личности и общества. Внешнее проявление в виде права напрямую связано с внутренним состоянием человека, его правопониманием. В. С. Нерсесянц отмечал, что «в плане характеристики правопонимания» следует учитывать, что еще с древнейших времен «право имело такие характеристики, как правда, справедливость, правосудие, закон, главнейший закон, обязанность, обычай, форма (отношений, в частности брака), образ действий, долг, добродетель, нравственное убеждение, благочестивая цель и т. д.». Право в определенной степени отражает нормы морали. «По Гегелю, мораль возникает тогда, когда общепринятые нравы теряют прежний непререкаемый авторитет, наступает неуверенность в сущем законе, последнее переходит в личное сознание, оставаясь вместе с тем всеобщей истинной, и когда возникает противоречие должного и сущего, идеального и реального. Но такую моральность, страдающую субъективностью, Гегель подвергает резкой критике, считает, что ее ограниченность преодолевается в нравственности». Гегель говорит о субъективности, которая направлена на противостояние общим нормам. Субъективность в данном случае противоречит нормам нравственности и преследует одну цель — подчинить своим желаниям нормы нравственности, истину.

Ради достижения целей будет использоваться насилие, начнут приниматься нормативные правовые акты, которые признают это насилие законным, станут формироваться новые моральные устои. Будет использована логика, которая переворачивает все «с ног на голову». Суть норм нравственности поменяется на 180 градусов. Так, принцип запрета любой формы дискриминации, закрепленный в конституциях многих стран мира, превратился в запрет родителям защищать своих детей от педофилов. Постепенно с помощью права устанавливается мораль, не соответствующая нравственности. По мнению И. М. Бобневой, «моральные нормы осуществляют регуляцию отношений между людьми, отношений людей друг к другу; они историчны и обусловлены конкретными обстоятельствами и условиями. Нравственные же нормы, складываясь исторически, оформляют и регулируют отношение людей к “абсолюту”, соотносят поведение с абсолютными принципами, эталонами, идеалами». Поиск идеальных норм права всегда был обсуждаемой темой. Изучение этой темы еще в древности выделило нормы природы, или естественное право, которое противостояло искусственному закону, созданному человеком. Отдельно рассматривались нормы божественные, которые и признаются неизменной истиной.

Главное, чтобы человек не спекулировал ими и не пытался трактовать их по-своему. Божественные законы требуют точного выполнения. «Исполнение закона Иларион рассматривал как подчинение чужой воле — Бога, государя, господина, а Истину — как выбор правил поведения самим человеком, руководствующимся в своих поступках нравственно-этическими Заветами Христа». Чем же божественный закон лучше закона, созданного человеком? Божественный закон идеален. Он создан тем, кто свободен от четырех недостатков, присущих человеку: склонности совершать ошибки; склонности к обману; склонности находиться в иллюзии; несовершенства чувств. Человек, который находится под влиянием этих недостатков, всегда желает отстоять свои интересы. В окружающих он видит тех, кто должен выполнить его желания.

Когда так думает каждый, происходит столкновение интересов. Следовательно, человек ради достижения своей цели пойдет на то, чтобы ввести законы, даже используя силовые приемы. Произойдет попрание норм нравственности, объявление новых стандартов, принятие новых законов. Неминуемо столкновение старого и нового. Это ведет к противопоставлению личности и общества. Возможны разные варианты развития событий: «Либо общество как единый социальный организм перестает существовать совсем, либо часть его, объявившая себя либеральной, автоматически становится в нем маргинальной группой.

Первый вариант наблюдался, например, в эпоху буржуазной революции XVII–XVIII веков, прокатившейся по Европе под эгидой либерализма. Второй вариант не менее опасен, чем первый, так как в случае прихода этой группы к власти речи о защите интересов большинства населения идти уже не может и общество становится ресурсом для сохранения привилегий либерального меньшинства». Приход к власти таких людей окончательно закрепит антинравственные устои. Такое положение вещей начинает проникать в разные сферы жизнедеятельности человека, даже в образование. В школах европейских стран в начальных классах рассказывают о половых органах человека. Ребенок ни умственно, ни морально не готов правильно воспринять эти знания. Получается, что государство разрешило осуществить насилие над ребенком. Почему здесь приводятся подобные примеры? Сила общества заключается в его чистоте, которая определяется, прежде всего, наличием крепких семей, правовой базы, обеспечивающей их защиту со стороны государства. Развращенное общество слабо и беззащитно даже перед самим собой.

Нарушение законов Бога, законов природы, которая также есть творение Бога, не только развращает, но и ведет к разрушению такого общества. Признание однополых браков имеет тенденцию ко все более широкому распространению. Определенную роль в этом играют процессы глобализации. Мировая общественность все настойчивее заявляет о тревоге относительно глобализации в области политики, культуры, морали, экономики, то есть всей сложной системы связей в современном мире. Постсоветские страны находится в зоне риска из-за пагубного воздействия отклонения от норм нравственности.

Объективность этого определяется двумя факторами: глобализацией и детрадиционализацией. Эти факторы повлекли за собой исключение сознания и поведения индивида из ранее сдерживавших его традиционных контекстов. Из вышесказанного очевидно, что защита сознания личности — важное государственное дело. Как пагубное влияние проникает из разных источников и пронизывает все области деятельности человека, так и государство на всех уровнях, начиная с образовательных учреждений, должно законодательно закреплять нормы нравственности, нормы вечной Истины, дабы защитить своих граждан и укрепить правосознание, которое порождает или ослабляет патриотизм.

Ж. Ч. Салимбаева




Другие новости и статьи

« Патриотизм как основная составляющая юридического образования вузов правоохранительной направленности

Воспитание личности в семье в условиях современных угроз и вызовов »

Запись создана: Пятница, 8 Декабрь 2017 в 4:08 и находится в рубриках Современность.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы