Автомобильная служба Московского округа ПВО в историческом развитии



Автомобильная служба Московского округа ПВО в историческом развитии

oboznik.ru - Автомобильная служба Московского округа ПВО в историческом развитии

oboznik.ru - Автомобильная служба Московского округа ПВО в историческом развитии

Автомобильная служба Московского округа противовоздушной обороны прошла в своем историческом развитии долгий и сложный путь. Она развивалась совместно с войсками противовоздушной обороны (ПВО) и укомплектовывалась новой автомобильной техникой.

Войска противовоздушной обороны столицы начали свой боевой путь с первых немногочисленных зенитных батарей и авиационных отрядов, сформированных в апреле 1918 года по указанию ВКП(б) и решению СНК республики, для прикрытия Москвы и Петрограда с воздуха, в их числе был зенитно-пулеметный дивизион Кировско-Путиловского полка (который и сейчас находится в составе Оперативно-стратегического командования воздушно-космической обороны).

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), небо столицы стойко защищали соединения зенитной артиллерии и истребительной авиации. 5 апреля 1942 года в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны был создан Московский фронт противовоздушной обороны (ПВО).

До 1954 года руководство автомобильной службой осуществлялось автотракторным отделом тыла Московского района ПВО, а в августе 1954 года, по решению ЦК КПСС, был образован Московский округ противовоздушной обороны и отдел стал автотракторной службой округа, которую возглавил полковник Старостин Н.Н.

oboznik.ru - Автомобильная служба Московского округа ПВО в историческом развитии
полковник Наумчук И.А.

В связи с развитием средств воздушно-космического нападения вероятного противника в послевоенный период возросло значение противовоздушной обороны Москвы как важного административно-политического и стратегического объекта страны. На основании постановления Совета Министров СССР от 24 октября 1952 года начато формирование 1-я Армии ПВО Особого Назначения (1А ПВО ОН). На вооружении зенитно-ракетных полков армии стояла уникальная зенитно-ракетная система С–25. Автотракторную службу 1-я Армии ПВО ОН возглавил полковник Наумчук Иван Артемьевич.

В августе 1954 года после образования Московского округа противовоздушной обороны, в его состав влилась 1-я Армия ПВО ОН.

До 1958 года автотракторной службе округа непосредственно подчинялись две школы младших специалистов, окружной склад, 259-я авторемонтная мастерская (АРМ) легковых машин, 220 АРМ грузовых машин и автотракторные службы 1 А ПВО ОН, корпусов и частей непосредственного подчинения. В 1958 году была организована 49 военная школа младших специалистов автомобильной службы (г. Белгород). Эта школа была самая крупная не только в войсках ПВО, но и среди округов Сухопутных войск. В ней готовилось до 1100 специалистов в год.

Развитие автомобильной техники:

с 1954 года в частях округа преобладали тягачи АТС-712, АТ-Т, ГВ51, ЗиЛ-157, КрАЗ-214, ГАЗ-69, М-20
- в зенитно-ракетных войсках – ЗиЛ-157, МАЗ-525
- в авиации – ЗиЛ-157, КрАЗ-214
- в специальных частях- ГАЗ-51, ГАЗ-63, 66, КрАЗ-214

С 1956 по 1962 год все зенитно-артиллерийские части округа были оснащены зенитно-ракетными комплексами С-125, С-75, С-200 со сменой мест дислокации. Автотехническое обеспечение частей округа пришлось перестраивать применительно к новым системам вооружения, заново создавались силы и средства технического обслуживания и ремонта.

С конца 1978 года стали поступать новые образцы военной автомобильной техники: ЗиЛ-131, ЗиЛ-131В, Зил-130, КрАЗ-255, автомобили КамАЗ.

В течении 8 лет (с 1960 по 1968 год) формировалась ремонтная база для автотракторной техники частей округа: построен 96 ВАРЗ, созданы две стационарные ремонтные мастерские (220 и 259 ОАРМ), 333 ГСТО. Окружной склад передислоцирован в г. Серпухов, где вновь были созданы хранилища и производственные помещения.

С 7 ноября 1960 боевая техника 1 А ПВО ОН регулярно участвует в военном параде на Красной площади (система С-25, с 1979 года система С-125, с 1995 года система С-300, с 2009 года система С-400).

С 1956 по 1993 год ежегодно округ комплектовал Оперативную группу из 2–3х автомобильных батальонов, для помощи народному хозяйству в уборке урожая (по 500 единиц автомобильной техники в каждом отдельном автомобильном батальоне). Активное участие в формировании и работе оперативной группы и автомобильных батальонов принимали и офицеры-автомобилисты на различных должностях (командиров взводов, рот, батальонов и их заместителей по технической части), особо отличились и были награждены правительственными наградами: полковники Струков М.И., Забродин В.В., Русанов П.М., Колосов И.С., Баженов В.В.; подполковники: Чаплыгин М.К., Козлов А.С., Базаров И.К., майоры: Маловичко Г.В., Донец В.В., Николаев А.К., и другие.

С 1958 по 1970 год – начальник автотракторной службы округа генерал-майор Вальцев А.Н., его заместитель – полковник Мурга В.С. начальник автотракторной службы 1 А ПВО ОН – полковник Наумчук И.Т.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 года за большой вклад в дело укрепления оборонной мощи советского государства и его вооружённой защиты, успехи в боевой и политической подготовке и в связи 50-летием Советской Армии и Военно-Морского флота, Московский округ ПВО награжден орденом Ленина.

С 1970 по 1978 год – начальник автотракторной службы округа генерал-майор Мурга В.С., его заместитель – полковник Козлов В.А.; начальник автотракторной службы 1 А ПВО ОН – полковник Шабанов П.С.; В 1970 году в округе была введена Военная автомобильная инспекция (ВАИ), первым её начальником был назначен подполковник Полторак П.Н.

С 1 января 1978 года служба стала называться автомобильной (после введения нового Наставления).

10 августа 1978 года – в соответствии с директивой Главнокомандующего Войсками ПВО в 1 А ПВО ОН разворачиваются работы по перевооружению на зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С–300.

В 1980 году Постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР от 23 октября, начинается развертывание на базе зенитно-ракетной системы С–25 комплекса С–50 (С-300), с задачей обеспечения обороны города Москвы от современных и перспективных средств воздушно-космического нападения.

С 1978 по 1983 год – начальник автомобильной службы округа генерал-майор Запорожцев М.Т., его заместитель – полковник Козлов В.А.; начальник автомобильной службы 1 А ПВО ОН – полковник Сивер В.Ф.

18 ноября 1982 года за успешное освоение новой техники и высокие показатели в боевой подготовке Указом Президиума Верховного Совета СССР 1 А ПВО ОН награждена орденом Красного Знамени.

В 1985 в войска стали поступать новые мобильные комплексы С–300ПС на базе многоосных шасси МАЗ-543. Снова потребовалось совершенствовать систему автотехнического обеспечения применительно к новым типам вооружения военной техники. Количество марок машин увеличилось. В 1988 году в 1-й армии ПВО ОН была сформирована Центральная группировка из зенитно-ракетных полков С-300В, материальная часть которых была смонтирована на танковом шасси. Бронетанковое обеспечение и подготовка механиков-водителей группировки была возложена на автомобильную службу 1 А ПВО ОН и округа; в этом же году управления корпусов 1 А ПВО ОН были переформированы в дивизии ПВО ОН.

В 1991 году зенитно-ракетные полки приняли новые подвижные комплексы С–300ПМ на базе шасси КрАЗ-260; в этом же году из Западной группы войск в состав округа вошёл 43 авторемонтный завод (АРЗ).

С 1983 по 1991 год- начальник автомобильной службы округа генерал-майор Булгаков М.Г., его заместители: полковник Козлов В.А., затем полковник Бабурин Л.А., полковник Орлов В.И.; начальники автомобильной службы 1 А ПВО ОН: полковник Корольков В.Г., затем полковник Писарев А.В., полковник Струков М.И. В этот период 220 и 259 ОАРМ переформированы в отдельные ремонтно-восстановительные батальоны. В октябре 1984 года в 1 А ПВО ОН был сформирован отдельный ремонтно-восстановительный батальон (орвб), для технического обслуживания и ремонта многоосных шасси.

В 1992 году автомобильная служба округа достигла наивысшего своего развития и имела в своем составе:
- 96 и 43 АРЗ (Москва и Белые Столбы)
- 2389 базу АТ (г. Серпухов)
- три орвб (О. Борисово, Мытищи, Истра)
- 333 ГСТО (Царицыно)
- АРМ корпусов и дивизий
- ремонтные органы полков и баз
Отдельный ремонтно-восстановительный батальон (О. Борисово) был преобразован в базу снабжения и ремонта автомобильной техники.

С 1991 по 2000 год – начальник автомобильной службы генерал-майор Писарев А.В., его заместители: полковник Орлов В.И., полковник Хорошилов В,П., полковник Забродин В.В. (с 1994 года); начальник автомобильной службы 1 А ПВО ОН - Забродин В.В.(1991 – 1994 гг). В декабре 1994 года управление 1 А ПВО ОН была переформировано в 1-й корпус ПВО, начальником автомобильной службы назначен полковник Удовенко А.М. В 1994 году зенитно-ракетные полки С–300В Центральной группировки были переданы в состав Ленинградского военного округа.

Воины-автомобилисты округа принимали активное участие в выполнении интернационального долга в республике Афганистан и многие из них награждены орденами: генерал-майор Писарев А.В., подполковник Васильев А.Н., ст. прапорщик Сидорчук М.Н. и другие. В конце 90-х годов с частей округа в Чеченскую республику регулярно направлялся личный состав, техника и автомобильное имущество для обеспечения контртеррористической операции.

В 1993 году 16-й корпус ПВО (Нижний Новгород) был расформирован; управления 2, 3, и 7 корпусов ПВО перешли на штат дивизий ПВО.

В 1998 году Московский округ ПВО преобразован в Московский округ ВВС и ПВО. В короткое время был сформирован 16 смешанный авиационный корпус, который вошёл в состав округа. В автомобильную службу из тыла передана электрогазовая служба, и служба стала называться автомобильной и электрогазовой. Помимо истребительной авиации, входящей в состав ПВО, в состав округа вошли части штурмовой, бомбардировочной и разведывательной авиации. В период с 1997 по 2002 год округ четыре раза подвергался организационно-штатным мероприятиям с сокращением численности войск, были расформированы дивизии ПВО (г. Брянск и г. Ярославль), 5 дивизия ПВО (г. Ржев) была переформирована в 32 корпус ПВО, начальником автомобильной и электрогазовой службы был назначен подполковник Колосов И.С.; 96-й военный авторемонтный завод был передан в Главное автобронетанковое управление, 43-й авторемонтный завод расформирован; орвб (Мытищи) и 333 ГСТО расформированы. База ремонта и хранения автомобильной техники (О.Борисово) переформирована в 1031 АРМ. В сентябре 2002 года округ был преобразован в Командование Специального Назначения; 87 и 89 дивизии ПВО ОН были расформированы, 86 и 88 дивизии были переименованы в 9 и 37 соответственно.

На вооружение авиационных полков стояли современные типы самолётов: МИГ-29, 31, 25МР, СУ-24,25,27,35. Для обслуживания самолётов имелось до 15 разновидностей типов электрогазовой техники. В связи со спецификой этой техники, подготовку специалистов необходимо было проводить по каждому типу электрогазовой техники.

Состав сил средств автомобильной и электрогазовой службы в это время входили: 2389 база АТ, 1031 АРМ, орвб (г. Истра), а также ремонтные органы соединений и полков.

С 2001 по 2009 год начальник автомобильной и электрогазовой службы полковник Русанов П.М., его заместители: полковник Дидюк Я.М., затем полковник Корнилов С.М., полковник Сытник В.И.

С мая 2009 года управление 1 корпуса ПВО было расформировано и бригады ПВО перешли в прямом подчинении командования специального назначения; управления 9 и 37 дивизий ПВО 1-го корпуса ПВО и управление 32-го корпуса ПВО перешли на штаты бригад ПВО.

В июне 2009 года Командование специального назначения было преобразовано в Оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны, управление которого перебазировалось в г. Балашиху (на место бывшего управления 1-го корпуса ПВО). Заместителем начальника автомобильной и электрогазовой службы был назначен полковник Колосов И.С., он исполнял обязанности начальника службы до июня 2010 года. В июне 2010 года начальником службы Оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны был назначен полковник Яшкин А.М.

В декабре 2010 года авиационная составляющая командования была передана в 1-е Командование ВВС и ПВО.

oboznik.ru - Автомобильная служба Московского округа ПВО в историческом развитии
полковник Забродин В.В.

Автомобильная и электрогазовая служба Оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны была переименована в автомобильную службу, начальником службы был назначен полковник Колосов И.С., старшим инженером - майор Морхов А.И., инженером - подполковник Стародубцев Н.Н.

Забродин Владимир Васильевич, полковник в отставке (Форум ордена Ленина Московского округа ПВО), специально для oboznik.ru

Администрацией портала внесены незначительные правки, изменения и уточнения.


Другие новости и статьи

« В военкоматах уровень коррупции снизился

Ленин- стратег и тактик революции »

Запись создана: Суббота, 9 Декабрь 2017 в 19:46 и находится в рубриках 40 - 50-е годы XX века, Автомобильно-дорожная служба, Вторая мировая война, Защита, охрана и оборона тыла, Развитие в 60 - 80-е годы XX века, Реорганизация 90-х годов, Современность, Транспорт, Управление тылом.

Метки: , , , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы