17 Сентябрь 2021

Движущие силы и условия образования государства на Руси

oboznik.ru - «Русь» - это светлое место!
#русь#история#историяроссии

Понятие «русь» как общее название славянского населения Русской равнины стало распространяться еще во времена догосударственного строя. Факт распространения этого понятия отражал повышение исторической зрелости восточных славян, их движение от родоплеменной стихии в сторону единого государства.

Становление и развитие государственности — один из ключевых векторов русской истории. Государство на Руси как централизованная система управления общественной жизнью не только выполняло важные организующие и регулирующие функции, но и во многом определяло ход и направление исторического процесса.

Переход от родовых отношений к государственным не был и не мог быть одномоментным. Он проходил постепенно, отражая накопление необходимых предпосылок и прохождение вполне определенных стадий. У восточных славян к таким стадиям относилось складывание военно-политических союзов между племенами и замена родовой демократии военной демократией.

Постоянное давление со стороны внешних агрессоров заставляло восточных славян создавать систему обороны, центральным звеном которой становились военные дружины во главе с князьями. Княжеская власть опиралась на вооруженную силу, которая являлась первым из обязательных атрибутов государства, ибо государство, не обладающее правом использовать силу для поддержания общественного порядка и защиты от внешних соперников, нежизнеспособно. В I тысячелетии с его беспрестанными войнами неумение защитить себя означало для восточных славян либо гнет со стороны иноплеменников, либо полную гибель, уход из истории. В период родовых отношений некоторые восточно-славянские племена познали всю тягость иностранного порабощения. Так, жестокому угнетению со стороны авар подверглись дулебы, о чем с горечью рассказано в «Повести временных лет».

Поляне, северяне, вятичи, радимичи попали в зависимость от Хазарского каганата, наложившего на них дань, часто взимавшуюся «живым товаром»: работорговля приносила хазар-

ской верхушке крупные барыши. Северо-запад Русской равнины подвергался нападениям со стороны разбойничьих отрядов из Скандинавии. Любовь к свободе требовала от славян способности защищаться, а организация обороны требовала, в свою очередь, передачи больших полномочий военачальникам-князьям. Каждый племенной союз во главе с князем представлял собой, по сути дела, прообраз государства. Князья строили города, выполнявшие роль административных и торгово-ремесленных центров. К моменту появления централизованной власти на Руси насчитывалось 24 города. Уклад жизни в них тяготел к государственным формам, накапливались его отличия от жизнеустройства, господствовавшего в родовом мире.

В городах, где селились представители разных родов и племен, терялось регулирующее значение родовых традиций и обычаев, на смену которым приходили княжеские установления. Появлялись общие для жителей того ли иного города законы — еще один важнейший атрибут государственности. Развитию объединительного процесса у восточных славян способствовало появление двух государствообразующих центров — Новгорода и Киева. Новгород притягивал к себе интересы славян и финно-угров северной Руси, Киев был самым влиятельным городом в южной части Русской равнины. Очевидно, что первым по значимости фактором, обусловившим создание на Руси государственности, являлась необходимость организовать военную защиту от внешней агрессии. Но одновременно с этим действовали и другие факторы, связанные с внутренним развитием восточного славянства. На протяжении VI–IX веков непрерывно нарастали общие интересы и вместе с тем усложнялись связи между родовыми общинами, племенами и племенными союзами. Жизненно важной становилась координация отношений между ними, возможная только при наличии единых этических и правовых критериев.

Возникла необходимость арбитража. Родовые вожди и князья, возглавлявшие племенные союзы, не могли успешно выполнять арбитражную функцию в рамках всего восточного славянства, ибо она требовала отказа от племенной психологии. Для роли нейтрального арбитра, разумно координирующего отношения между разными племенами, лучше всего подходил человек, не связанный с родовым миром. Именно эта ситуация отражена в предании о призвании Рюрика на княжение в Новгороде. «Повесть временных лет» рассказывает, как в 862 году чудь, словене, кривичи и весь, посетовав: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет», пригласили в Новгородскую землю Рюрика для обеспечения здесь «наряда» — общего для всех государственного порядка.

Так, благодаря добровольной инициативе славянских и финно-угорских племен, на русском северо-западе было положено начало династии Рюриковичей, в течение нескольких столетий олицетворявшей на Руси государственную власть. В 882 году родственник и соратник Рюрика Олег подчинил себе Киев и перенес сюда столицу из Новгорода. Север и юг Руси объединились в одно государственное целое. 862 и 882 годы — важнейшие даты русской истории. Однако при этом они явились только значимыми вехами единого процесса, связанного со строительством на Руси самобытной государственности. Этот процесс начался задолго до Рюрика и Олега еще в недрах родового строя, он отражал качественный рост сознания восточных славян, постепенно созревавшего до понимания преимуществ государственной организации в сравнении с родовой стихией. Качественный рост восточно-славянского общества отражался во всех сферах жизнедеятельности — хозяйственной, социальной, культурной. Развитие этих сфер способствовало созреванию предпосылок перехода славян к государственному строю.

Так, рост хозяйственных промыслов вел к увеличению и усложнению торгового обмена между различными славянскими и финно-угорскими племенами. В этих условиях нарастала необходимость в утверждении единого расчетного эквивалента, общей денежной единицы. Сначала для расчетов использовались византийские и арабские деньги, затем появились гривны — рубленые серебряные слитки. Обеспечить расчетную устойчивость гривен могла только централизованная государственная власть. Немалое воздействие на процесс образования государства на Руси оказал и внешнеэкономический фактор. Через Русскую равнину пролегал важный международный торговый транзит, носивший название «путь из варяг в греки».

Он связывал Византию со Скандинавией и шел от Черного моря через реки Днепр, Ловать, Волхов, озера Ильмень и Ладожское до Балтийского моря. Охрана этого торгового пути затрагивала интересы не только русичей, но и всех участников международной торговли — византийцев, скандинавов, хазар, арабов, западных европейцев, поэтому все они проявляли заинтересованность в строительстве и укреплении на всем протяжении этого пути городов, выполнявших функции крепостей и торговых факторий, игравших важную роль в поддержании всей транзитной инфраструктуры. Однако полностью обеспечить ее стабильность могла лишь государственная власть. Эту мысль стремились донести до русичей византийцы, представлявшие самое мощное государство того времени. «Путь из варяг в греки» имел для Руси не только экономическое, но и большое культурное значение, предоставляя ей возможность вступать в контакты с разными народами, знакомясь с их опытом исторического творчества, в том числе и в деле государственного строительства.

Условия для перехода от родового строя к государственной организации определялись, помимо прочего, усложнением социальных отношений внутри восточно-славянского общества. Это усложнение происходило на основе усиления специализации: из племенной массы выделялись люди, специализировавшиеся в определенной сфере деятельности, будь то управление, военное дело, ремесло, земледелие и т.п. Специализация повышала функциональные возможности общества, но в то же время вела к материально-имущественной дифференциации между людьми, закреплению различных общественных статусов, расхождению социальных интересов. Баланс этих интересов можно было обеспечить с помощью общих для всех законов, гарантом соблюдения которых могла являться только централизованная государственная власть.

Процессы, происходившие в сфере общественного сознания восточных славян, отражали не одну, а несколько тенденций. Социальное усложнение восточнославянского общества сочеталось с процессом этнической консолидации восточных славян и тесно связанных с ними неславянских племен. На первых фазах складывания древнерусского этноса ему была присуща определенная аморфность.

Преодолеть ее без посредства такой скрепляющей структуры, как государство, было практически невозможно. Государственное строительство на Руси подчинялось требованиям логики и целесообразности. Рядовое население Руси было заинтересовано в повышении степени общественной безопасности, стабильности, предсказуемости. В дело вступал такой фактор, как государственный инстинкт народа.

Древнерусское государство изначально имело специфические особенности. Обширная территория, контролируемая им, определяла целый комплекс задач, решение которых было более сложным, чем на небольших пространствах.

Такие задачи, как охрана протяженных границ, развитие связи и транспортной инфраструктуры, поддержание внутреннего порядка, могли успешно решаться только в условиях повышенной централизации власти. В то же время в условиях огромных пространств государственный аппарат не имел ни нужды, ни реальной возможности влиять на все стороны общественной жизни, поэтому административное управление свободно сочеталось с демократическими элементами в принятии решений.

Такие формы самоуправленческой демократии, как община в сельской местности и вечевые собрания в городах, во многом определяли облик древнерусской государственности. Община и вече решали все вопросы, касавшиеся местной жизни, выполняли посредническую функцию между рядовым населением и княжеской администрацией, защищая людей от возможного произвола центральных властей и одновременно помогая князю в организации налогового сбора, в поддержании безопасности в стране.

История России с древнейших времен до 1917 года : учеб. пособие / С.В. Рыбаков.— Екатеринбург : УрФУ, 2017. — 356 с.

См. также:

Ломоносов и Российская история

История русской истории

Выход для историков один — соблюдение научных требований

«Историческая правда» в роли пропагандистской лжи: деонтологическая война с Россией

История — фундамент патриотизма

История, безусловно, является наукой

Нам нужна история, а не пропаганда

Другие новости и статьи

« Восточные славяне до 862 г.: основные темы и тенденции в отечественной историографии XVIII – начала XIX в.

«Великий голод и Смутное время»: к вопросу о влиянии природно-климатического фактора на социально-политический кризис России второй половины ХVI – первой половины ХVII в »

Запись создана: Пятница, 17 Сентябрь 2021 в 0:16 и находится в рубриках Кашеварная часть.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика