Состояние и перспективы современного военного автомобилестроения


9 декабря - день героев О

Состояние и перспективы современного военного автомобилестроения

oboznik.ru - Как рождался военный МАЗ
#автомобиль#машина#армия

Актуальность: Составной частью вооружения и техники Вооружённых сил является автомобильная техника, от состояния которой зависит обороноспособность ВС. История первого военного автомобиля началась задолго до создания бензинового двигателя, и даже парового. Еще Леонардо да Винчи разработал проект боевой самоходной машины. Колеса её, как у современных детских игрушек, вращались за счет пружины.

Однако подобные проекты не нашли реального применения. Нужен был достаточно мощный и надежный двигатель, который мог бы обеспечить длительную работу самодвижущегося экипажа. Во второй половине XVIII века появляется паровой двигатель (паровая машина). Первой удачной попыткой применить паровую машину на самодвижущемся экипаже была трехколесная «паровая телега» француза Никола Жозефа Кюньо, созданная в 1769 году. Уже в первые годы существования автомобиля им заинтересовались в армии.

Легковые машины стали использовать как командирские, а грузовики — для различных перевозок. Первая мировая война показала важную роль автомобилей как транспортного средства. В ходе войны автомобили возили войска, боеприпасы и прочие грузы, транспортировали раненых. Для снабжения своих войск армии использовали в основном автомобили, поскольку железные дороги постоянно находилась под обстрелом. Автомобили первой мировой войны не обладали необходимой надежностью, запас хода был недостаточен [1]. Цель работы: анализ перспективы будущего военного автомобилестроения на основе исторического метода исследования, а также сравнение нынешнего состояния военного автомобилестроения различных стран.

Опыт Второй мировой войны доказал эффективность танка, над более мобильными и легкими военными бронеавтомобилями, тем самым ВПК различных стран делал ставку на производство танков, а не бронеавтомобилей. Но, в конце войны, мир встал перед угрозой ядерного оружия. Т.к. практически никто не знал, как вести бой в новых условиях, ответственные лица не нашли ничего лучшего как продолжить развивать танки, но с поправкой на защиту от радиации.

Спустя время оказалось, что современные войны стали выглядеть, как горячие точки на карте мира. Понятие линии фронта стерлось, ключевые бои стали происходить исключительно в городских условиях, развитие технологий привело к тому, что танки из грозного оружия нападения превратились в большие и неповоротливые железные гробы для личного состава (среднее время жизни танка в современном бою - чуть больше 2-х минут). На первый план вновь вернулись быстрые, легкие и мобильные военные бронемашины, и автомобили. Но перед инженерами все еще стоит список типичных проблем для производства данной техники:  стоимость; надежность; многофункциональность;  взаимозаменяемость и доступность зап. частей. Рассмотрим и проследим, как решают данные проблемы США, Китай, ИГИЛ и Россия.

Ключевые особенности автомобильной техники вооруженных сил США и НАТО можно отметить в развитии мобильной колесной техники, которая может быть легко и дешево перевозиться на военных кораблях и самолетах. Т.к. США использует концепцию «воздушно-наземной» операции, которая была принята американскими и союзническими вооруженными силами в период холодной войны, и основана на точной координации между крупными механизированными сухопутными силами и штурмовой авиацией в небе.

В результате такого рода воздушно-наземной интеграции значительные обычные силы получают возможность более легкого продвижения вперед через укрепленные передовые линии врага, американские автомобили в основном предназначены для транспортировки техники и перевозки живой силы. Потому как они в основном воюют авиацией, то им не нужно создавать хорошо бронированные автомобили, которые можно было бы использовать в бою. Российские машины проверяются по ГОСТу. В странах же НАТО основным документом является Соглашение по стандартизации "Станаг" [2]. Согласно нашим требованиям, любое ранение или летальный исход оценивается как «неуд» для бронезащиты.

По "Станаг" - раненый, эвакуированный из машины и умерший рядом, не считается пораженным. Многие единицы китайской боевой техники весьма похожи на образцы техники зарубежной. Так военные китайские автомобили не являются в этом плане исключением. Таким образом, характеристики остаются прежними, но сама техника в разы дешевле.

Приведем примеры: «По заявлениям китайской стороны Brave Warrior – наилучшая модель из машин серии BJ212, которая эксплуатируется уже на протяжении 40 лет и является глубоко модернизированной копией советского УАЗ-469. В классе грузовиков были представлены автомобили китайского производства Beiben Truck, но, по сути, этот грузовик является копией автомобиля Mercedes Benz NG-1928.»

Основным боевым автомобилем ИГИЛ является «Джихад-мобиль». "Джихад-мобиль" (или "шахид-мобиль") — название, понятно, неофициальное. Этот термин объединяет большое и разношерстное семейство колесных и гусеничных средств, предназначенных для одной цели — уничтожения как можно большего числа людей.

Единых тактико-технических характеристик и стандартов у "джихад-мобилей" нет: "кулибины" боевиков собирают их из того, что под рукой. Таким образом, у каждой банды может быть свой уникальный "автопарк" Встречаются "джихад-мобили", собранные на основе старых боевых машин пехоты, пикапов, легковых автомобилей. В зависимости от рельефа местности на "джихад- мобиль" устанавливают усиленные колеса с противопульной защитой, бульдозерный ковш, пулеметную турель для бортового стрелка и многое другое, на что хватит фантазии и ресурсов. "Джихад-мобиль" является очень опасным оружием. Во-первых, в него закладывается заведомо избыточный запас взрывчатки, которого хватит для уничтожения любой бронетехники. Во-вторых, чаще всего их собирают на основе достаточно быстрых легковых автомобилей и пикапов. Третье и самое главное: водитель знает, что идет на смерть.

Он не боится гибели, не отворачивает от обстрела. К тому же боевики используют "джихад-мобили" в городской застройке или на частично закрытых участках местности, что позволяет им появиться в поле зрения цели на сравнительно небольшом расстоянии. Времени на реакцию и оказание противодействия остается очень мало. Здесь вступает в действие четвертый поражающий фактор "джихад-мобиля" — внушаемый им ужас. Далеко не каждый человек способен сохранить хладнокровие, видя, как к нему на полной скорости несется набитый взрывчаткой бронеавтомобиль, за рулем которого сидит человек, готовый отдать свою жизнь ради убийства других [3]. По данным Минобороны России, ключевым требованием войск к автомобилю XXI века является защита экипажа и оборудования. В настоящее время в этом направлении ведутся работы в проекте "Тайфун", где воплощены в железо требования по противопульной и противоминной защищенности.

Некоторые образцы современной техники имеют следующие особенности: - наличие противопульной и противоминной защиты экипажа, груза, а также основных узлов и агрегатов, усиленным бронированием лба кабины, которое обеспечивает защиту от 30-миллиметровых снарядов. - защита от подрыва мины весом не менее 8 кг в тротиловом эквиваленте в любом месте под днищем и колесом. - гидропневматическая подвеска, которая способна "поджимать" колеса при прохождении неровностей. В последующие годы военное автомобилестроение будет стараться решить, как можно больше проблем, связанных с современными методами ведения войны, уже сейчас к автомобилю будущего Министерство обороны России предъявляет три основных требования. Во-первых, их средняя скорость движения должна составлять не менее 45-50 километров в час.

Во-вторых, они должны обладать большей грузоподъемностью по сравнению с современными многоцелевыми машинами. Наконец, автомобили будущего должны быть более защищенными. Т.к. современная война очень быстрая, мобильная и преимущественно информационная, на первый план выступают многоцелевые, модульные военные автомобили, которые способны как перевозить груз и личный состав, так и быть полноценной боевой единицей, способной бороться преимущественно в городских условиях и быть достаточно защищенной против воздушной и минной деятельности противника. Хороший пример перспективной разработки данного класса является ГАЗ-3937 «Водник» [4] и семейство бронеавтомобилей «Тайфун» [5]. Подводя итог, можно сказать, что т.к. ядерного оружия стало столько, что, если начнется война с применением данного оружия, никакая военная техника, а тем более автомобили просто не понадобятся.

Следовательно, можно сделать вывод, что затачивать технику только под этот вид военных действий просто не имеет смысла, но все же при конструировании нужно учитывать фактор ведения боевых действий в условиях радиационного, химического и биологического загрязнения. Из-за того, что крупномасштабные военные конфликты сдерживает ядерное оружие, современная война стала выглядеть горячими точками на карте, понятие линии фронта пропало как таковое. Современный противник может атаковать абсолютно с любой стороны, так что к военным автомобилям должны применяться самые строгие требования по классу бронирования и защиты личного состава. Из-за большого распространения БПЛА габаритные автомобили уступают менее габаритным и быстрым собратьям в плане маскировки.

Ну и самое главное, будущее за военными автомобилями, которые смогут в кратчайшие сроки оказаться в любой точке мира и решить любую поставленную задачу с минимальными потерями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гоголев Л. Д. Автомобили в в боевом строю. Москва: Изд-во Молодая гвардия, 1981.

2. Соглашение по стандартизации НАТО STANAG № 4569 от января 2004.

3. РИА Новости // [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/defense_safety/20170623/1497189339.htm (дата обращения: 23.09.2017).

4. Высокомобильный армейский автомобиль ГАЗ-39371 «Водник» // [Электронный ресурс] // URL: https://topwar.ru/87257-vysokomobilnyy-armeyskiy-avtomobil-gaz-39371-vodnik.html (дата обращения: 23.09.2017).

5. Грузовой броневик «Тайфун» от Камского автозавода // [Электронный ресурс] // URL: https://topwar.ru/14273-gruzovoy-bronevik-tayfun-ot-kamskogo-avtozavoda.html (дата обращения: 23.09.2017).

Я.Г. Пуказов , В.А. Лихоманов , О.А. Поливода



Другие новости и статьи

« Классическая литература как духовный ресурс возрождения человека

Сущность и задачи медицинского образования в начале XXI в. »

Запись создана: Понедельник, 2 Сентябрь 2019 в 0:15 и находится в рубриках Современность.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы