9 Октябрь 2018

Граждане цифрового мира и их права

oboznik.ru - Россия в информационной войне

Digital native примерно можно перевести как «коренной житель цифрового общества, человек, родившийся в цифровом обществе, цифровое поколение». Человек в цифровом обществе, его проблемы — это предмет междисциплинарных профессиональных интересов специалистов в области философии, информатики, психологии, лингвистики, медицины, этнографии, педагогики, экономики и связывающих эти дисциплины областей (таких, например, как психолингвистика или клиническая психология) и, конечно, криминологии.

В современном цифровом обществе особенно острым является со блюдение прав граждан при пользовании цифровыми технологиями. «Государства должны содействовать доступу к Интернету как к общественной службе, с тем чтобы каждый человек независимо от своего места проживания мог пользоваться его благами». Такое требование содержится в проекте Кодекса этики для информационного общества (ЮНЕСКО, 2010).

В этом же рекомендательном документе сказано:

— там, где общий доступ пока обеспечить невозможно, государства должны предоставить всем людям возможность получать легкий доступ к Интернету, например с помощью телецентров, библиотек, общинных центров, больниц и школ. Люди должны получить доступ к разветвленной национальной системе интернет-услуг, подключенной к международной сети;

— создание телекоммуникационной инфраструктуры, разработка правил, определение платы, введение налогов и установление тарифов должны обеспечивать доступ для всех имущественных групп населения, при этом особое внимание следует уделять потребностям государственных служб, образовательных учреждений, обездоленных групп населения и инвалидов;

— необходимо разрабатывать интерфейсы, контенты и прикладные программы, которые обеспечивали бы доступ для всех, включая людей с физическими, сенсорными или когнитивными недостатками, а также людей, говорящих на языках меньшинств;

— государства должны соответствующим образом содействовать применению открытых и технических стандартов взаимодействия программного и компьютерного обеспечения в цифровом мире, включая стандарты, разработанные для цифрового вещания, которые обеспечили бы людям широкий доступ к контенту;

— необходимо обеспечивать свободный доступ к информации для всех лингвистических групп, внедрять технологии, которые делали бы информацию доступной для людей с физическими недостатками, представителей обоих полов, лиц с разными уровнями развития, пожилых людей и групп, представляющих разные культуры и имеющих разный уровень дохода;

— люди должны иметь свободный доступко всей информации, представленной им другими. Люди должны иметь также удобные инструменты, позволяющие им легко, быстро и эффективно производить информацию, обмениваться ею и получать к ней доступ.

Информационные сети должны быть открыты для контента из всех источников, что позволило бы всем заинтересованным лицам стать создателями продукции, а не оставаться лишь ее потребителями;

— государствам следует предотвращать попытки ограничить доступ и права на использование информации. Им следует обеспечить признание и осуществление права на всеобщий онлайновый доступ к общественной и правительственной документации, включая информацию, необходимую для граждан в современном демократическом обществе; — государствам следует содействовать обеспечению доступа к ИКТ и образованию, чтобы позволить всем людям, особенно детям,

приобрести и сохранить навыки, необходимые для работы с самыми разными ИКТ, и критически оценить качество информации, особенно той, которая могла бы причинить им вред; — государства обязаны защищать свободу выражения мнений.

Им следует содействовать свободе выражения мнений и свободе распространения информации не только как ценности самой по себе, но и как ценности, обеспечивающей осуществление других прав, таких как право на образование, право на уважение человеческого достоинства, право на свободу вероисповедания и т. д.;

— право на свободу выражения мнений не должно ограничиваться правительствами, за исключением лишь тех случаев, которые строго определены и регламентированы общепризнанными положениями международного права или стандартами. Эти ограничения должны соответствовать международным правовым документам и стандартам по правам человека и принципам законности, а также устанавливаться соразмерно поставленной цели;

— государствам не следует подвергать интернет-контент каким-либо особым ограничениям, которые превышают ограничения, уже применяемые в отношении других средств распространения контента;

— органы власти не должны лишать общественность доступа к информации и другим коммуникационным продуктам в Интернете путем общей блокировки или фильтрации информации независимо от границ. Это не мешает установке фильтров для защиты малолетних, особенно в таких доступных для них местах, как школы или библиотеки, или для защиты Интернета от таких эндогенных угроз, как вирусы, вредоносные программы, спам и другие вредные технологии;

— государствам следует принять соответствующие законодательные акты, направленные на защиту личных данных и частной жизни в соответствии с нормами международного права, защиту пользователей от незаконного хранения их личных данных от хранения неточных личных данных или от злоупотребления или несанкционированного разглашения таких данных, или на защиту от вторжения в их частную жизнь путем, например, произвольной рассылки сообщений с явными коммерческими целями;

— государствам следует уважать волю пользователей Интернета не разглашать свои личные данные и обеспечивать, чтобы ИКТ не использовались для слежки или контроля органами власти или частными структурами сверх того, что разрешено международными актами по правам человека. Это не мешает государствам принимать меры и сотрудничать с целью нахождения лиц, ответственных за преступные деяния, в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями, касающимися правосудия и полиции;

— государствам следует содействовать принятию регламентов, определяющих меры по самостоятельному и совместному регулированию участниками частного сектора деятельности по защите права на уважение частной жизни и охране тайны переписки;

— государственные или частные организации, требующие от отдельных людей предоставления личных данных, должны запрашивать лишь минимально необходимое количество таких сведений и на минимально короткий срок. Собранные данные должны быть защищены от несанкционированного разглашения, а ошибки, связанные с угрозой личной безопасности, должны исправляться немедленно.

В тех случаях, когда данные, собранные с определенной целью, больше не востребованы, они должны уничтожаться. Людей необходимо предупреждать о возможности использования представленных сведений не по назначению.

Организации обязаны извещать людей в случае злоупотреблений, потери или кражи этой информации;

— государствам следует признать свободу граждан критиковать государственные или общественные учреждения. Критике со стороны средств информации могут подвергаться государственные, правительственные или любые другие учреждения исполнительной, законодательной или судебной власти;

— государствам и другим заинтересованным сторонам следует сотрудничать в области повышения безопасности Интернета и информации, что дало бы им возможность пресекать действия, подрывающие их стабильность и наносящие ущерб наличию, достоверности, целостности и конфиденциальности сохраняемых или передаваемых данных и услуг, предлагаемых сетями и системами или открывающих доступк ним;

— необходимо содействовать разработке общих правил сотрудничества между провайдерами услуг информационного общества и правоохранительными органами, обеспечивая среди прочего, чтобы такое сотрудничество осуществлялось на строгой правовой основе, обеспечивающей соблюдение всех правил, регулирующих частную жизнь;

— государствам следует укреплять потенциал всех пользователей, включая детей и молодежь, с целью содействия обеспечению безопасного использования Интернета и ИКТ, недопущения появления и распространения незаконных и пагубных контентов путем регулирования в соответствии с международными стандартами; — людям необходим свободный доступк эффективным и действенным механизмам решения проблем, связанных с нарушениями прав человека. Когда права человека и основные свободы ставятся под угрозу материалами Интернета или же незаконным контролем, ограничениями свободы выражения мнений и других прав, участники должны иметь доступ к механизмам, позволяющим им принимать ответные меры по таким нарушениям.

Исходя из перечисленных требований, вряд ли для России приемлем опыт КНР по реализации Программы создания системы социального кредита (2014—2020). Из Программы следует, что к 2020 г. не только каждая компания, но и каждый житель материкового Китая будет отслеживаться и оцениваться этой системой в режиме реального времени. Рейтинг доверия физических лиц будет привязан к внутреннему паспорту.

Рейтинги будут публиковаться в централизованной базе данных в Интернете в свободном доступе. Обладатели высокого рейтинга будут пользоваться различными социальными и экономическими льготами. А тем, у кого рейтинг будет плохой, придется страдать — на них обрушится вся мощь административных санкций и ограничений. Главная задача, и это прямым текстом указывается в Программе Госсовета КНР, чтобы «оправдавшие доверие пользовались всеми благами, а утратившие доверие не могли сделать ни шагу». Система в 2017 г. уже работала в пилотном режиме в 37 городах Китая. Передовиком в этом деле стал город Жунчэн в провинции Шаньдун.

Всем жителям города (670 тыс. человек) дается стартовый рейтинг 1000 баллов. Далее в зависимости от их поведения рейтинг либо растет, либо падает. Разрозненная информация о жизни и деятельности гражданина поступает из муниципальных, коммерческих, правоохранительных, судебных органов в единый информационный центр, где обрабатывается с помощью технологии больших данных, и рейтинг гражданина, соответственно, либо повышается, либо снижается. В Жунчэне единый информационный центр анализирует 160 тыс. различных параметров из 142 учреждений. Активно приветствуется и система доносов.

Гражданину, сообщившему о всяких «нехороших» делах своего соседа, полагается как минимум пять баллов. Какого-либо единого документа, где было бы четко прописано, что делать можно, а что нельзя и что за это будет, система не предполагает. Известно лишь, что если твой рейтинг больше 1050 баллов, то ты образцовый гражданин и маркируешься тремя буквами А. Имея 1000 баллов, можно рассчитывать на АА, 900 — на В. Если рейтинг упал ниже 849, ты уже подозрительный носитель рейтинга, С — тебя выгонят со службы в государственных и муниципальных структурах . В «черный список» к 2017 г. попало около 5 млн человек.

В. С. Овчинский

Другие новости и статьи

« Внешняя политика СССР в 1920-х гг.

Мировоззрения будущего. Смыслы его преображения »

Запись создана: Вторник, 9 Октябрь 2018 в 10:25 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика