Проблемы здравоохранения и медицинского обеспечения в России



Проблемы здравоохранения и медицинского обеспечения в России

#медицина#здравоохранение#Россия

В социальном государстве задачи здравоохранения решаются как продуманный комплекс государственных и частных программ и мероприятий, направленных на сохранение и восстановление популяционного и индивидуального здоровья населения страны.

В современной же либеральной России приоритетной целью управленцев системой здравоохранения стал не человек и его здоровье, а экономические показатели и узкокорпоративные интересы. В этом открыто признаются сами российские власти: «… Вся организация оказания медицинской помощи должна быть устроена по-новому. …

На самом деле, это большой и перспективный бизнес» (Д. Медведев. Выступление на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008–2020. Управление ростом»). Цель бизнеса известна – извлечение прибыли любой ценой. В результате такой политической установки правительства, финансирование здравоохранения России стало проводится по остаточному принципу без соблюдения конституционных и нравственных приоритетов.

По данным ПРООН общие расходы на здравоохранение в России сегодня составляют 3,7% от ВВП, а в странах ЕС и США 6-10%. Сегодняшняя мировая тенденция направлена не только на улучшение финансирования здравоохранения, но и на совершенствование и оптимизацию финансовых затрат.

Номинальный рост бюджета российского здравоохранения не только отстает от роста инфляции и потребительских цен, но и сопровождается возрастающими темпами неэффективного использования бюджетных денег, а проще говоря, ростом «откатов» и откровенного воровства при строительстве и закупках.

Если в нищие девяностые эти проценты изъятий народных денег в карманы жирующей чиновничьей братии не превышали 30-40%, то в тучные двухтысячные мы стали закупать медицинскую технику по двойной и тройной цене, как результат неустанной «борьбы» с коррупцией.

За этот же период тотально выросла неудовлетворенность гражданами медицинской помощью с 17% в 1996 году до 92% по отдельным регионам по данным 2016 года. На 10-13% выросла смертность от излечимых заболеваний, на 86% подросла заболеваемость сердечно-сосудистой патологией, на треть выросла онкологическая и легочная заболеваемость, правда сократилась инфекционная и глистные инвазии.

Возможно это произошло в результате обнищания населения и сокращения количества паразитов от голода. Число лиц с диагнозом ВИЧ по официальной статистике выросло в 7,4 раза. Это фактически уже эпидемия. Результат «реформ» в здравоохранении России очевиден. Официальная средняя заработная плата медицинского работника составляет 45 тысяч рублей, среднего персонала – 28 тысяч рублей в месяц, младшего персонала составляет 19 тысяч рублей.

Но даже эти цифры лукавые. Фактически врачи в регионах получают на руки 10-20 тысяч рублей, средние и младшие медицинские работники – 5-15 тысяч рублей за одну ставку. С 2012 г. по 2016 г. численность врачей сократилась на 4,6%, а больничных учреждений в результате пресловутой «оптимизации» на 50% (с 10,7 тыс. до 5,4 тыс.).

Причем в этом вопросе Минздрав сделал акцент на первичную медицинскую помощь, сократив за последние 20 лет 90% ЦРБ, доведя их количество до 489 (по данным проф. Ю.М. Комарова). Тяжелое состояние здравоохранения власти задумали «улучшать» за счет перекладывания этой государственной функции на самих граждан, внедрив в практику новый термин «софинансирование», которое по некоторым регионам достигло 52%.

Президент В. Путин объявил, что «нужно думать о том … где возможно … софинансирование», то есть поборы среди нищего населения. С 2000 по 2015 год снизилось число амбулаторно-поликлинических организаций – на 13 % (с 21,3 тыс. до 18,6 тыс.), число больничных коек снизилось на 27% (с 1671,6 тыс. до 1222 тыс.), число станций скорой медицинской помощи сократилось на 19,3% (с 3,1 тыс. до 2,5 тыс.). Снизилась доступность услуг здравоохранения. Дело доходит до абсурдности, когда больные вынуждены оплачивать бензин скорой помощи.

Прямая линия с президентом РФ 2017 года показала, что «оптимизация» привела к тому, что в небольших городах люди утрачивают возможность получать качественную первичную медицинскую помощь, дожидаясь, когда наступит потребность в высококвалифицированной. Высокотехнологичные центры, появившиеся во всех регионах страны, «съедают» 42% бюджета здравоохранения, оказывая по данным министра Скворцовой В.И. помощь всего 5% больным, а по данным проф. Ю.М. Комарова только 0,1%.

Больницы сталкиваются с дефицитом врачей и медицинского персонала, в первую очередь, из-за низких окладов, с дефицитом медикаментов из-за недофинансирования. В то же время эффективность использования имеющихся кадров крайне низка. Из-за 2-хкратного недостатка среднего и младшего медицинского персонала все вынуждены заниматься не своим делом, снижая эффективность своей прямой деятельности. Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый россиянин имеет право на бесплатную медицинскую помощь. «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений» (ст. 41 п. 1. Конституции РФ).

Тогда является ли законным требование у больного страхового полиса и СНИЛС, без которых медицинские учреждения зачастую отказывают в оказании даже неотложной помощи? В фармацевтической сфере доля импортных лекарств и лекарств, имеющих импортную субстанцию, превышает 70%, медицинского оборудования – свыше 85%. Импортозамещение фактически не происходит. Ударом стал рост цен на лекарства из-за девальвации рубля в 2014-2015 гг. за счет высокой доли импортных лекарств в российской фармацевтической отрасли. Девальвация, направленная на защиту нефтегазовой отрасли, ударила по секторам, ответственным за здоровье, образование и развитие человека.

Пора дать оценку и четвертьвековой деятельности страховых компаний в нашем здравоохранении. Большинство ведущих организаторов здравоохранения недоумевают, почему вообще была выбрана в нашей стране страховая модель медицины, если мировой опыт безапелляционно свидетельствует о преимуществах бюджетного здравоохранения. Но для пущей неэффективности системы нам были посажены на плечи целых две дублирующие частные структуры: ТФОМС и страховые компании. В нарушение Бюджетного кодекса РФ частные организации передают бюджетные деньги между бюджетными учреждениями, отделяя «на ведение дел» себе толику малую. Даже по последнему заявлению И. Селезнева, советника председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС), это 1,5%, что выливается в жалкие, с его слов, 14 миллиардов рублей. Но как свидетельствуют специалисты из регионов, штрафные санкции, накладываемые частниками на бюджетные организации (!), доходят до 14%, а это уже бюджет среднего региона страны.

Подавляющее количество штрафов касается документальных недоработок перегруженного персонала, а не сути уже проведенной работы по спасению пациентов. Но есть еще и Фонды обязательного медицинского страхования, на содержание многотысячного коллектива которых тратятся не меньшие миллиарды рублей, которые промышленные предприятия и организации могли бы направить на оздоровительную работу своего персонала, чем сэкономили бы немалые деньги здравоохранения и сохранили бы многие жизни наших тружеников.

Ранее зам. руководителя думской фракции «Справедливой России» депутат Елена Драпеко заявила, что система ОМС тратит до 35% бюджета на административные расходы и поэтому должна быть упразднена как неэффективная4 . Результаты работы очередной, 12-й, конференции «Здоровье как основа человеческого потенциала» убедительно доказывают, что подход руководства нашей страны к управлению здравоохранением в корне ошибочен и противоречит её национальным интересам. Этот вывод касается всего социально-экономического блока, от деятельности которого зависит уровень национального здоровья и благополучия. Президентская Стратегия национальной безопасности не только не выполняется на местах и на федеральном уровне, но как показывают наши опросы, о ней даже не слышали или убеждены, что это касается только Министерства обороны, что свидетельствует о тотальной юридической безграмотности наших управленцев.

Долг профессионального сообщества и гражданского общества России – возразить против такого подхода руководством страны к здоровью, как к важнейшей характеристике потенциала человека и требовать смены курса, направленного на коммерциализацию здравоохранения, а также исполнения закрепленного в Конституции Российской Федерации положения о бесплатности медицинской помощи и увеличения расходов на здравоохранение, как на приоритетную для государства отрасль.

Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2017. Т.12, часть 1. 457 с.



Другие новости и статьи

« Проблемы образования в России

Военные сюжеты на советских купюрах образца 1938 года »

Запись создана: Суббота, 31 Август 2019 в 0:40 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы