31 Август 2019

Проблемы образования в России

oboznik.ru - О проблеме оценки качества высшего образования
#образование#обучение#Россия

За 26 постсоветских лет некогда ведущая в мире система образования перешла на аутсайдерские позиции. Причина упадка кроется в государственной политике. Государство сокращает расходы на образование. С 2007 по 2015 годы доля расходов на образование в бюджетах стран ОЭСР сохранялась на уровне около 13%, а в России снизилась с 11,8% до 9,9%. Образовательная сфера утратила воспитательный компонент, превратившись в сектор услуг, на котором делают деньги.

Проблемы высшего образования в современной России

Как заявил Д.А. Медведев, «важно, чтобы ребенок для школы был не дополнительной обузой, а источником ее финансового благополучия, материального достатка ее работников, чтобы в результате выпускники педагогических вузов конкурировали бы за места в школах» (Выступление на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008—2020. Управление ростом»). В 2010 г. закон 83-ФЗ от 8 мая о коммерциализации бюджетных учреждений вывел образовательные учреждения на коммерческий рынок. Вместо образованности и квалификации, социализированности и гражданского патриотизма выпускника целью стали т.н. «компетенции» и прибыль.

1. Ухудшение качества образования.

Россия опускается в командном зачете Международной математической олимпиады. В 2017 году она заняла 11-е место, хотя в 2010 году еще входила в тройку. В последний раз первенство было за Россией в 2007 году. Аналогична картина в других направлениях образования.

2. Сокращение доступности образования для россиян. Государство сокращает число бюджетных мест. Количество студентов, обучающихся за счет бюджетных средств, снизилось с 2000 года на 31%, а доля бюджетников в государственных и муниципальных образовательных организациях снизилась с 65,6% в 2000 году до 47,3% в 2015 году. Вице-премьер О. Голодец публично заявила, что 65% наших граждан не нуждаются в высшем образовании.

При этом материальное положение студенческой молодежи – плачевное. При мизерных стипендиях будущий цвет нации вынужден подрабатывать для своего пропитания во внеучебное (в том числе ночное) время, вместо самоподготовки, научных исследований в студенческих кружках и занятий спортом.

3. Слепое заимствование западных стандартов образования без учета цивилизационных особенностей. Россия присоединилась к Болонскому процессу, ввела систему ЕГЭ, упразднив советскую модель образования. В результате потеряны навыки устной речи, системность и критичность мышления в пользу натаскивания на знание фактов.

4. Деформация образовательного спектра, отрыв от реалий народного хозяйства. Доля выпускников физико-математических и естественных наук составляет всего 4%. В структуре безработных 30,5% молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет. 60% россиян работает не по специальности.

5. Деидеологизация образовательного компонента. Как заявил президент России, «одна из главных проблем чтобы мы с вами как можно быстрее ушли от различных форм идеологизации нашей истории и нашей культуры». В результате 26% молодежи (18-24 лет) чего стремятся уехать за границу. Деидеологизация – осознанный государственный курс ценностного выхолащивания сознания молодежи.

6. Дегуманизация образования. Вместо гуманистической модели, воспитывающей критически мыслящего специалиста-гражданина, ориентированного на служение обществу, внедряется постгуманистическая модель, формирующая карьерно ориентированного индивида, служащего не идеалу и не обществу, а себе и своей корпорации, при условии формально-юридической корректности профессионального поведения и обеспеченности «этического алиби». Это особенно пагубно сказывается на подготовке специалистов в тех профессиях, которые напрямую удовлетворяют общественные потребности в отношении базовых гуманистических ценностей – в медицинском и педагогическом образовании.

7. Болонская система упразднила квалификации, заменив их компетенциями. Готовит фактически не специалистов, а дважды недоучек. Россия занимает 8 место по числу патентов. От Китая, занявшего первое место, Россия отстала в 23 раза, от США в 14 раз. В списке 3 тысяч самых авторитетных в мире ученых только двое из России. Русские имена в списке встречаются, но это эмигранты из России. В Глобальном инновационном индексе 2017 г. Россия занимает 45 место.

В результате бюджетной «оптимизации» без работы к 2019 г. останутся 10,3 тыс. научных сотрудников. Принципиально ошибочная и неприемлемая политика руководства страны в сфере всех уровней образования (начального, среднего, высшего, постдипломного) уже привела к значительному снижению потенциала российской образовательной системы и воспитанию целого поколения молодых людей, оторванных от своей истории и культуры, к снижению квалификации и творческого потенциала населения страны.

Конференция обращается к властям и общественности с призывом осознать пагубность курса на коммерциализацию, дегуманизацию и ценностное выхолащивание образовательной системы, ошибочность курса на заимствование исключительно западного опыта при отказе от отечественных наработок в сфере образования, которые в свое время уже сделали советскую науку и систему образования передовыми в мире.

Гражданское общество и профессиональное сообщество должны потребовать от властей остановить этот курс на развал российской системы образования, ведущий к снижению потенциала национального образования, науки и экономики в целом, направленный на формирование потоков кадров на экспорт.

Даже и последняя цель не может быть достигнута при продолжении понижения уровня образования в стране. Спросом за рубежом в основном пользуются те отечественные ученые и специалисты, которые подготовку получили в тех вузах и областях науки где советское научно-образовательное наследие еще не полностью разбазарено, или же в те периоды, когда дореформенная система образования еще хорошо функционировала.

Если преобразователи ставили цель вписать отечественных специалистов в глобальное разделение труда, то без увеличения вложений в образование и науку и без защиты высокоэффективной национальной системы образования, унаследованной от СССР, нашим специалистам будет уготована там второсортная несамостоятельная роль.

Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2017. Т.12, часть 1. 457 с.

Другие новости и статьи

« Заработная плата современного учителя: билет в школу выживания

Проблемы здравоохранения и медицинского обеспечения в России »

Запись создана: Суббота, 31 Август 2019 в 0:32 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика