Заработная плата современного учителя: билет в школу выживания



Заработная плата современного учителя: билет в школу выживания

oboznik.ru - Заработная плата современного учителя: билет в школу выживания
#деньги#зарплата#учитель

Не вызывает сомнений роль учителя в формировании гражданина Российской Федерации. Начиная с юнного периода, происходит постоянное взаимодействие ребенка и учителя в рамках учебного и воспитательного процесса. Первая профессиональная деятельность, которую созерцает школьник, переступая порог школы, – это учительский труд.

Чему должна учить школа?

Именно в это время складывается в сознании ученика модель выполнения работы и отношения к ней. Учитель, согласно современным ФГОС, выполняет сверхзадачи государства – он должен достичь образовательных результатов трех уровней: предметных, метапредметных и личностных. Т.е. не только сформировать тезаурус дисциплинарного толка, но и «…духовно-нравственно развивать личность ребенка …», «… воспитывать успешного лидера …», «закладывать основы патриотизма …» и многое другое. Даже перечисленные единичные аспекты педагогической деятельности раскрывают новые социальные роли учителя: консультант, тьютор, фасилитатор, воспитатель, ментор и пр.

Как же оплачивается столь серьезный и многоаспектный труд? Обратимся к единице оплаты труда учителя (окладу) в 2017 году, в Санкт-Петербурге. За восемнадцать часов работы в неделю эта цифра составляет 10547 рублей. Именно такая начальная сумма озвучивается при устройстве на работу молодому специалисту, выпускнику педагогического высшего учебного заведения в Санкт – Петербурге. Конечно, существует еще так называемая эффективность труда: количество победителей и призеров олимпиад различных уровней, опубликованные статьи, выступления на конференциях, участие в социально значимой деятельности. За 1 балл такой эффективности к зарплате доплачивают 130 рублей. Таким образом, подготовка призера олимпиады районного уровня «стоит» 390 рублей. А, например, выступление на городском семинаре, 260 рублей.

Можно себе представить, как унизительны эти цифры для педагогов, которые затрачивают на вышеназванную деятельность огромное количество ресурсов и временных, и интеллектуальных, и денежных (ведь до места проведения мероприятия нужно доехать и т.д.). Обратимся к дополнительной базовой единице оплаты труда оплате проверки тетрадей. На сегодня эта сумма определена государством как 1011 рублей 93 копейки. Необходимо учитывать, что, например, у учителя начальной школы проверка тетрадей происходит по требованию ФГОС ежедневно, а, в среднем, затрачивается на нее 3 часа в день (по данным анонимного опроса учителей). Классное руководство имеет подушевое финансирование. То есть, за одного учащегося в классе, учитель получает 110 рублей в месяц.

Если учащихся 25 – это 2500 рублей в месяц. Необходимо отметить, что в эту сумму входят: проведение классных часов, родительских собраний, индивидуальные консультации детей и родителей, реализация плана воспитательной работы (экскурсии, мероприятия, беседы).

Педагогами было посчитано, что ежемесячно на телефонную связь с родителями учащихся (оповещения, срочные звонки, беседы, в связи с тотальной занятостью родителей и невозможностью их подойти в школу) уходит сумма порядка 3280 рублей, что значимо превышает оплату классного руководства в целом.

Итак, чтобы учитель не погиб от голода и болезней в стране, где он выполняет государственный заказ нового образца (ФГОС), ему необходимо в образовательном учреждении работать на 2,5 – 3 ставки. Это более 50 часов в неделю, что не только противоречит трудовому кодексу Российской Федерации, но и нарушает Гуманитарное право человека с любой точки зрения.

Нами было проведено анонимное on-line анкетирование 178 учителей разных дисциплин из Санкт-Петербурга, имеющих высшее профессиональное образование, возраст которых колебался от 26 до 58 лет, при этом 68% из них имели педагогический стаж более 7,3 лет. Женщин было 84%.

Получены следующие результаты:

1. У большинства опрошенных количество рабочих часов в неделю более 24. Среднее значение 25, 4.

2. Заработная плата, в среднем, 29200 рублей.

3. 57% респондентов совмещают основную работу с иными видами деятельности. Не исключая даже подработки уборщиком помещений и курьером.

4. 83,5 % учителей считают, что им не хватает денежных средств на нормальную жизнь.

5. 49,2 % респондентов не используют положенный ежегодный отпуск.

Причинами подобного явления является невозможность оплатить одновременно отдыха и оплаты питания, коммунальных платежей, транспорта и пр. Необходимо отметить, что собственная «дача» имеется только у 8,2 % учителей.

6. Собственный автотранспорт имеют 17 % опрошенных педагогов.

7. 73 % педагогов свидетельствуют о наличии у них иждивенцев.

8. Наличие собственного жилья отмечают 64,1 % респондентов. Вот таким образом складывается картина жизнеобеспечения современного учителя. Безусловно, можно назвать это «школой выживания».

Сравнимы ли те психологические и интеллектуальные нагрузки, которые сегодня отмечены в профессиональной деятельности педагога, та ответственность, которую он несет перед обществом, с той мизерной оплатой его ТРУДА государством, которая фактически обрекает УЧИТЕЛЯ на страдания и болезни, которые появляются быстро при отсутствии условий для отдыха и возможностей для полноценного удовлетворения своих бытовых и профессиональных запросов?

Что же происходит в России? Давно известно, что учитель первым встречает ребенка, вкладывает в него все необходимое, формирует в нем гражданина страны, дает ему знания, учит мыслить, трудиться, уважать и ценить мать и отца, любить Родину и много еще чего необходимого.

Учитель это фундамент государства, его опора в формировании здорового, умного, жизнестойкого народа. И, вдруг, мы видим, что Учитель брошен, позабыт, над ним насмехаются (когда говорят, что в учителя идут по призванию, а не за деньгами). Мы не видим государственного отношения к учителю! Мы не видим понимания властью предназначения учителя. Или же ставятся ею другие цели?

Очевидно, что нужно изменить принципы финансирования системы образования, это в первую очередь касается оплаты труда учителей, которая должна быть повышена в разы. Качественное улучшение материально-технической базы всех школ – это особая статья, поскольку новый стандарт обучения не может быть полностью реализован при нынешнем уровне его материального обеспечения. И это все очень мягко сказано …

Кстати, точно такие же слова следовало бы сказать и об оплате высококвалифицированного труда преподавателей и профессоров высших учебных заведений.

Ключевые слова: оплата труда учителя, профессиональная деятельность, качество труда, состояние здоровья. Key words: remuneration of teachers, professional activity, quality of work, state of health.

Варзин С.А.



Другие новости и статьи

« О кризисе образовательной системы в России и путях его преодоления

Проблемы образования в России »

Запись создана: Суббота, 31 Август 2019 в 0:31 и находится в рубриках Современность, Финансовое.

Метки: , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы