Советы студентам по подготовке к экзамену



Советы студентам по подготовке к экзамену

oboznik.ru - О проблеме оценки качества высшего образования

Экзамен — проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету (см.: Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1991. С. 903). Это своеобразный «венец», конечная форма изучения определенного предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса.

Цель экзамена — завершить курс обучения конкретной дисциплины, проверить сложившуюся у студента систему понятий и оценить уровень полученных знаний.

Тем самым экзамены содействуют решению главной задачи высшего образования — подготовке квалифицированных специалистов.

Обучающая функция экзаменов состоит в том, что студент в период экзаменационной сессии вновь обращается к пройденному учебному материалу, перечитывает конспект лекций, учебник, иные источники информации. Он не только повторяет и закрепляет полученные знания, но и получает новые.

Во-первых, именно во время экзаменов «старые» знания обобщаются и переводятся тем самым на качественно новый уровень – на уровень системы как упорядоченной совокупности данных, что позволяет студенту понять логику предмета в целом. Во-вторых, новые знания студент получает в процессе изучения того, чего не было на лекциях и семинарских занятиях: отдельных тем, предложенных для самостоятельного изучения, новейшей научной литературы (монографий, статей и т.п.) и нормативной базы (законов и т.п.).

Оценивающая функция экзаменов заключается в том, что они подводят итоги как знаниям студентов (что выражается в конкретной оценке), так и в определенной степени всей учебной работе по данному предмету. Если экзамены принимаются объективно и доброжелательно, то они, бесспорно, играют и большую воспитательную роль: стимулируют у студентов трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, уважения к науке и преподавателям. Экзамен, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать.

Речь идет о том, что и как запоминать при подготовке к экзамену?

По каким источникам готовиться и на что направлять основные усилия? Каким образом в максимальной степени использовать программу курса и т.п. Попытаемся ответить на эти и некоторые другие вопросы. Перед экзаменом на консультации обычно спрашивают, нужно ли заучивать учебный материал. И да, и нет. Все зависит от того, что именно заучивать. Прежде всего необходимо запоминать определения понятий, ибо они фиксируют признаки, показывающие их суть и позволяющие отличить данное понятие от других.

Кроме того, студент-юрист в процессе заучивания определений конкретных понятий наращивает свою правовую культуру, формирует профессиональное правосознание, связанное со специфической юридической терминологией и соответствующей юридической деятельностью. Всякая наука, в том числе теория государства и права, имеет свою систему понятий. Студентюрист, запоминая конкретную учебную информацию, приобщается к данной системе, вынужден «подниматься» до ее уровня, говорить на ее языке, а не пытаться объяснить суть той или иной категории на уровне обыденного понимания.

Однако следует иметь в виду, что преподаватель на экзамене проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную дефиницию своими словами.

Таким образом, для экзаменов необходимо разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизведения учебной информации и работы мысли. Некоторая учебная информация поддается так называемому условно гарантированному запоминанию, т.е. запоминанию в расчете на помощь определенных учебно-методических средств и приемов. Речь, например, идет о той информации, которая содержится в программе курса (в ней зачастую перечисляются признаки отдельных наиболее сложных понятий, показывается их структура, приводятся виды и т.п.). Учитывая, что программа курса должна лежать на столе экзаменующегося, последнему необходимо научиться максимально использовать сведения, содержащиеся в ней. Программа – это официальная подсказка для студента, информационный минимум.

Следует распространить этот метод запоминания и на некоторые классификационные критерии: предмет и метод правового регулирования, время и сфера действия, субъект и степень сложности, содержание и форма, характер и последствия, функциональная роль и структура и т.п. Помня о том, что они повторяются, классифицируя юридические понятия, их можно использовать в виде своеобразной схемы, специфического универсального набора. Такие «палочки-выручалочки» не только позволяют упростить, разгрузить сам процесс запоминания, не теряя при этом той информации, которую необходимо запомнить, но и содействуют развитию гибкости мышления, сообразительности, ассоциативности, творческому отношению к изучению конкретного учебного материала. Для улучшения запоминания психологи предлагают определенные способы.

Один из них — использование ассоциаций. Ассоциация в психологии — это связь, образующаяся при определенных условиях между двумя или более понятиями, представлениями и т.д. другими словами, это такой психический процесс, в результате которого одни понятия или представления вызывают появление в уме других. Чем большим количеством фактов мы ассоциировали данный факт, — писал известный психолог У. Джеймс, — тем более прочно он задержан нашей памятью. Каждый из элементов ассоциации есть крючок, на котором факт висит и с помощью которого его можно выудить, когда он, так сказать, опустился на дно… Тайна хорошей памяти есть, таким образом, искусство образовывать многочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, который мы желаем удержать в памяти» (Джеймс У. Психология, М., 1991. С. 194). Для того чтобы чувствовать себя уверенно на экзамене, необходимо ответы на наиболее трудные с точки зрения студента вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные (моторные) ресурсы памяти.

В идеале, к экзаменам необходимо начинать готовиться с началом учебного процесса по данному курсу (с первой лекции, семинара и т.п.). По большому счету возможности для этого преподавателями создаются. Однако далеко не все студенты сразу хотят включаться» в такую долгосрочную подготовку. Зачастую студенты выбирают «штурмовой метод», когда факты закрепляются в памяти в продолжение немногих часов или дней и лишь для того, чтобы «свалить» экзамен. Однако они не могут образовать в уме прочных ассоциаций с другими понятиями. Поэтому знания, приобретенные с помощью подобного метода, как правило, менее прочные и надежные, более бессистемные и формальные.

Материал же, набираемый памятью постепенно, день за днем, в связи с различными контекстами, освещенный с разных точек зрения, связанный ассоциациями с другими событиями и неоднократно подвергавшийся обсуждению, образует качественные знания. Важно помнить высказывание Л.Н. Толстого о том, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. При подготовке к экзамену следует прежде всего уделить особое внимание конспектам «живых» лекций, а уж затем учебникам, курсам лекций и другой подобной печатной литературе. Дело в том, что «живые» лекции обладают рядом преимуществ: они более детальные, иллюстрированные и оперативные, позволяют оценивать современную ситуацию, отразить самую «свежую» научную и нормативную информацию, ответить на наиболее актуальные в данный момент вопросы.

Для написания же и опубликования учебника нужно время. Поэтому изложение в них учебного материала (особенно в эпоху быстрых перемен) отстает от жизни. На консультациях подчас задают вопрос: каким учебником пользоваться при подготовке к экзамену? Однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Не бывает идеальных учебников: в любом из них есть свои плюсы и минусы, сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки, чему-то отдается предпочтение, что-то недооценивается либо вообще не раскрывается. Для полноценной подготовки желательно использовать, помимо курса лекций, несколько «альтернативных» учебных пособий.

Следует критически отнестись к использованию учебных пособий«шпаргалок», которыми в изобилии завалены книжные прилавки. В них обещают на 30-50 страницах дать «максимально сжатые» знания по предмету. Даже если пособие-«шпаргалка» в целом более-менее правильно передает содержание вопросов (что бывет далеко не всегда), их же еще необходимо раскрыть, превратить в полноценный ответ, что-то ответить на возможные дополнительные вопросы. Как это сделать, если студент ничего, кроме сборника «шпаргалок», не читал и в содержании курса не ориентируется? В этой связи имеет смысл вспомнить одну поучительную историю.

Царь Птолемей, утомившись от изучения геометрии (модная в то время наука), призвал геометра Эвклида и потребовал указать ему легкий путь в изучении этой науки. Эвклид, рассказывают, ответил: «К геометрии нет царской дороги». То же самое можно сказать и сегодня: обещаемая профанам «царская дорога» в науке – это, как правило, обыкновенная халтура. При подготовке к экзамену важно максимально использовать программу курса. Ведь она включает в себя разделы, темы и основные проблемы предмета, в рамках которых и формируются вопросы для экзамена.

Поэтому студент, заранее ознакомившись с программой курса, сможет лучше сориентироваться, как и в какой последовательности учить материал. Программа окажет содействие и на самом экзамене. Важно понять, что она составляется по определенным правилам, имеет свою логику изложения, в которой каждый элемент (раздел, тема, проблема) занимает строго определенное место, ранжируется по значимости, смысловой соподчиненности. Опираясь на программу, студент может гораздо увереннее и грамотнее построить свой ответ.

Отвечая на конкретный вопрос экзаменационного билета, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно, кстати, совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации. На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые — в рамках билета и направлены на уточнение ответа студента.

На экзамене оценивается не только содержание, но и форма ответа.

Можно выделить следующие критерии, которыми обычно руководствуются преподаватели на экзамене, оценивая ответ студента: 1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.); 2) полнота и одновременно лаконичность ответа; 3) новизна учебной информации, степень использования научных и нормативных источников; 4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям; 5) логика и аргументированность изложения; 6) грамотное комментирование, использование примеров, аналогий; 7) культура речи.

Более детально критерии оценки, а также механизм формирования итоговой оценки по предмету, раскрываются в программе по соответствующей теоретико-исторической дисциплине.

В.Б.Исаков


Другие новости и статьи

« Советская и зарубежная Россия: два пути, одно наследие

Значение княжеских уставов для правового развития Древнерусского государства »

Запись создана: Пятница, 5 Январь 2018 в 21:07 и находится в рубриках Современность.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы