Значение княжеских уставов для правового развития Древнерусского государства



Значение княжеских уставов для правового развития Древнерусского государства

oboznik.ru - «Русь» - это светлое место!

И раньше, и в современной науке представителей научного мира, занимающихся различными вопросами истории России и других юридических наук, особо интересует такая тема как право. Ведь на определенном этапе развития человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, которые становятся все сложнее и многообразнее, возникает право.

Оно необходимо для существования и развития всякого общества, т.к. необходим порядок, которого можно достичь только в том случае, если все будут придерживаться определенных правил, которые будут закреплены должным образом. Из этого и исходит потребность существования норм права. Правовая система - это историческое явление, которое строится медленно и сложно. Княжеские уставы - это первые правовые памятники Древнерусского государства, которые оказали огромное влияние на развитие этой системы, их значение мы и рассмотрим далее.

Самым первым правовым актом является Устав князя Владимира. Несмотря на то, что с позиций современного правотворчества данный памятник права обладал такими чертами как архаичность, казуистичность и бессистемность, необходимо отметить, что это был своего рода прорыв в формировании правовой системы Древнерусского государства. До появления княжеских уставов существовали только такие письменные документы, как договоры с Византией 907, 911, 944, 971 гг., как известно, отразившие обычное право восточнославянских племен. Первый Устав закладывает идеи, которые в последующем развиваются в Уставе князя Ярослава.

Если в Уставе Владимира Святого намечается юрисдикция Церкви, то в следующем документе законодатель представляет ее нам уже в развернутом виде и указывает последствия нарушения норм церковного права. Устав князя Владимира Святославовича стал первым правовым памятником Древнерусского государства, который определил место, статус и полномочия церковной власти в Киевской Руси после принятия христианства. Теперь Церковь кроме судебных полномочий еще контролировала систему мер и весов, а также ей была дарована десятина.

Кроме того, многие ученые замечают тесное взаимодействие, взаимосвязь княжеских уставов и Русской Правды и говорят, о том, что они дополняют друг друга. Теперь церковь следит за тем, чтобы княжеская власть не выходила за пределы своей подсудности и распространяет свою юрисдикцию на дела, оставленные в ведении общественных институтов. Хотя даже взаимодействуя, княжеские уставы и Русская Правда пока еще не охватывали весь круг общественных отношений, все же можно с уверенностью сказать, что первый опыт был успешным, он повлек за собой дальнейшее развитие правотворчества - медленного и сложного, но необходимого для существования и развития государства процесса. В следующем правовом памятнике развиваются основные идеи, заложенные в Уставе князя Владимира Святого.

В Уставе князя Ярослава Мудрого уже в развернутом виде представляется перечень предметов церковного регулирования, указываются последствия нарушения данных норм, зафиксированы и дела, решаемые совместно представителями обеих властей. Подавляющее большинство статьей в Уставе князя Ярослава регулируют вопросы о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, брачно- семейные отношения, однако нельзя сказать, что этот документ исключительно принадлежит к такой отрасли, как семейное право. В Уставе Ярослава отношения между лицами разного пола преимущественно рассматриваются в контексте уголовно-правовых отношений, есть статьи, содержащие именно семейно-правовые нормы, но их не так много 4 . Так, В.О. Ключевский отмечал, что церковный Устав князя Ярослава - это уже довольно пространный и стройный церковный судебник с казуально расчлененными и отчетливо сформулированными статьями со сложной системой наказания и по местам с обозначением самого порядка судопроизводства. Эта система построена на различии и соотношении таких понятий, как грех, за которым ведает церковь, и преступление-государство. Несомненно, что разграничение данных понятий являлось прогрессом. Теперь преступление - это деяние, посредством которого одно лицо либо причиняет материальный вред, либо наносит нравственную обиду другому лицу.

Само понятие преступления со временем углубляется, и вместе с тем расширяется область вменяемости 2 . Важно отметить, что Устав князя Ярослава – памятник русского церковного права - значительно отличался от византийских церковно-правовых образцов - номоканонов, а также от светских законодательных сводов. Это оригинальный документ, он не слепо копирует, а переделывает некоторые перенимаемые нормы, учитывая национальные особенности Руси. Чуждые языческому и традиционному обществу церковно-правовые требования приводились в соответствие с действительностью Руси3 . Новый взгляд на преступление неизбежно вызывал усложнение действовавшего набора наказаний мерами нравственно- исправительного воздействия, которые были рассчитаны на восстановление больной или шаткой совести 4 (епитимья, арест при церковном доме).

Показательно, что применять членовредительские санкции, действовавшие в Византии, и смертную казнь Русская Церковь не стала, она применяла в качестве санкции чаще всего обычные имущественные наказания. Сравнивая Русскую Правду и Устав Ярослава, В.О. Ключевский, говорил, что Русская Правда - это судебник, отражающий юридические отношения, которые начинают постепенно отживать, разлагаться, а Устав представляет мир юридических понятий и отношений, которые только завязываются и начинают жить 5 . Важно отметить, что Русская Правда и Устав дополняли и благотворно действовали друг на друга. Некоторые ученые считают, что эти документы

являются как бы двумя частями одного церковно-юридического кодекса 1 . Если в целом оценивать данный источник, то можно прийти к выводу о том, что по сравнению с первым опытом составления подобного документа Устав князя Ярослава уже претерпел ряд положительных изменений: 1) Усовершенствовалось понятие преступления. 2) Расширилось понятие вменяемости. 3) Появилась новая цель наказания - исправление преступника. 4) Поэтому усложнилась и получила развитие система наказаний.

Все это отражает прогрессивный характер правотворчества Древней Руси. Но в тоже время памятник такого раннего периода в истории государства не отличался такой чертой как упорядоченность, был архаичен, а также в большей степени детально регламентировал отношения, имеющее частное значение, в ущерб общим принципам и отношениям, подлежащим правовому регулированию. Несмотря на это, нормы, заложенные изначально в первом Уставе, развитые в Уставе Ярослава, были актуальны и сохраняли свое значение еще очень долгое время. Сначала некоторые из них были заимствованы в Русскую Правду, затем в Судебники. А действовать они продолжали вплоть до советского периода. Таким образом, Устав князя Владимира и Устав князя Ярослава - это правовые памятники, которые оказали значительное влияние на развитие права Древнерусского государства. Этот первый опыт, оказавшийся довольно удачным, подтолкнул ранее почти неподвижную сферу на изменение, развитие. Вскоре появляются такие документы как Русская Правда, Псковская Судная грамота.

Первые источники не были заимствованы или полностью скопированы, они были написаны самостоятельно с некоторым использованием византийских документов, однако нормы, которые перенимались из Византии также были изменены с учетом национальных особенностей государства. Необходимо отметить и то, что Церковь сыграла ключевую роль в данном процессе. Несмотря на то, что рассматриваемые нормы, заложенные в ранний период развития русской государственности время, не были приведены в систему, отличались архаичностью и казуальностью, они довольно долгое время оставались актуальными. Принципы и основы, заложенные в данных правовых актах в течение длительного времени не утрачивали своего значения.

А семейное право остается вплоть до ХХ в. правом Церкви. Исходя из этого, вопрос о необходимости изучения первых правовых памятников Древнерусского государства остается актуальным и все еще открытым.

Е.В. Багаева


Другие новости и статьи

« Советы студентам по подготовке к экзамену

«Устав о закупах» Владимира Мономаха как средство укрепления княжеской власти »

Запись создана: Пятница, 5 Январь 2018 в 21:42 и находится в рубриках Современность.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы