9 Январь 2018

Институциональные ловушки арктического проекта России

oboznik.ru - Базы Северного флота в Арктике могут существовать автономно до полутора лет

Исторически сложилось так, что распространены ситуации, когда неэффективные нормы поведения или институты могут оказаться устойчивыми. Такие ситуации называют институциональными ловушками.

Они удерживают экономику в неэффективном равновесии и значительно тормозят ее развитие. Изучение причин возникновения институциональных ловушек, их влияния на экономику, поиск возможных путей выхода из них — вот те вопросы, ответы на которые способствуют стабилизации и улучшению экономической ситуации в стране, что иллюстрирует актуальность выбранной темы исследования.

В своей статье В.М.Полтерович [1] в качестве основных институциональных ловушек России выделил преобладание бартерных обменов, неплатежи, коррупцию и высокую теневую активность.

«Какие институциональные ловушки имеются в Арктической зоне, как из них выбираться и как избежать создания новых ловушек?» — эти проблемы легли в основу нашего исследования, основанного на теоретическом обобщении актуальных практических источников.

Арктика — регион, который сегодня стоит на повестке дня у целого ряда стран. Обосновано это спорами о  границе в  Северном ледовитом океане, интересом к природным ископаемым, ресурсам нефти и газа, изучением климатических изменений и экологических рисков, а также перспективой создания Северного морского пути. Государственной комиссией по вопросам развития Арктики и  Морской коллегией при Правительстве Российской Федерации в 2014 году был сформирован перечень проектов, реализуемых или запланированных к реализации на территории Арктической зоны России. В него вошли 145 проектов по следующим направлениям: добыча и переработка полезных ископаемых; транспорт; добыча и переработка алмазов; геологоразведка; промышленность; энергетика; рыбная промышленность и  сельское хозяйство; экология; телекоммуникации; туризм; социальная сфера; прочее [2].

Однако на данный момент большинство проектов заморожены на неопределенный срок, и институциональные ловушки здесь оказались фактором торможения. Во-первых, это инвестиционная ловушка, которая обуславливается историческим этапом развития нашей страны. В  условиях переходной экономики краткосрочные инвестиции приносят гораздо большую выгоду, нежели долгосрочные. Осуществление столь крупных Арктических проектов возможно с привлечением иностранного капитала, ориентированного на долгосрочную перспективу.

В условиях напряженной политической обстановки и санкций это становится очень сложной задачей, что приводит к откладыванию проектов в «дальний ящик». Во-вторых, ловушки системы общественных финансов. Сюда можно отнести комплекс проблем, связанных с низкой эффективностью производства общественных благ в современной России и в Арктической зоне, в частности. Неразвитость инфраструктуры, отсутствие инновационной системы образования, сложности в получении заемных средств и высокие процентные ставки для бизнеса — в контексте инновационного развития эти проблемы приобретают особую значимость, потому что в условиях недостаточного инвестирования большая доля расходов инновационного характера падает на государство. К тому же, регион не является привлекательным для миграции ни ученых, ни бизнесменов, ни рабочего класса.

России необходимо выбираться из сложившихся институциональных ловушек, так как интерес к Арктике у нашей страны крайне велик. В арктическом регионе сосредоточено более 20% неразведанных мировых запасов углеводородов, и большая их часть находится в российской части Арктики. Государству необходимо разработать комплекс мер, направленных на предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам на осуществление инвестиций в основной капитал и предоставление налоговых льгот хозяйствующим субъектам. Также целесообразно продолжить научные изыскания в рамках тех проектов, которые на данный момент находятся на стадии запуска либо уже реализуются.

Литература

1. Полтерович В.М. Институциональные ловушки: Есть ли выход? // Общественные науки и современность. 2004. № 3. С. 5–16.

2. Поручение Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. № РД-П162680 «О перечне приоритетных проектов, реализуемых на территории Арктической зоны Российской Федерации.

Шлокова А. А.

Другие новости и статьи

« В 2018 году россиян ждут улучшения в качестве жизни

Какие SMM сервисы по раскрутке в социальных сетях самые популярные? »

Запись создана: Вторник, 9 Январь 2018 в 18:26 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика