Управленческая деятельность П.А. Столыпина



Управленческая деятельность П.А. Столыпина

oboznik.ru - Одиннадцать покушений на Петра Столыпина

В начале ХХ века ежегодный рост российской промышленности составлял в среднем 9%, по этому показателю Россия занимала первое место в мире. Революционные события 1905 года привели к падению темпов экономического роста, но после окончания волнений они были довольно-таки быстро восстановлены. Прекращение революционного движения связано с именем Петра Аркадьевича Столыпина. В апреле 1906 года Столыпин был назначен министром внутренних дел. В ведении МВД тогда находилось управление полицией, почтой, пожарными частями, страхованием, медициной, ветеринарной службой, пенитенциарной системой.

В обязанности министерства входили также такие вопросы, как продовольственное обеспечение городов, взаимодействие центральной власти с земствами, контроль деятельности губернских и уездных администраций, местных судов. Столыпин столь энергично включился в работу министерства, что спустя всего лишь три месяца после назначения министром внутренних дел получил должность председателя Совета министров, сохранив за собой и министерскую должность.

С первых своих шагов в роли главы правительства П.А. Столыпин стал действовать как реформатор. Он хорошо осознавал и внутреннюю логику переживаемого Россией исторического этапа, и масштабность вставших перед ней преобразовательных задач. Этот этап истории премьер охарактеризовал как «эпоху перемен», «время переустройства государственных устоев» и как «великий перелом» [12, с. 50, 94].

При этом он отдавал себе ясный отчет в том, что реформы несовместимы с анархией и могут быть успешно проведены только в атмосфере общественного спокойствия. Чтобы избавить страну от анархического разгула, он инициировал принятие закона о военно-полевых судах. В губерниях, наиболее страдавших от грабежей, разбоев и убийств, вводилось чрезвычайное судопроизводство: задержанных преступников судили в течение одних-двух суток, а приговор приводили в исполнение не позднее чем через 24 часа. Премьер не сомневался в том, что «злодейства должны пресекаться без колебаний — если государство не даст им действительного отпора, то теряется самый смысл государственности» [13, с. 38].

Он на собственном опыте познал, что это такое террор: боевики организовали несколько покушений на него, тяжело ранили его дочь. С 1901 по 1907 годы от рук террористов погибло более 9 тысяч человек, среди которых было множество тех, кто не имел никакого отношения ни к власти, ни к политике. Террор обесценивал человеческую жизнь, отравлял общественную атмосферу в стране. Столыпин был убежден, что власть — это моральная ответственность перед народом, перед обществом, и государство обязано всеми способами заботиться об обеспечении правового порядка в стране.

Он считал, что пассивность и бездействие власти, ее «малодушное уклонение от ответственности» являются косвенными возбудителями анархии [13, с. 45]. Выступая перед депутатами Государственной Думы, премьер-министр так обосновал необходимость решительных действий для наведения порядка и законности в стране: «Государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада. Этот принцип в природе самого государства. …Это состояние необходимой обороны. …Бывают роковые моменты в жизни государства, когда государственная необходимость стоит выше права и когда предстоит выбирать между целостью теорий и целостью отечества» [14, с. 70–73]. П.А. Столыпин не хотел откладывать начало реформирования страны в ожидании полной стабилизации внутриполитического положения. Напротив, он считал, что вовремя начатые реформы способны приблизить эту стабилизацию, погасив пламя революции: «Реформы во время революции необходимы, так как революцию в большей мере породили недостатки внутреннего уклада. Если заняться исключительно борьбой с революцией, то в лучшем случае устраним последствия, а не причину. …Обращать все творчество правительства на полицейские мероприятия — при-

знак бессилия правящей власти» [12, с. 102–103]. Сочетая меры по пресечению анархии с реформами в сфере социальных отношений, глава кабинета заметно снизил политическое напряжение в стране и обеспечил высокую динамику ее экономического развития, продержавшуюся до Первой мировой войны. Реформы Столыпина отличались масштабностью и комплексностью, были направлены на обновление многих сторон государственной и общественной жизни страны.

Их результатами должны были стать усовершенствование системы управления и встраивание в нее политических партий, укрепление законности, обеспечение гарантий прав и свобод для всего населения, раскрепощение созидательной энергии и всемерное развитие активности общества, создание высокоразвитой эффективной экономики, повышение культурного и образовательного уровня населения, расширение социальных обязательств государства и многое другое. Обдумывая стратегию реформирования, Столыпин учитывал примеры масштабных реформ за рубежом, однако считал, что ее основным фундаментом должен стать исторический опыт русской государственности. Он подчеркивал свою «неуклонную приверженность русским историческим началам», часто повторяя мысль о том, что ведя Россию в будущее, нельзя давать ей свернуть с ее «национального пути». Столыпин был убежден: реформируя Россию, не следует бездумно лишать ее исторически сложившейся формы централизованного управления.

Премьер исходил из того, что от дееспособности государства прямо зависят состояние общества и прочность связей внутри него и что в стране со слабой системой управления общество не может развиваться ровно и динамично. Существенным признаком сильного государства является его способность «прийти на помощь той части общества, которая в настоящее время является слабейшей» [12, с. 338], т. е. гарантировать социальную защиту всем нуждающимся в ней слоям населения.

Особое внимание Столыпин уделил аграрной реформе. Он считал, что крестьянство является основным гарантом экономического благополучия России и сохранения ее духовнокультурного своеобразия, и поэтому власть должна поддержать крестьян всеми наличными мерами — юридическими, социально-экономическими, морально-психологическими. Не случайно одним из первых шагов аграрной реформы стал указ, полностью уравнявший крестьянство в правах с другими сословиями и снявший ограничения, дотоле существовавшие для выходцев из крестьян в отношении государственной и военной службы, учебы в высших учебных заведениях. Проект столыпинской аграрной реформы имел стратегический смысл.

В случае ее успешного завершения российское крестьянство превратилось бы в экономически сильное и социально стабильное сословие. Глава правительства стремился искоренить крестьянскую бедность. В первую очередь надо было снять проблему крестьянского малоземелья, которая после отмены крепостного права не только не исчезла, но и заметно обострилась. Если в 1861 году сельское население 50 губерний Европейской России составляло менее 50 миллионов человек, то к началу ХХ века оно возросло до 86 миллионов, тогда как общий объем пахотной земли в этих губерниях увеличился незначительно. Это означало, что средний размер крестьянского надела заметно сократился. Одним из средств борьбы с малоземельем явилось переселение крестьян из Центральной России на восток страны. Но не все крестьянские семейства могли или хотели участвовать в переселенческой программе, и тех из них, кто нуждался в земле, правительство должно было ею обеспечить. Основным инструментом наделения землей крестьян центральных губерний стал Крестьянский поземельный банк. 12 августа 1906 года в его распоряжение были переданы удельные земли, до того момента являвшиеся собственностью правящей династии.

Затем было решено продавать крестьянам казенные земли, был определен порядок их продаж. Функции организатора торговых операций возлагались опять же на Крестьянский поземельный банк. Помимо этого, Крестьянский банк развернул скупку землевладений у помещиков, которые в тот период времени стали массово отказываться от земли исельских имений.

Земельный фонд, курируемый Крестьянским банком, постоянно возрастал, соответственно возрастало и число земельных наделов, выставляемых на продажу крестьянским хозяйствам. За 1907–1915 годы из этого фонда было продано около 4 миллионов десятин земли, разделенных примерно на 280 тысяч хуторских и отрубных участков. Деятельность Крестьянского поземельного банка напрямую способствовала увеличению числа индивидуальных крестьянских хозяйств, их качественному укреплению. Большая нагрузка ложилась на государственные службы: им приходилось непрерывно заниматься сложными и дорогостоящими землеустроительными работами по нарезанию земельных участков крестьянским хозяйствам, разворачивать «агрономическую помощь» крестьянам, включающую в себя консультирование, техническое просветительство, продвижение на село современных технологий, удобрений, семенного материала.

Аграрная реформа призвана была способствовать полному, всестороннему и свободному раскрытию хозяйственной инициативы крестьянства. 9 ноября 1906 года Столыпин издал указ, предоставивший крестьянам свободный выбор форм хозяйствования. Земледельцы теперь могли выходить из сельских общин и получать полагавшуюся им долю пахотной земли в свою собственность, приобретая тем самым право продавать свои участки или передавать их по наследству. Крестьяне, становившиеся собственниками, могли выселяться за пределы деревень и основывать хутора. Этот указ не был направлен на немедленное разрушение общины. Столыпин понимал, что, не пройдя фазу «естественного созревания» и «усвоения общественным сознанием» [13, с. 114], реформы не дадут позитивных результатов. Он пояснял: «Мы ничего насильственно, механически не хотим внедрять в народное сознание», а применительно к аграрной реформе так раскрывал этот тезис: «Правительство считает совершенно недопустимым установление какого-либо принуждения, какого-либо насилия, какого-либо гнета чужой воли над свободной волей крестьянства в деле устройства его судьбы, распоряжения его надельной землей» [12, с. 675].

О том, что Столыпин не собирался превращать индивидуальные формы сельского труда в некий фетиш, говорит всесторонняя поддержка, оказываемая правительством крестьянским кооперативам и товариществам. Премьер знал о том, что многие пахари не желали выходить из общины, держались за нее и имели на то определенные резоны. Во-первых, при периодически проводимых в деревнях общинных переделах земли каждый местный юноша, доросший до самостоятельного ведения хозяйства, мог рассчитывать на получение земельного пая, выделяемого общиной из коллективного фонда.

С этой точки зрения община предоставляла крестьянской молодежи определенные социальные гарантии. Во-вторых, в России с ее специфическим климатом земледелие всегда сильно зависело от капризов погоды. Вековой опыт крестьянских общин учитывал это обстоятельство: общинная земля распределялась между крестьянами так, чтобы у каждого из них было как минимум по две полосы земли, различавшихся по ландшафтным, почвенным условиям, по близости расположения к воде и т.д. Поэтому Столыпин и объяснял, что «закон 9 ноября, избегая всякого принуждения как в отношении общинного, так и семейного способа владения землей, лишь осторожно развязал, снял путы, связывавшие свободную волю крестьян, рассчитывая на то, что способности и воля разумнейших из них проявят себя во всю ширину народной самодеятельности русского народного духа» [14, с. 142–143].

При реализации указа от 9 ноября 1906 года предусматривались меры, направленные на сохранение стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Нужно было избежать спекуляции землей и не допустить чрезмерной концентрации земельной собственности в одних руках. Для этого Столыпин предложил ряд ограничительных мер: «Надельная земля не может быть отчуждена лицу иного сословия, не может быть заложена иначе, как в Крестьянский банк, не может быть продана за личные долги, не может быть завещана иначе, как по обычаю» [14, с. 296–297]. Кроме того, вводилось ограничение максимальных размеров индивидуальных земельных владений. Аграрная реформа открывала путь к решению важнейшей стратегической задачи — всемерному развитию внутреннего товарного рынка.

Дальновидную стратегию отражал и такой аспект реформы, как организация переселенческого дела. Переселение крестьян из Центральной России не только снижало аграрное перенаселение в центре страны, но и способствовало ускоренному освоению слабозаселенных восточных регионов страны, улучшало условия их интеграции в общероссийском экономическом и политическом пространстве. Преследуя эту цель, государство оказывало переселенцам немалую материальную помощь. Для того чтобы лично проконтролировать выполнение переселенческой программы, Столыпин в 1910 году совершил инспекционную поездку в Западную Сибирь и Поволжье. Земледельцы и их семьи перебирались на новые места жительства — Южный Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ, Среднюю Азию — за государственный счет. Для удобства и быстроты их переезда по инициативе Столыпина на востоке страны прокладывались новые шоссейные и железные дороги. Проезд по железной дороге был бесплатным. Специально для переселенцев были сконструированы вагоны, получившие название «столыпинских», в них можно было перевозить скот, инвентарь, различное бытовое имущество.

Крестьяне-переселенцы получали льготные кредиты на обзаведение всем необходимым. Все эти меры придавали крестьянским переселениям массовый характер. Только в Сибирь из Центральной России перебралось около 2,5 миллионов крестьян, в результате русское население Сибири увеличилось в три раза. Сибирское земледелие стало развиваться преимущественно за счет семейных крестьянских хозяйств, т. е. именно тем путем, который проложила столыпинская аграрная реформа. В сибирских губерниях произошел взлет аграрного производства, большой подъем там переживало животноводство. Расширялось крестьянское самоуправление. В сельских поселениях не только сохранялась, но и укреплялась система местных крестьянских сходов, на которых решения принимались большинством голосов. Состав сходов расширялся, увеличивались их полномочия. Там выбиралась сельская исполнительная власть, представленная земельными и поселковыми старостами, а также волостными старшинами. Самоуправляющаяся волость, по замыслу Столыпина, должна была утвердиться в качестве низовой, первичной ячейки земской системы. Сельская Россия стала продвигаться в сторону укрепления сельских земских органов, в сторону полноценной земской деятельности. Расчет делался на то, что с течением времени потенциал крестьянского самоуправления максимально раскроется. Свидетельством стратегической глубины преобразований, проводимых Столыпиным, явилась школьная реформа, проект которой был утвержден законом от 3 мая 1908 года.

В основу ее, по словам самого Столыпина, была положена «подготовка преподавателей для всех ступеней школы и улучшение их материального положения» [14, с. 136]. Планировалось ввести обязательное бесплатное начальное обучение для детей от 8 до 12 лет. Намечалось создание широкой сети профессиональных учебных заведений, различных курсов, училищ, вечерних и воскресных школ. Расширялись льготы для поступления в высшие учебные заведения. Бюджет народного образования был увеличен почти втрое, что привело к открытию десятков тысяч новых школ. Немалые бюджетные вложения были сделаны в научные исследования и разработки. Российское правительство финансировало многие перспективные теоретические и прикладные научные исследования, способствовало открытию новых научных центров в столицах и на периферии, оплачивало подготовку и проведение географических экспедиций на просторы Северного Ледовитого океана, в регионы Сибири, на Дальний Восток, в Центральную Азию.

Масштабные качественные изменения подготавливались в судебной системе. Все устаревшие юридические нормы и стереотипы должны были уступить место новым установлениям, отражавшим потребности политического и социально-экономического движения страны. Судебная реформа нацеливалась на создание четко отлаженного механизма судопроизводства, максимально приближенного к запросам населения. Она предусматривала унификацию законодательства с целью обеспечить равенство всех перед законом. Столыпин намечал меры по усилению гражданской и уголовной ответственности для чиновников, нарушающих законные права простых людей. Забота об интересах рядового населения выразилась и в разработанном поинициативе Столыпина законопроекте опрогрессивном налогообложении. По этому законопроекту малоимущие социальные слои фактически освобождались от налогового бремени.

В тексте законопроекта говорилось о дифференцированной системе льгот и об индивидуальном подходе к каждой категории налогоплательщиков. Интересы трудящегося населения находились в центре законопроектов о социальных правах рабочих. Фиксировалась необходимость улучшения условий труда и быта простых работников, облегчался их доступ к недорогим кредитам, предусматривалась материальная помощь всем утратившим трудоспособность из-за профессиональных болезней и производственных травм. Вводилось строгое нормирование труда женщин и подростков, запрещалось использовать их на подземных работах и в ночное время. Большое внимание премьер уделял развитию транспорта. Под его руководством был разработан ряд проектов по улучшению водных путей и шоссейных дорог, по расширению и улучшению качества кораблестроения и внутреннего судоходства. Столыпин явился инициатором строительства Амурской железной дороги. За годы проведения реформ Столыпину удалось внести в жизнь огромной страны множество важных, прогрессивных перемен. Вектор реформирования вел Россию, по словам самого реформатора, к «величию, справедливости и истинной свободе».

Реформы требовали от государственного аппарата и всего общества терпения, выдержки, упорного продолжительного труда. В мае 1907 года, выступая в Госдуме, Столыпин провозгласил: «Мы предлагаем скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!» [14, с. 303]. По итогам реформ, проводимых Столыпиным, Россия могла превратиться в одну из самых мощных мировых держав. Он понимал, что геополитические конкуренты нашей страны не хотели этого допустить. Ему было ясно и то, что наиболее эффективно сломать поступательное развитие России могло бы втягивание ее в масштабную войну, а потому делал все, чтобы избежать участия страны в любых военных конфликтах. После убийства Столыпина люди его исторического масштаба в окружении царя Николая II уже не появлялись, и отстаивать курс на мирное развитие страны так же, как Петр Аркадьевич, его преемники были не в силах. Развязанная в 1914 году Первая мировая война столкнула Россию с пути мирного реформирования в новую революцию и гражданскую войну со всеми ее потрясениями и жертвами.

Убийство Столыпина эсером Богровым в значительной части тогдашнего российского общества было воспринято как тяжелая общенациональная драма. Отношение людей к убитому премьеру можно проиллюстрировать одним примером. Когда после смерти Столыпина земство Киева — города, где он погиб,— предложило собрать пожертвования на возведение ему памятника, в одном только Киеве и только за три дня добровольные взносы составили сумму, достаточную для постройки памятника. В результате мер, предпринятых П.А. Столыпиным, в России создавалось высокоразвитое и устойчивое земледелие. За 1906–1914 годы урожайность возросла на 14%.

По производству основных видов сельхозпродукции Россия в те годы вышла на лидирующие позиции в мире, выращивая более половины мирового объема ржи, 80% всего льна, более четверти пшеницы и овса, около половины ячменя, около четверти картофеля. На Россию приходилось две пятых всего мирового аграрного экспорта, она являлась главным экспортером зерна, «житницей Европы». Валютные поступления от хлебного экспорта только за 1908–1910 годы увеличились в 3,5 раза. За годы столыпинских реформ более чем на 60% увеличилось поголовье крупного рогатого скота, в 6 раз выросло использование крестьянами сельскохозяйственных машин. Значительно увеличилось благосостояние крестьянства. Сумма крестьянских вкладов в сберкассы возросла почти в 10 раз. Число сельской учащейся молодежи за это же время увеличилось в 33 раза. Реформы Столыпина благотворно сказались на динамике всей российской экономики.

Развитие сельского хозяйства и повышение благосостояния сельского населения вело к увеличению товарооборота, служило отличным стимулом для роста промышленности. За 1900–1914 годы промышленное производство удвоилось. В 1913 году темпы его ежегодного роста достигли 19%. Появились новые отрасли — энергетика, электротехника, химическая промышленность. Мощно развивалось металлургическое производство: за 1900–1914 годы оно удвоилось. Быстро росли также машиностроение, текстильная промышленность, добыча угля и нефти. Втрое увеличилась железнодорожная сеть. Русскими инженерами был разработан план электрификации всей страны. Россия становилась мощнейшей мировой державой. За 1894–1914 годы госбюджет страны вырос в 5,5 раз, золотой запас — в 3,7 раза. Численность населения за это время увеличилась на 30%, достигнув 170 миллионов человек.

По подсчетам Дмитрия Ивановича Менделеева, при сохранении темпов демографического роста к концу ХХ века население России должно было достичь 400 миллионов человек. При сохранении существовавших в начале ХХвека тенденций развития России она уже через 20–30 лет должна была стать мировым лидером, превысив экономический потенциал европейских стран. Такие перспективы не могли нравиться западным политикам и финансистам. Они выстраивали планы по дестабилизации России, стремясь любыми средствами остановить поднимавшегося конкурента. Эта цель стала одним из мотивов при развязывании Первой мировой войны.

С.В. Рыбаков


Другие новости и статьи

« Внешняя политика России в 1900–1914 годах

Правление Александра III »

Запись создана: Среда, 10 Январь 2018 в 20:08 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы