5 Октябрь 2019

Школа как центр жизни общества, или неизвестная реформа образования императора Николая второго

oboznik.ru - Новые подробности расстрела царской семьи
#образование#общество#школа

Настанет время, когда беспристрастная история воздаст должное Величайшему из Русских Царей Дома Романовых. Флигель-адъютант контр-адмирал С.С. Фабрицкий

Не думаю, чтобы в какой-то другой стране … образование стоило так дешево и было так доступно до Великой войны, как в России. А.Ф. Керенский

1. Приведенное высказывание Керенского относится к состоянию высшего образования в Российской империи до революции, но его вполне можно распространить и на общее образование в стране в тот период, о чем и будет изложено в статье. Настало время оценить по достоинству вклад последнего русского императора в дело просвещения народа вверенной ему Богом страны. Наверное, мало кто знает, что в течение 22,5 лет царствования 16 лет Государь последовательно и в высшей степени заинтересованно трудился над фундаментальной реформой российского образования.

За это время сменилось 9 министров образования, каждый из которых занимал пост год, два, реже – три. При последнем министре образования П.Н. Игнатьеве, в 1916 году (несмотря на войну!), реформа была полностью завершена как теоретически, так и практически. Таким образом получается, что истинным автором реформы был Сам Государь! Сразу же документ о реформе образования был представлен в Правительство, одобрен им и, конечно же, заблокирована Третьей Думой, на совести которой уничтожение не только образования, культуры России, но и всего Российского государства тех лет вообще. Что же подвигло Государя так неотступно трудиться над реформой русского образования? Думается, что прав Б.Г. Галенин, автор монографии «Царская школа», материалы которой легли в основание данной статьи, что император Николай Александрович видел, как значительное число образованного сословия России (сознательно или нет) постоянно пополняет ряды «5-й колонны», возникшей еще со времен Петра

Первого. Существовало стойкое взаимное недоверие между Государем и светской образованной верхушкой общества (исключение составлял военный корпус). Парадокс русской жизни заключался в том, что об руку с образование шел упадок веры, верности монархии и идеалам отцов. Верные монархические настроения царили только в армии и в среде простого народа. «Вера и верность» – эти слова были девизом лучших сынов России во все времена! Николай Второй видел будущее империи на путях народной монархии: государства-семьи с Государем-отцом во главе.

Образование должно было стать опорой царя, его домом, его крепостью. [2] Одним из направлений реформы было обеспечение начального обязательного образования для всех жителей страны. С этой целью был заключен договор с земствами о сотрудничестве в деле строительства начальных школ по всей территории Российской империи. При этом огромные деньги на строительство школ были выделены из государственной казны. За счет государства были также профинансированы и выполнены необходимые архитектурные чертежи и строительная документация. Представители земств только лишь контролировали ход строительных работ. И вот в начале ХХ века вся территория Российской империи покрылась сетью новеньких 4-х классных школ, отстоящих друг от друга на расстояние не более 3-хверст, чтобы они были реально доступны для ребят, приходящих учиться. Эти (теперь уже старые!) школьные кирпичные здания и сейчас можно увидеть в русской глубинке. Но вот парадокс! Вместо того чтобы именоваться по всей справедливости царскими, они вошли в историю как… земские начальные школы.

Повторимся, что ни одна страна Европы не имела таких достижений в области образования народа, как Россия, где реально и зримо была создана единая начальная сеть школ для обязательного обучения и воспитания подрастающего поколения. 2. Чего же хотел от образования Государь? – Он хотел, чтобы воспитание стало во главе угла! Высочайший Рескрипт от 10 июня 1902 года гласил: «Прежде всего подтверждаю Мое требование, чтобы в школе с образованием соединялось воспитание в духе веры, верности Престолу и Отечеству и уважение к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине. Школа, из которой выходит юноша лишь с курсовыми познаниями, не сродненный религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубные для каждого дела своеволие и самомнение». [2,c.149]

Обратим внимание на то, что Государь употреблял очень конкретный термин «религиозно-нравственное воспитание», в то время как наше педагогическое сообщество предпочитает ему более расплывчатый и не уточненный в своих смысловых «берегах» термин «духовно-нравственное воспитание», в понимание которого всякий волен вкладывать свой смысл.

3. Следующим выразительным моментом образовательной реформы было то, что родительская власть и родительская ответственность за ребенка были подняты на небывалую (ни до, ни после) высоту. Родителям было предоставлено право выбирать: их ребенок мог получать образование в домашних условиях, он мог получать его в общественном образовательном учреждении, основанном или правительством, или частными лицами, или иными юридически ответственными организациями: Министерством Промышленности и Торговли, Церковью, Военным ведомством и др. Суть такого богатого образовательного выбора, предоставленного родителям, назвали термином русского философа К. Леонтьева «цветущая сложность».

Нельзя не согласиться с тем, что это было в высшей степени демократичное решение даже по меркам наших дней. 4. Главный нерв реформы – существенно ограничить, отнять полноту власти у ученой касты педагогов-предметников. Само устройство школы должно было перестать быть зоной ответственности только ученого сословия урокодателей, превращающих ее в казарму (их называли «немецкими мандаринами», подразумевая их китайски несокрушимую неприкосновенность и глухую отгороженность от реальной жизни, бурлящей за каменными стенами училищ и гимназий; образ чеховского учителя Беликова, всегда одетого в мундир и передвигающегося по городу в любую погоду под черным зонтиком – лучший собирательный портрет этих «педагогов»). По новым правилам, ученое сообщество школы должно было поделиться властью: а) с родительским комитетом (его голос приравнивался к голосу педагогов), б) с советом инспекторов, представлявших государственную власть, в) с попечительским советом (в его состав входили лучшие, достойные люди из местного населения), г) с хозяйственным комитетом, д) со священником или с инославными представителями религии (в Бурятии, в Татарстане, на Кавказе и проч.).

Таким образом, школа должна была управляться по принципу симфонии властей лучших представителей из народонаселения конкретного территориального образования. И такая школа, по замыслу Государя, призвана была стать центром образовательно-культурной жизни местного сообщества. Она должна была представлять собой некий культурно-образовательный комплекс, где, кроме школьного здания, должны были быть сад, парк, игровая и спортивная площадки, а также клубное помещение, с тем чтобы родители с детьми могли там заниматься ремеслами и искусством. Что сделало Временное правительство? – Оно тут же отделило Церковь от школы и отклонило положение о равноправном с педагогами участии родителей в образовательном процессе. Но идея школы как общественно-культурного центра была подхвачена в первые годы советской власти и воплощена в жизнь лучшими, самыми даровитыми отечественными педагогами: А.С. Макаренко под Харьковом, И.В. Иониным в Стрельне под Петергофом, С.Т. Шацким в Подмосковье, Н.З. Белкиным и В.С. Ершовым под городом Бийском в Алтайском крае, А.Ф. Мирандовым под Симбирском. Спустя десятилетия (в 50-60-годы ХХ века) она вспыхнет в опыте Павлышской школы под Кременчугом, руководимой Героем Социалистического Труда В.А.Сухомлинским. А в годы перестройки такими школами-звездочками покроется весь педагогический небосклон российского образования. Их будет ежегодно собирать на конкурс достижений главный редактор журнала «Народное образование» Алексей Михайлович Кушнир. Кто хоть однажды побывал на съезде этих школ-хозяйств, тот навсегда обрел надежное мерило в диагностике качества педагогического труда.

Можно таким образом считать, что Царский педагогический ориентир прошел испытание столетием! 5. Наконец, последний и очень немаловажный штрих к образу царской педагогической реформы. Начало ХХ века было отмечено бурными дискуссиями вокруг проблемы совместной школы, где, начиная с подросткового возраста, мальчики и девочки стали обучаться сообща, в одном классе. Это было настоящим революционным новшеством! Все педагогические съезды тех лет свою пленарную часть открывали докладами о совместных школах как о новой светлой эре в образовании, сметающей все образовательные предрассудки; к ним было приковано внимание прессы, родителей, общественности, ученого сообщества. В России к 1910-му году насчитывалось около ста совместных школ. Но! Все они были или частными, или принадлежали самому передовому и активному (капитализм шагал по стране!) Министерству Промышленности и Торговли. Женские ум, сила, культура потребовались для обслуживания многих реалий будущего прогрессивного общества (банки, телеграф, опытные лаборатории, железнодорожный транспорт, фабрики, заводы и проч., и проч.) Да и вообще, настала пора женщине стать независимым, самостоятельным субъектом общества: самой строить свою жизнь без оглядки на мужчину, самой учиться, самой зарабатывать на жизнь. [1]

Определенного склада женщины нетерпеливо жаждали «освобождения» от семейных уз, так называемое прогрессивное общество ликовало и возгревало изо всех сил эти их настроения…. А что же государственная власть?? Император Николай Александрович хранил сдержанное и очень выразительное молчание по поводу этого в высшей степени сложного явления. Напомним, что Он работал над реформой образования именно в то время, когда слава совместных школ входила в зенит. Нужно сказать и более того: чуть ли не под окнами императорского дворца в Царском Селе расцвела редкой красоты частная совместная школа Елены Сергеевны Левицкой с пансионом (очень смело!) для детей из богатых семей. [4] Это была самая первая, очень успешная школа с совместным обучением. На ее эмблеме красовался цветок подснежника, как бы пробивающий снега старой педагогической косности во взглядах на воспитание полов. Скажем более: начинание Е.С. Левицкой поддержал тогдашний министр образования Ванновский, ей пел хвалебные оды поэт И. Анненский, благословил опыт и сам К.П. Победоносцев. «Чего ж вам боле? Свет решил …»

Вот только Государь один, возможно, провидел на годы и десятилетия вперед, что уход женщины с сердцем, с живой душой из семьи на поприще широкой общественной деятельности будет ничем не восполнимой утратой и для семьи, и для этого же самого общества. И Он всей душой не хотел этого. Внешне это выражалось в том, что эксперимент Е.С. Левицкой разрешался Царем сроком… всего только на один год – и то всякий раз как следствие заступничества императрицы Александры Федоровны. Будучи человеком в высшей степени деликатным, Государь Николай Александрович учтиво уступал просьбе любимой жены. Школа существовала 15 лет (столько же шла подготовка образовательной реформы), и всякий год Левицкой был проживаем как последний! Новый учебный год – новое прошение о возможности продлить эксперимент. Волнение, трудное ожидание и …получение скупого разрешения. Заметим, что, по существовавшему в Российской империи почти

с начала Х1Х века законодательству, совместное обучение мальчиков и девочек разрешалось в школах начальной ступени, которыми, по инициативе Царя и с помощью земств, покрылась вся территория страны к 1916 году. Это не было новостью или чем-то небывалым. Другое дело, когда речь шла о совместном обучении подростков и молодежи в возрасте ранней юности. В этом случае на кон ставилось слишком многое… А далее – внимание!

Пришедшее к власти революционное правительство в августе 1918 года, реформируя школу, с чего решило начать? – Именно с того, чему, храня чистоту, целомудрие и саму природу полов, не дал ходу последний русский Царь. – С совместной школы! Вдумаемся, что ведь совсем не случайно самым первым параграфом самого первого раздела о новой школе Наркомпрос, возглавляемый тогда А.В. Луначарским, провозгласил обязательность совместного обучения во всех типах и видах учебных заведений на всех уровнях образования и на всем пространстве революционной страны.

Вот так! [3] Будем знать теперь, где и как зарождаются все революции, волнения и мятежи – в манипуляциях молодежью, ее душой и умом – на школьной скамье. В небольшой статье пришлось ограничиться только тем в реформе образования, что касалось каждого человека и что является даже для нашего времени новым, свежим и передовым. Проблемы же высшей школы, содержания образования в среднем звене и преемственность всех уровней образования в условиях его «цветущей сложности» были также блестяще решены. Все это подробно представлено в монографии Б.Г. Галенина.

Использованная литература

1. Белянова О.А. Совместное обучение как педагогическая проблема в России 11 половины Х1Х-начала ХХ вв. – СПб: Издат-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.

2. Галенин Б.Г. Царская школа. Государь Николай 11 и Имперское русское образование. – М.: Культурно-просв. русский издат. центр, 2014.

3. Народное образование СССР: Сб. документов. 1917-1973гг. 4. ШколаЛевицкой (1900-1911). – СПб., 1911.

Белянова О.А.

Другие новости и статьи

« Сталинская система управления и перевооружение красной армии стрелковым оружием накануне войны

Жилое помещение как объект ипотеки »

Запись создана: Суббота, 5 Октябрь 2019 в 0:21 и находится в рубриках Современность.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика