16 февраля - день в истории

1446 г. —  Ослеплен и сослан в Углич великий князь Василий Темный.

1571 г. —  Иван Грозный утвердил первый в России воинский устав — «Приговор» сторожевой и станичной службы.

1722 г. — Издан  указ Петра Первого о престолонаследии. Этим актом отменялся обычай, по которому старший сын автоматически становился наследником престола. Теперь все зависело от воли государя, который мог и изменить свое решение, если видел, что избранник не оправдывает надежд.

1893 г. — Родился Михаил Николаевич Тухачевский, военный деятель, маршал Советского Союза (расстрелян в 1937 году).

1916 г. — Русские войска после двухнедельной осады взяли турецкую крепость Эрзерум.

1938 г. —  Сталин потребовал сжечь рукописи книги Веры Смирновой «Биография Сталина для детей», из-за того, что  в книге утверждался культ личности вождя.

1943 г. — Советские войска  после решительного штурма, перешедшего затем  в ожесточенные уличные бои, освободили  город Харьков.

1989 г. — Окончание Афганской войны.

7 Декабрь 2019

Мировое развитие и университетское дело. России необходимо начинать свою игру…

oboznik.ru - Аспиранты получили отсрочку от армии
#обоазование#Россия#университет

Аннотация. В статье рассмотрена ситуация взаимосвязи глобального цивилизационного кризиса, мирового развития и стратегий государственности и построения университетского дела; обозначены проблемы американоцентричных стратегий развития высшего образования, в том числе России, задачи восстановления суверенитета и построения суверенных университетских систем -как условия выхода из катастрофического сценария мирового развития.

Миссия университета: формирование личности или кокурентных стратегий?

Университет как инструмент мягкой силы

«Мягкая сила» как структурный элемент социальной миссии современного российского университета

Философская миссия университета

Российские университеты в XXI веке: преодолеть стагнацию

Ключевые слова: глобальный цивилизационный кризис; университетское дело; стратегии развития.

Глобальный кризис и университетское дело

Стратегическая стихия, определяющая сегодня условия существования всех стран, народов, институтов, отдельных сфер деятельности и людей, - глобальный финансово-экономический, на деле цивилизационный кризис. При этом засилье вульгарного аксиоматического экономизма и аисторичность универсально-научного подхода, нарастившие свой контроль общественного сознания за последние 150 (300) лет, и глобальная индустрия управления представлениями (ГИУП) - global perception management. вместе с политикой глобализации, привели к утрате понимания оснований кризисных процессов, реальных источников мирового общественного богатства и развития.

Радикально осложнена и возможность видения институциональной природы и условий суверенного развития систем науки, образования и университетского дела (УД). Вместе с тем вряд ли кто-то из ответственных современных политиков, деятелей сферы науки и образования будет отрицать, что УД переживает кризис. На эту сферу проецируется ситуация преобразований, в которых в ближайшее десятилетие будет выстроен посткризисный мир. Не менее глубок и кризис действительности производства знания, в ряде областей рушится привычная вера в науку и прогресс.

Однако ширится и понимание, что центральный вопрос посткризисной мировой архитектуры - организация производства и использования знания, не только научного, но всех исторически выработанных типов знания; принципы и границы применения знания для преобразований человека, общественного сознания, природного окружения и мира в целом.

С этим связаны изменения в сфере вышего образования (ВО), попытки оформления глобального пространства и наднациональной юрисдикции ВО - стандартов и систем оценки, рейтингов, «глобальных исследовательских университетов* - как элементов миропорядка и глобальной политэкономии знания (ГПЭЗ). Создаётся новая модель управления научным производством, подготовки кадров и технологического развития. В дополнение к своим традиционным функциям университет теперь обязан служить прямым агентом «капитализации* знания, обеспечения экономического роста и усиления «конкурентоспособности».

Как капиталистическая корпорация он должен извлекать прибыль и конкурировать глобально (см., директивы Мирового банка, Мирового экономического форума в Давосе, Болонский механизм и др.). Впервые в истории новая модель строится на подчинении УД рыночной дисциплине, задачам корпоративной экономики, на принципах конкурентного финансирования и эффективности затрат (cost-effectiveness).

В ответ на кризис трансатлантический мир наметил следующий сценарий для переустройства и обновления всего характера государственного дела, предполагается преодолеть, наконец, иллюзию о возможности национальных суверенитетов в ЕС.

В условиях уже развернувшихся и грядущих тектонических трансформаций МЭ и геополитики чрезвычайно важно:

1) осознание способа включённости в мир как источника нашего миропонимания, постановки целей и самоопределения, в том числе в построении государства, ВО и УД;

2) необходимо понимание связи и взаимовлияния сферы ВО, познавательных и образовательных процессов, логики построения УД, с историческим и культурным наследованием, с цивилизационной идентичностью, государственностью и стратегией государственного строительства.

От избираемого способа построения национальных институтов знания и ВО зависит судьба трансляции культуры и воспроизводства мышления, стратегии государственного развития.

Цивилизации и государства, не обладающие современной картиной мира и способным знать и действовать народом в историческом творчестве, и суверенном развитии участвовать не смогут. В условиях распространения отношений ГПЭЗ труд осознания происходящего, самоопределения и целеполагания становится всё более сложным: стратегическое знание не публикуется, в оборот вводятся не «научные истины*, но концепции, программирующие поведение других.

Само описание институционального устройства университетских систем и реальных политик развития ВО является (тайным) стратегическим знанием. Негативные и непредвиденные последствия предпринимаемых в различных странах реформ в сфере ВО и УД продиктованы этим (фабрикуемым) дефицитом знания и понимания институционального устройства университета и проблем современности.

Примечательны коллизии вокруг попытки ЕС создать «свой, современный MIT* - Европейский технологический институт, конкурентоспособный относительно Массачусетского, а также приключения MIT в проекте корпорации McKinsey & С°, получившем название «Сколково», где за «предъявление устройства УД* «Skoltech* платит 0,5 млрд долл. Как основной университет холодной войны в конце XX в. MIT существенно продвинулся в своём развитии и мировой экспансии.

Но лежащая в его основе модель не может быть предъявлена или транслирована - это вопрос национальной безопасности США. Парадокс заключается в том, что исторически MIT построен и на основе копирования "русского метода высшего инженерного образования", представленного на мировой выставке в Филадельфии в 1876 г. Эти две истории попыток "копирования" будут влиять на стратегии развития УД и должны быть предметом специального анализа.

Время кризиса ознаменовалось созданием новых государственных и наднациональных агентств образовательной политики и стратегий развития ВО, расширения глобального присутствия западных университетов. Опираются они на "картину мира", создаваемую телеологически ГИУП, как часть формирования и управления «глобальным обществом знания» и ГПЭЗ.

Меняется система отношений вокруг идеалов знания, способов объективации и использования знания. Если производство/объективацию знаний конролирует «невидимая рука глобального рынка», то интересам его ведущих игроков, подчинена и эта «картина мира», сами предметы и методы знания.

Переворот совершён и в духовном образовании. Ведущие иезуитские университеты США принимают на вооружение либерально-рыночную доктрину - что универсальным основанием современного мира являются рыночные принципы. Как ключевой институциональный комплекс человечеств ВО и УД определяют антропологические ограничения, деятельностные и знаниевые возможности самой постановки вопроса о развитии и выхода к новому техно-промышленному и социокультурному посткризисному укладу, к новой архитектуре мировой экономики (МЭ) и миропорядка.

Никакое действие по отношению к будущему невозможно вне опережающей стратегической работы со сферой ВО. ВО порождает возможности как национального, так и общемирового интеллектуального и профессионального труда, перспективы и ограничения межцивилизационного сотрудничества и кооперации, фундаментальные условия воспроизводства старых систем глобальной власти и кризисного уклада, а потому и всю совокупность современных проблем человечества, процессы деградации, войны и разрушения биосферы и т.д.

Путь к новой архитектуре мира и МЭ, к долгосрочным позитивным преобразованиям планеты лежит через выстраивание духовно, аксиологически, эпистемически и институционально новой организации сферы ВО. Поэтому сфера ВО и УД занимают центральное место в борьбе за новый миропорядок - это предмет острой схватки за будущее мира. Динамика ВО, структура и миссия УД в XXI в. будут определять, какими будут посткризисная МЭ и миропорядок, возможности конструктивной деятельности новых поколений.

Американская Grand Strategy и университетская система

"Наша особая миссия - профилактика (предотвращение) и создание стратегических сюрпризов (внезапностей)" - таков девиз деятельности американского Проектного агентства перспективных оборонных исследований - DARPA. Легендарное агентство создано через 100 дней после запуска СССР первого спутника в октябре 1957 г. - как ответ на страх и ужас от перспективы утраты научного и военно-технологического превосходства.

Принципиальные моменты действующей мировой образовательной политики США, да и всего Западного мира, сформированы именно как реакция на спутник - для предотвращения возможности сюрпризов в образовательном и научно-технологическом развитии от какой-либо страны.

С тех пор и по "Закону о национальной обороне и образовании" (National Defense Education Act 1958 г.) научно-технологическая и образовательная политика строится по принципу ♦No More Sputnik* - «Нет (не должно быть) больше спутников*, должны быть обеспечены «абсолютная безопасность и превосходство*, а сюрпризы, неожиданные опережающие образовательные или научно-технологические достижения других стран и народов - предотвращены.

Политика глобализации включает и расслоение образования. Чтобы уменьшить риски, образованность трансатлантического класса должна быть недосягаемой. Последнюю четверть века, с гибелью СССР, единственная оставшаяся супердержава пользуется соблазном формирования и подчинения своим интересам общемировой системы образования и производства знания.

Согласно Стратегии национальной безопасности США таким образом могут быть обеспечены их научно-технологическое лидерство, контроль над развитием производительных сил и сохранение действующей модели глобальной экономики. Другие страны трактуются и как доноры этой политики.

Через построение ВО и УД на весь мир проецируется неолиберальная рыночная идеология. В 2008 году Национальный разведывательный совет США в своём долгосрочном плане-прогнозе «Глобальные тенденции -2025: Трансформированный мир* поставил цель - позиционирование США как главного мирового образовательного центра - hub(а), системного терминала мировой образовательной системы.

Достижение этой цели обеспечит воспроизводство американского преимущества при помощи перевода "простых, но светлых голов нашей планеты со стандартными квалификациями в сферу креативных компетенций в американской экономике" (А. Гринспэн).

Благодаря своей интегрированности с глобальным финансовым капиталом американская «университетская машина* заняла положение центрального элемента в механизме общемирового воспроизводства Wall-Street-капитализма.

Успешность этой модели определяется тем, что основные элиты мира, проходя обучение в университетах, построенных по американским принципам, фактически выступают полпредами американского образа жизни и мировоззрения.

Американизированные образовательные технологии тиражируются в глобальном масштабе, становятся инструментом цивилизационного кодирования, формирования идентичности местных и транснациональных элит. С расширением отношений ГПЭЗ образовательная и научно-технологическая метрополия усиливает контроль над мировым производством знания. Обладание рациональным знанием в современном мире, владение методом получения знания приписано американской (евроатлантоцентричной) университетской машине.

Американские университетские порядки, социальная и «экономическая наука» сакрализованы, выступают непререкаемым авторитетом и образцом для подражания. Ортодоксальное экономическое знание, мировое производство и распространение которого жёстко контролируется американскими университетами, служит центральным каналом распространения американоцентричного мировоззрения.

Ситуация и роль университетской России

Под концептуальным руководством Мирового банка активная работа по перестроению и вовлечению сферы образования и науки в "глобальные рыночные отношения" ведётся и в России. Реформаторские группы пользуются западными экономическими и политологическими теориями, идеологией «открытого общества*, принятыми в 90-е гг., в период интенсивной гуманитарной интервенции и попыток встраивания в цивилизованный мир развитых рыночных экономик.

Данный проект абсолютно беспрецедентен в истории России. С начала 1990-х научной и образовательной метрополией по отношению к России были выбраны США. Высшим приоритетом стало встраивание России и её университетской, научной и образовательной системы в мировое производство знания и конкурентоспособных кадров.

Подчинённое положение в мировой системе производства знания и образования принимается как естественная и безусловная данность. В рамках импорта мировоззрения - научных моделей и ценностей, прототипов институтов даже в организации ведущих структур - Высшей школы экономики, Центра «Сколково», сети Федеральных университетов закрепляются отношения статусной иерархии.

При помощи смены "культурно-ценностной матрицы" научный и кадровый потенциал России должен быть превращён в конкурентоспособный "общемировой ресурс", выставлен на мировой рынок, работающий на задачи воспроизводства научно-технологического лидерства США.

Якобы университетская система России уже не имеет собственных основании для развития и призвана стать глобально-интегрированной в этот иерархический порядок -Pecking Order. Как предполагается, «…сколковский проект изменит сложившиеся на внутреннем рынке критерии. Мы больше не будем делать скидку на «особые российские условия», с которыми раньше мирились в силу различных обстоятельств.

Это повлияет в первую очередь на сложившуюся конструкцию социальных отношений, а потом - уже и отношений профессиональных» [Рашидов Олег. Сколково: принуждение к чуду. Реальная история создания самого амбициозного проекта в новой России. М.: Манн, Иванов Фербер, 2012. С. 256]. Финансирование, государственная поддержка, «рейтингование* и статус российских университетов поставлены в зависимость от степени их «мировой интегрированности», наукометрических показателей, «глобальной конкурентоспособности*, то есть фактически - от эффективности обслуживания научно-технологической и кадровой системы Запада.

Изучение и осмысленное освоение достижений американской и западной научной, технологической, деловой и производственной культуры чрезвычайно важно. Однако, сохраняя курс приоритетного насаждения через новую институциональную организацию ВО и УД исключительно американоцентричного мировоззрения, Россия принимает статус периферии. Своими финансовыми, научными и гуманитарными ресурсами она оплатит развитие трансатлантической цивилизации. Вопрос состоит не только в утечке талантов и разработок на Запад.

План цивилизационного перекодирования, лишения самой возможности суверенного мышления и проектного действия реализуется через закрепление в институциональной организации школьного и УД России финансово-экономической логики воспроизводства наднационального американоцентричного порядка.

Навязанная Мировым банком "конкуренция" за высокие места российских университетов в мировых рейтингах при текущем устройстве мирового денежного обращения, основанного на сверхэмиссии и «теневом банкинге*, где финансирование американских университетов напрямую зависит от масштаба глобальных финансовых спекуляций на Wall Street, абсолютно бесперспективна.

Выиграть соревнование в условиях фундаментальной интегрированности американских университетов с Wall Street невозможно. Это трата ресурсов развития. С принятием американоцентричных моделей построения научной деятельности и организации УД страна утрачивает способность собственного понимания происходящего в мире.

Другие подходы, ориентированные на национальное развитие, на воспроизводство традиции суверенной мысли, лишаются профессиональной и исторической перспективы. Следование американской идеологии построения УД и неолиберальной стратегии организации сферы науки и ВО означает не только риск деградации суверенного потенциала страны, но нарастание антагонизма с ориентацией на развитие суверенной российской научно-образовательной традиции и русской цивилизации.

В современном мире полномасштабный суверенитет, цивилизационные инициативы возможны лишь при условии мировоззренческой, идеологической самостоятельности. Прежде всего, в понимании мировой истории и в производстве знаний о государстве, мировом и общественном развитии. Есть все основания предполагать, что мир вошёл в «состояние» бифуркации, приближаясь к началу нового многосотлетнего цикла, в котором евроатлантоцентричность власти и миропорядка уже не просто подвергается основательной критике и делегитимации, но утрачивает свою абсолютную роль.

Кажется очевидным «глобальный тренд», в котором в ближайшее десятилетие евроатлантоцентричное, тоннельное видение культурно-исторического процесса и системы глобального управления утратят свою доминантную роль, будут сформулированы новые мировые тектологические задачи.

Совершенно особое место в этих процессах будет занимать Россия, как в полной мере испытавшая на себе весь спектр культурного влияния «Большого Запада» и евроатлантики, но в то же время ещё сохранившая ряд характеристик суверенной цивили-зационности и государственности. Суверенное будущее России напрямую связано с избавлением от концептуальной зависимости в деле построения ВО.

Не закрываясь от сотрудничества и равноправной кооперации, необходимо строить суверенную научную и образовательную систему, ориентированную на опережающее цивилизационное и научно-технологическое развитие. Восстановление хозяйственно-экономического, научно-образовательного и технологического суверенитета России - это вопрос жизни и смерти.

Его решение требует концептуальной переоснастки национальной системы школьного дела. ВО и подготовки кадров на задачи собственного цивилизационного развития, восстановления проектоспособности, импортоопережения. экономического и геополитического (в смысле наследования и освоения своей территории) рывка.

Отстраивание России от следования евроатлантоцентричной научной и университетской системе одновременно станет и продвижением за рамки действия глобального кризисного и катастрофического сценария. Суверенная университетская система - это императив спасения и развития России, восстановления её позитивной роли в мировом историческом процессе и принципиальный шаг в преодолении глобального кризиса. Университетская система России должна быть (пере) ориентирована на новые мировые задачи - подготовку кадров для импортоопережения и технологического рывка, национального и многополярного мирового развития. Учитывая её роль в истории XX века, содержание и способ этого движения - передний край борьбы за будущее не только России, но и Евразии, и всего мира.

Коврига А.В.

Другие новости и статьи

« Армия и политика

Современные комплексы продовольственной и вещевой службы »

Запись создана: Суббота, 7 Декабрь 2019 в 0:23 и находится в рубриках Современность.

метки: , , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Будем благодарны за Ваши комментарии  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика