К вопросу о создании приемной комиссии на Тульском оружейном заводе в ходе военной реформы Д.А. Милютина



К вопросу о создании приемной комиссии на Тульском оружейном заводе в ходе военной реформы Д.А. Милютина

oboznik.ru - Военно-окружная система России последней четверти XXI века

Интенсивное развитие и успешная деятельность оборонно-промышленного комплекса невозможны без системы контроля качества выполнения государственного заказа. Эту важную функцию берут на себя военные представительства МО РФ, которые играют роль представителей заказчика на оборонных предприятиях.

На наш взгляд, довольно актуальным является изучение опыта работы военпредов в Российской империи. Имея в то время, как и сейчас, капиталистический уклад экономики, Россия столкнулась с необходимостью масштабного расширения производства военной продукции, особенно в середине XIX – начале XX веков.

Особенно ярко данное явление можно рассмотреть в ходе изучения организации работы на Тульском оружейном заводе, который по праву являлся первым среди представителей свой отрасли, как по объемам производства, так и по внедрению технических новшеств. К середине XIX века отечественный институт военной приемки представлял собой аппарат артиллерийских приемщиков, размещенных на постоянной основе на Уральских и Олонецких заводах горного ведомства.

По приказу Артиллерийского департамента на оружейные заводы с определенной периодичностью прибывал приемщик (как правило офицер из ближайшей артиллерийской части) с группой оружейных мастеров, которые и осуществляли приемку.

Стоит отметить, что во время приемки продукции они подчинялись не Артдепартаменту, а начальнику завода [Маковская Л.К., Ильина Т.Л. Институт военного представительства (историческая справка) // Повелители огня: (Сб. ст. и материалов, посвящ. 135-летию Гл. ракет.арт. упр.). / Под ред. Н.И. Караулова. М.; СПб.: ГРАУ МО РФ, ВИМАИВиВС, 1997. С. 230–257.]. Таким образом, если на заводах горного ведомства военная приемка была постоянна и независима, то этого нельзя сказать об оружейных производствах. Основное промышленное производство стрелкового вооружения базировалось на трех оружейных заводах: Тульском, Ижевском и Сестрорецком.

Стоит заметить, что в Туле, кроме непосредственно военного завода, имелась масса частных оружейных мастерских, которые при выполнении госзаказов входили в тесную кооперацию с казенным предприятием. Согласно воспоминаниям современников, оружейные заводы в то время работали в очень трудных условиях. Величина исполняемых ими нарядов постоянно зависела от накала международной обстановки, когда русское правительство предпринимало очередной переход армии на более современные образцы оружия. После чего объемы заказов от государства падали, а это негативным образом сказывалось на производстве и занятости рабочего персонала оружейных заводов [Генерал В.С. Михайлов (1875–1929 гг.): Документы к биографии.

Очерки по истории военной промышленности. / Сост.: Ю.В. Ильин. М.: РОССПЭН, 2007. С. 119]. В тоже время некоторые официальные государственные и военные деятели осознавали необходимость введения беспристрастного ведомственного контроля качества продукции на оружейном производстве.

Так, в проекте положения об устройстве оружейных заводов, который был представлен инспектором всей артиллерии генералом Н.И. Корфом в 1852 г. на рассмотрение Военного Совета, отмечалось, что «было бы полезным назначить в каждый из оружейных заводов для приема оружия особых штаб-офицеров, которые имея достаточные сведения в оружейном делопроизводстве, могли бы следить за всей выделкой оружия и принимать в свое ведение готовое оружие» [Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (далее – ВИМАИВ и ВС). Ф. 6. Оп. 5/9. Д. 442. Л. 2-2 об.]. Тем не менее, к вопросу формированию органов военной приемки на производствах стрелкового оружия вернулись лишь к началу царствования Александра II. Большая заслуга в создании приемных комиссий на оружейных заводах принадлежит графу В.В. Левашеву (будущему генералу от артиллерии, члену комитета об улучшении штуцеров и ружей).

Выявлено, что ходе свой командировки в Париж в 1856 г., он посещал французские военные заводы и строевые части, «осматривая в подробностях как настоящее вооружение полков французской армии, так и подготовку ружей» [Государственный архив Российской Федерации. Ф. 973. Оп. 1. Д. 254. Л. 1]. После чего, 8 апреля 1858 г. на тот момент штабс-капитан В.В. Левашев подает рапорт на имя генерал-фельдцейхмейстера великого князя Михаила Николаевича, где критикует старый порядок контроля качества продукции и признает полезным «для приемки ружей в арсеналы всех наших заводов составить при каждом из них особую независимою от завода Комиссию» [Архив ВИМАИВ и ВС. Ф. 3. Оп. 56. Д. 1086. Л. 1 об.]. Рапорт получил положительную оценку и Военное министерство приступило к созданию приемных органов на заводах по производству стрелкового оружия.

Высочайшее распоряжение о создании приемных комиссий на оружейных заводах последовал 17 октября 1859 г., в котором «Государь император благоугодно утвердил, в виде опыта, на один год положение и штаты об учреждении при наших оружейных заводах приемочных комиссий для поверки и приема от заводов ручного огнестрельного оружия, принадлежащих к нему частей и других изделий» [Российский государственный военно-исторический архив (далее – РГВИА). Ф. 504. Оп. 7. Д. 942. Л. 1.]. Продукция, изготавливаемая на оружейных заводах стала проходить не только военную, но и собственную заводскую приемку.

На Тульском оружейном заводе учреждение, выполнявшее приемку, называлось «ладной», а на Сестрорецком и Ижевском – «приемной палатой». В этих заведениях «оружие окончательно приводилось в надлежащий вид, и по осмотру его заводскими браковщиками, передавалось уже совсем готовое в приемные комиссии» [РГВИА. Ф. 504. Оп. 7. Д. 942. Л. 24.]. Таким образом, эти органы являлись прообразом современного отдела технического контроля (ОТК). Нужно отметить, что по первоначальному плану данные органы планировалось расформировать, а на их месте создать приемные комиссии, независимые от заводов. Однако, руководствуясь здравым смыслом, двойной контроль как со стороны производителя, так и со стороны заказчика был сохранен. Согласно временному штату приемных комиссий, учрежденных при Тульском оружейном заводе, руководство данной структуры осуществлял председатель комиссии, назначаемый генералфельдцейхмейстером из числа артиллерийских штаб-офицеров.

В его распоряжении находились три обер-офицера (два из артиллерии и один из пехоты), «преимущественно хорошо знакомые с оружейной частью». Число браковщиков составляло 17 человек, причем старший из них назначался из числа наиболее опытных отечественных мастеров или был иностранным специалистом. Предусматривалось наличие в штате 3 писарей и 5 денщиков [РГВИА. Ф. 504. Оп. 7. Д. 942. Л. 33.]. На должность председателя приемной комиссии при Тульском оружейном заводе был назначен полковник (в последствии – генерал-майор) Зеланд Александр Львович, исполнявший на тот момент должность помощника начальника Сестрорецкого оружейного завода по искусственной части.

Удалось установить имена двух других назначенных членов комиссии – это штабс-капитан Никифоров от артиллерии и поручик Быков (из 1-го стрелкового батальона 4-го армейского корпуса). Старшим браковщиком был назначен иностранный специалист – Рехенмахер (очевидно из Германии, на тот момент работающий браковщиком на самом Тульском заводе) [Архив ВИМАИВ и ВС. Ф. 3. Оп. 56. Д. 1095. Л. 5, 19, 214.].

Таким образом, в результате Милютинских реформ на оружейных заводах были созданы приемные комиссии, подчинявшиеся ГАУ через инспектора оружейных заводов. Впервые военные приемщики стрелкового оружия вошли в структуру, независимую от руководства подконтрольных им предприятий.

В начальный период своей деятельности приемные комиссии будут вынуждены столкнуться с массой проблем, такими как: определение собственного правового статуса, решение вопросов денежного содержания, подготовка кадров, утверждение постоянного штата и др.

Особенно ярко эти моменты можно проследить на примере Тульского оружейного завода, являвшимся лидером в своей сфере и выполнявшим наиболее объемные государственные заказы. В последующем, независимые приемные органы продолжили свою работу на отечественных оружейных заводах вплоть до своего упразднения в 1908 г.

И.А. Сергиевский

См. также:
1. Комплектование русских войск во время правления Александра II
2. Военные реформы Д.А. Милютина
3. В Гвардии все действующие полки 6 августа 1856 г. были приведены в трехбатальонный состав
4. Военно-окружная система России последней четверти XXI века
5. На пути к всесословной воинской повинности: Д.А. Милютин и «закат» рекрутчины



Другие новости и статьи

« Енисейские казаки в годы Первой мировой войны

Язык и информационные войны »

Запись создана: Суббота, 6 Октябрь 2018 в 13:45 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы