«Рено Русский»: первый советский танк
Российская империя так и не успела обзавестись танком собственного производства. В отличие от нескольких типов бронеавтомобилей и тяжёлой бомбардировочной авиации ( в основном – разработки Игоря Сикорского).
Красная Армия практически всю Гражданскую войну также провоевала на трофейных танках: как правило, британском MK V и французском «Рено» FT-17 (оба танка можно увидеть в бронетанковом музее в подмосковной Кубинке). Последний и стал прототипом для отечественной разработки, известной как «Рено Русский», назывался также «Танк М», «Танк КС» (Красное Сормово, по месту выпуска); в ряде источников именуется «Танк „Борец за свободу тов. Ленин“» - по имени собственному первого танка серии.
Стоит отметить, что «Рено» FT-17 использовался как прототип многими европейскими странами и успел принять участие даже в боях Второй мировой войны, но сейчас речь не о нём.
Начало было положено, когда захваченный в боях 2-й Украинской Советской армией пушечный «Рено» FT,был послан в Москву в подарок В.И. Ленину и 1 мая 1919 года принял участие в военном параде на Красной площади – это был первый проход танкового парада по главной площади столицы. На следующий день Ленин отбил поздравительную духоподъёмную телеграмму бойцам 2-й Украинской Советской армии, а танк было решено направить на завод «Красное Сормово» в Нижний Новгород для разработок собственного танка.
Совместным решением Совнаркома и Совета военной промышленности от 10 августа 1919 именно «Красное Сормово» был определено в качестве специализированного предприятия для изготовления танков. Броню предполагалось поставлять с Ижорского завода, вооружение — с Путиловского, двигатели — с завода АМО. «Красное Сормово» было выбрано не случайно – завод еще в дореволюционное время славился высокой культурой инженерной мысли и производства, а к тому времени здесь уже имели немалый опыт изготовления бронепоездов и бронеплощадок. На завод танк в слегка разукомплектованном виде прибыл 29 сентября 1919 года, с поля боя, в разобранном виде и без какой-либо сопроводительной документации. Кроме того, часть деталей была украдена, не было, например, коробки передач и других важных комплектующих.
Работы по созданию советского танка возглавил инженер Центроброни, комиссар И.Х. Гаугель. В коллектив вошли, кроме ряда советских инженеров, два французских товарища. Сочувствовавших делу революции, и, что важнее, ранее работавших на заводах «Рено»: Дем и Розье. Для изучения танка и изготовления рабочих чертежей машины на заводе приказом по Центроброне была организована особая бригада конструкторов в составе инженеров.
В помощь им от Ижорского завода была направлена «группа брони» в количестве 4 инженеров под руководством инженера-технолога Артемьева. 1 ноября 1919 года в целях координации действий заводов-изготовителей агрегатов танка, при Совете военной промышленности была создана специальная комиссия. В конце ноября 1919 года для облегчения копирования недостающих деталей Сормовскому заводу через завод АМО по личному распоряжению В.И. Ленина были отправлены два автомобиля «Рено», «тяжелого» и «облегченного» типов. Общее руководство работами по проектированию и изготовлению танков осуществляло Броневое управление ГВИУ, являвшееся заказчиком работ.
Как бы то ни было, К 31 августа 1920 года был готов первый пушечный танк. Его хорошенько обкатали и поиспытывали, с 13 по 21 ноября 1920 года. В «Краткой справке об изготовлении первого танка» говорилось, что «танк выполнил всю программу испытаний и ныне представляет собой надежную боевую единицу». В целом танк почти полностью сохранил конструкцию своего прототипа и представлял собой однобашенный легкий танк классической компоновки с противопульным бронированием. Экипаж танка КС состоял из двух человек – механика-водителя, помещавшегося в передней части корпуса, и командира-стрелка, размещавшегося в башне стоя на полу танка или полусидя в брезентовой петле.
Танк имел корпус коробчатой формы, собиравшийся из катаных бронелистов на каркасе при помощи заклепок. Башня также имела каркасную структуру. Броневые листы толщиной 7-22 мм обеспечивали удовлетворительную противопульную защиту. При этом лобовые листы корпуса и башни устанавливались под большими углами к вертикали. Танк был представлен сначала председателю Реввоенсовета Л.Д. Троцкому и только 1 декабря доложили Ленину об окончании испытаний. В декабре 1920 года успели собрать три танка, к марту 1921 года – ещё 12. На этом серия и закончилась.
Каждый из 15 танков получил личное имя.
В войсках комплектовались автотанковые отряды из трёх танков: один пушечный и два пулемётных. Пушечные машины оснащались 37-мм морскими орудиями «Гочкис» или «Пюто», пулемётные – пулемётами «Гочкис». Поздние машины имели смешанное пушечно – пулемётное вооружение, впервые в мире и продолжали держать пальму первенства до 1926 года. В Гражданской войне, как и в советско-польской, КС участия не принимал, состоял на вооружении до 1930 года, участвовал в борьбе с басмачеством.
Позже часть «Рено Русских» были врыты в землю по башню на западной границе СССР, став опорными точками обороны. Кроме того, КС использовали как учебный танк. А опыт, приобретённый сормовскими инженерами и рабочими при создании первого советского танка пригодился при выпуске Т-34. Кстати, в Сормово и сейчас есть памятник, на котором рядом – «Борец за свободу товарищ Ленин» и Т-34.
Другие новости и статьи
« Образы нумизматики в литературной традиции
Память о прошлом в советском и современном российском обществе »
Запись создана: Понедельник, 13 Июль 2020 в 0:01 и находится в рубриках Современность.
метки: история, Константин Барановский, танк, рено
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика