Правовой нигилизм в России



Правовой нигилизм в России

oboznik.ru - Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий

Анотация: Данная статья в современных реалиях является актуальной, в связи с тем, что все большее количество людей теряют веру в право. В данной статье идет рассмотрение и анализ с философскоправовой позиции сущности правового нигилизма. Изучаются позиции известных мыслителей своего времени по данному вопросу.

Делаются предположения по поводу возможных причин усиления недоверия населения в силу права.

Ключевые слова: право, нигилизм, правовой нигилизм, менталитет, правовая культура.

Проблема правового нигилизма является актуальной на сегодняшний день. Прежде чем мы обратимся к правовому нигилизму, необходимо рассмотреть такое понятие как нигилизм. Изначально данное слово произошло от латинского слова «nihi» [1], которое дословно переводится как «ничто».

В литературе данное слово имеет значение отрицание всего. Изначально данный термин не имел никакого отношения к юриспруденции. Впервые он появился в работе немецкого философа Фридриха Якоби. Однако всесторонне прорабатывал данный термин уже другой немецкий философ Фридрих Ницше.

Правовой нигилизм появился уже гораздо позже, он представляет собой отрицание права как своеобразного института, способного эффективно регулировать взаимоотношения людей. Можно предположить, что правовой нигилизм характерен для нашего государства. Низкий уровень развития правовой культуры, при котором правовой нигилизм набирает свою популярность в обществе, сопровождал нашу страну на протяжении нескольких веков.

У многих философов и юристов выделяются разные подходы к пониманию правового нигилизма и причин его усиления. Однако, подавляющее большинство сходятся во мнении, что правовой нигилизм стал составной частью русского менталитета, и избавиться от него в ближайшее время не представляется возможным. Стоит отметить, что изначально изучением такого феномена как «нигилизм» занимались западноевропейские философы, это такие как: Ф. Ницше, М. Хайдеггера, О. Шпенглера. Их работы и идеи повлияли на развитие отечественной мысли в данном вопросе.

В связи с актуальностью и продолжительностью данного правового явления, оно не могло оказаться неизученным и не проработанным отечественными теоретиками. Разработкой данного вопроса занимались такие великие умы как: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.А. Кистяковский, П.Б. Струве, С.Л. Франк, Л.И. Шестов и др. Одним из известных правовых нигилистов дореволюционной России является К.Н. Леонтьев. Его мысли и идеи по поводу правового нигилизма сводились к тому, что он возвышает положение царя над всем, отрицает естественные права человека, утверждая, что царь превыше всего и в его возможностях проигнорировать и преступить через права других людей, вплоть до права на жизнь. И для К.Л. Леонтьева данный подход был более чем допустим, он представлялся наиболее верным. Одним из самых радикальных противников данного философа был Л.Н. Толстой. Он также был правовым нигилистом, однако природа его отрицания права разнилась с К.Н. Леонтьевым. Лев Николаевич отрицал власть права, поскольку считал, что право это лишь иллюзия для тех, кто находится снизу общества.

Толстой понимает под правом разрешение для людей, имеющих власть, управлять людьми, над которыми они имеют власть, и заставлять их делать то, что им выгодно, в свою очередь для подвластных же право это разрешение делать все то, что им не запрещено, и лишь до тех пор, пока властвующие им не запретят. Его внутренняя эмоциональная составляющая, которая определяет его сильный моральный максимализм, мешает ему объективно взглянуть на истинное положение вещей. Его позицию можно определить как чрезмерная крайность.

То же возможно сказать и о К.Н. Леонтьеве. Он также очень радикален в своих взглядах, являясь ярым сторонником авторитарной власти царя. Б.А. Кистяковский утверждал, что в России невозможно уйти от правового нигилизма, поскольку верхушка общества не проявляет уважение к закону, не стремится усовершенствовать юридические институты, не осознают в должной степени важность права, а лишь проявляют себя как недисциплинированные и обладающие скептицизмом к праву. В своей работе он также утверждал: «И это находится в связи с тем, что русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности; из всех культурных ценностей право находилось у нее в наибольшем загоне.

При таких условиях у нашей интеллигенции не могло создаться и прочного правосознания, напротив, последнее стоит на крайне низком уровне развития» [2]. И о какой высокой правовой культуре может идти речь? Если те, кто издает законы, и те, кто непосредственно исполняет, находясь при этом на верхушке общества, изначально не верят в его силу, в его эффективность.

То как следствие и население страны, которое не находится у власти, глядя на высших лиц общества, также будет отрицать его. Зачастую, правовыми нигилистами являлись люди, входившие в состав ультрареволюционных течений, ярким примером является анархизм. Наиболее яркими представителями этого течения являются: М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин. Объясняется это, прежде всего, тем, что они выступали за ликвидацию любого принудительного управления людьми, в том числе и посредством права, а также в связи с тем, что отрицали возможность легального захвата власти в стране, они разделяли идею, что только силой можно захватить ее, поскольку те кто уже у власти законно ее не отдадут. Также вопросами значимости права занимался русский социолог, культуролог, публицист Николай Яковлевич Данилевский.

Он стоял на славянофильских идейных позициях, противоположных анархизму, но также был нигилистом. Данный мыслитель на разные чаши весов ставил романогерманское правовое регулирование и братскую любовь славянских народов, предполагая, что такой регулятор общественной жизни как братская любовь зародился в нашей стране в противовес праву. Данилевский считал нигилизм, демократизм и конституционализм только частными проявлениями «европейничания», общим видом которого было признание европейского общественного мнения судьей России [3].

Если мы обратим внимание на 90-е годы ХХ века, то сразу видно, что право в этот период не играло большой роли. Далеко не все общество стремилось урегулировать споры правом и поднять его ценность и важность. Можно сказать, что правовой нигилизм стал сущностью России, составной частью национального менталитета. Причин для его появления огромное множество.

В связи с этим существуют как философские, так и правовые позиции, утверждающие, что преодолеть правовой нигилизм невозможно.

С данной точкой зрения мне трудно не согласиться, в связи с чем, решаюсь сказать, что правовой нигилизм был, есть и будет в нашем государстве. Поскольку помимо права у нас сложилось немало своих, самобытных регуляторов общественной жизни, которые способны в некоторой мере заменить право.

1. Философия энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://textarchive.ru/c-2003033-pall.html, свободный. – Загл. с экрана.

2. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://predanie.ru/bez-avtora/book/134344-vehi-sbornik-statey-o-russkoy-intelligencii/#toc7, свободный. – Загл. с экрана.

3. Н.Я. Данилевский "Россия и Европа". Полный текст книги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://monarhiya.narod.ru/DNY/dny-list.htm, свободный. – Загл. с экрана.

4. Варламова, Н. А. Правовой нигилизм: прошлое, настоящее и будущее России / Н. А. Варламова. // Открытое общество: Информационно-аналитический бюллетень. – 2002. – № 1. – С. 12.



Другие новости и статьи

« Обращение к мемуарам о Павле I в трудах современных историков

В 2014 г. в мировых столицах заговорили о новой холодной войне »

Запись создана: Вторник, 23 Январь 2018 в 14:52 и находится в рубриках Современность.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы