Основные направления развития советского архивного дела в годы перестройки
В годы перестройки, когда страна входила в качественно новую эпоху, учреждения государственной архивной службы СССР видели свое предназначение, прежде всего, в том, чтобы архивный документ лучше служил преобразованиям и последующему подъему исторической науки. В СССР в конце 1980-х гг. функционировало 3273 государственных архива; они были открыты для исследователей, существовал порядок допуска к работе с архивными документами (Еремченко В.Д. Работа архивных учреждений по исполнению социально-правовых запросов граждан // Советские архивы. 1988. № 1. С. 82). Наиболее изучаемыми по досоветской истории являлись в рассматриваемый период проблемы экономического и политического развития России, классовой структуры феодального и капиталистического обществ, социальных движений, внутренней и внешней политики, политических и общественных организаций.
Не столь значительным был интерес к вопросам народонаселения, этнографии и быта, истории семьи. По тематике советского периода наиболее интенсивно разрабатывались вопросы политического устройства социалистического государства, внутренней политики, установления Советской власти на местах, создания Красной Армии. Меньше внимания уделялось работе с документами о развитии наций и национальных отношений, о борьбе с контрреволюционными организациями. Недостаточно востребованными были и материалы личных фондов. Начало перестройки актуализировало задачу совершенствования архивного дела.
В частности, остро стоял вопрос сохранности документов, так как многие архивы располагались в зданиях, условия хранения документов в которых были неудовлетворительными. Износ оборудования достигал 90 %, более половины стеллажей были деревянными. С целью повышения эффективности использования документов Государственного архивного фонда (ГАФ) СССР в рассматриваемые годы было предпринято целенаправленное издание всех видов каталогов. Как известно, систематический каталог может издаваться не в полном объеме, а отдельными подразделениями. Выбор каталога зависит, прежде всего, от задач использования, полноты включенных в него сведений. Вместе с тем изданные каталоги не избавляют архивы от необходимости иметь карточные каталоги как для работы исследователей непосредственно в архивах, так и для работы самих сотрудников. Эти каталоги значительно полнее издаваемых, так как они имеют возможность постоянно пополняться новыми сведениями, связаны с другими каталогами и архивными справочниками через отсылочные карточки.
Проблема издания каталогов стала более актуальной в связи с внедрением в государственные архивы автоматизированных средств обработки информации (Ильиных Ю.П. Перестройке архивного дела – поддержку Советов // Советские архивы. 1988. № 4. С. 13). К числу перспективных направлений применения автоматизированных средств обработки информации в государственных архивах в годы перестройки относилось создание баз данных для каждого архива, в рамках которых становились возможными тематические информационные системы на наиболее используемые фонды или части фондов. Для определения таких перспективных направлений государственные архивы учитывали потребности своего архива в использовании хранящихся в нем документов, информацию которых было целесообразно вводить в электронно-вычислительные машины.
Успех выявления, оборота и описания документов для ввода в автоматизированные информационные системы целиком зависел от состояния и качества традиционной системы научно-справочного аппарата, в том числе каталогов. С целью контроля за качеством исполнения запросов в архивах во второй половине 1980-х гг. практиковались выборочные проверки запросов, исполненных по документам архива (как с положительным, так и с отрицательным результатом). Такие проверки осуществляли комиссии по качеству и группы народного контроля (Ваганов Ф.М. ГАФ СССР – источниковая база исторической науки // Советские архивы. 1987. № 6. С. 5). Если такого рода результаты зафиксировать на карточках, а их просистематизировать по принятой в архиве схеме, то можно получить ориентировочную условную «модель» общественных потребностей в ретроспективной документной информации для Государственной архивной службы и для конкретного архива (группы архивов).
Такая картотека информационных потребностей стала практической целевой основой для организации использования документов архива и развития средств их поиска на конкретный период времени. Как известно, в СССР значительная часть документов, переданных на постоянное хранение в архивы, была засекреченной.
Расширение спектра документов ограниченного допуска привело к тому, что к началу 1987 г. в государственных архивах СССР объем документов, не подлежавших выдаче в читальные залы, составил более 50 %. В спецхране находился комплекс документов дореволюционных фондов, включая органы политического сыска, организации белых эмигрантов и т. д. (Павлова Т.Ф. Рассекречивание документов в государственных архивах России: некоторые итоги, законодательная база, проблемы // Вестник архивиста. 1992. № 1–2. С. 51–52). В годы перестройки архивы сделали публичным огромный массив ретроспективной информации. Импульсом в процессе рассекречивания документов стал 1986 г. когда после проведения Всесоюзного совещания заведующих кафедрами общественных наук высших учебных заведений (1–3 октября 1986 г.) было принято решение Секретариата ЦК КПСС, в соответствии с которым коллегия Главархива РСФСР 27 августа 1987 г. приняла решение «О проведении архивными учреждениями РСФСР работы по расширению информационной базы общественных наук».
В этот период произошли значительные изменения в системе доступа и проведена крупномасштабная работа по уточнению режима хранения документов, снятия с них необоснованных запретов, установленных ведомствами. Не все замыслы удалось реализовать на практике. И прежде всего, так и не удалось преодолеть полностью ограничения ведомств на использование документов Архивного фонда страны.
По существу, осталась неизменной усложненная процедура получения разрешения на допуск к документам. Неудовлетворенность общества информационным обеспечением создавала предпосылку к формированию резко негативного отношения к закрытости архивов. Кроме того, бесконечные ограничения, несколько уровней и, скажем так, испытаний, через которые проходили исследователи, не могли создать поддержку подобной политики со стороны интеллектуальных кругов. Согласно статистике, к августу 1991 г. на секретном хранении в архивных учреждениях СССР находилось более 7 млн дел (Там же. С. 54). Это обстоятельство, как нам представляется, дало постсоветским руково-
дителям возможность проведения в первой половине 1990-х гг. кампании по открытию архивов, преследуя при этом собственные политические цели. Сложным оставался кадровый вопрос. Специальное образование имело немного работников.
Это объяснялось наличием всего одного специального высшего учебного заведения – Московского государственного историко-архивного института (МГИАИ) – и далеко не идеальными социально-бытовыми условиями жизни архивистов. Правда, правительство приняло постановление о повышении с 1 января 1991 г. зарплаты архивным работникам, но оно оказалось запоздалым.
Для повышения профессионального уровня архивистов был поставлен вопрос о целевом приеме в МГИАИ представителей союзных республик и улучшении работы системы повышения квалификации за счет расширения состава обучающихся и повышения уровня занятий и практики. Таким образом, в период горбачевской перестройки происходило оснащение архивов электронной техникой, набирал темпы процесс их информатизации. Провозглашенный лозунг гласности применительно к архивной политике выражался, в основном, в рассекречивании архивных документов. Вместе с тем в архивном деле страны оставались и нерешенные вопросы, доставшиеся в наследство новой (постсоветской) эпохе.
А.В. Климова
Другие новости и статьи
« Пенсионное обеспечение военнослужащих: российский и зарубежный опыт
Запись создана: Пятница, 4 Октябрь 2019 в 0:04 и находится в рубриках Развитие в 60 - 80-е годы XX века, Реорганизация 90-х годов, Управление тылом.
метки: архив, архивное дело
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика