Литература и публицистика в 1985–2011 гг.



День памяти и скорби. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая длилась почти четыре года и стоившая нашей стране более 27 миллионов жизней. Еще Л.Н. Толстой определил, что «началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Он писал о совершенно другой войне. Этот день – один из самых печальных дней в истории многих стран, которые появились в результате разделения Советского Союза.

Сегодня мы вспоминаем, в первую очередь, погибших на фронтах Великой Отечественной, тех, кто ценой своей жизни защитил будущие поколения всего мира от фашизма. Помимо миллионов погибших, сотни тысяч людей содержались в концлагерях и страдали от голода в тылу. Годы послевоенной разрухи унесли свою долю человеческих жизней. Это был урок, позволивший мировому сообществу понять, что война не может быть благом – независимо от того, кто и почему ее начинает.

Необходимо помнить, что та, теперь уже далекая от нас война, унесшая много миллионов жизней, была войной за существование русской нации. В Российской Федерации День памяти и скорби отмечают с 1996 года. В этот год вышел указ первого президента Российской Федерации, устанавливающий 22 июня как День памяти и скорби. Этот день в России – не просто дата в календаре: по всей стране приспускаются государственные флаги, а телевидению и радио, а также учреждениям культуры рекомендовано не проводить никаких развлекательных программ и мероприятий. 

См. также:

Военная катастрофа 22 июня 1941 года: жизнь разделилась на «до» и «после»

22 июня 1941 года: новая версия

22 июня 1941 года: начало конца

22 июня 1941 года. Винтовка против танка

Начавшаяся 22 июня 1941 года война оказалась совершенно не такой, как ее показывали на экранах кино

Как началась война?


Литература и публицистика в 1985–2011 гг.

oboznik.ru - Перестройка в СССР

С 1985 г. начинаются коренные изменения, которые затронули все сферы жизни общества, включая культуру, в языке появились новые слова: «гласность», «перестройка», «ускорение». Решающее значение для развития отечественной культуры имела политика гласности, которая рассматривалась как курс партии на демократизацию советского общества и радикальное ускорение социально-экономического развития страны.

В советском обществе происходила переоценка ценностей, публицистика как литературный жанр быстрее остальных попыталась проанализировать советскую действительность. В период перестройки происходит легализация самиздата. Из подполья на общественную арену выходят самые разные непериодические издания, ранее активно преследуемые властью. Начинают беспрепятственно издаваться произведения ранее запрещенных диссидентских авторов (А. И. Солженицына, А. Д. Сахарова, А. А. Зиновьева).

В период перестройки, освобождаясь от партийно-идеологического диктата, публицистика становится самой читаемой, приобретает резко полемическую направленность. В 1988 г. выходят сборники публицистики: «Зависит от нас. Перестройка в зеркале прессы», «Иного не дано», «Страницы истории КПСС: Факты. Проблемы. Уроки» и др. Например, в сборнике «Иного не дано» были представлены статьи ведущих советских ученых и публицистов: академика и правозащитника А. Д. Сахарова «Неизбежность перестройки», историка и философа М. Я. Гефтера «Сталин умер вчера» и др. Сборник заканчивается статьей-вопросом журналиста Л. В. Карпинского «Почему Сталин не сходит со сцены?». Вскоре процесс «гласности» вышел за рамки заданного руководством ЦК КПСС курса демократического социализма.

Особую роль в этом сыграли газеты и журналы демократической ориентации: «Московские новости», «Аргументы и факты», «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Огонек». Годом толстых журналов стал 1988‑й: их тиражи выросли в 3–4 раза и стали соперничать с тиражами газет. В течение 1988–1989 гг. эти издания познакомили читателей практически со всеми запрещенными ранее в СССР произведениями. Увидели свет романы А. Платонова «Котлован», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце», известное на Западе произведение Е. И. Замятина «Мы», В. С. Гроссмана «Все течет». Произведение В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба» литературные критики назвали «лучшим романом ХХ века».

Значительное место в периодике заняли произведения современных писателейпублицистов, посвященных критике сталинизма. Наибольшую известность приобрели повести В. Г. Распутина, романы Ч. Айтматова и В. Д. Дудинцева, Д. А. Гранина и А. Н. Рыбакова. В. Г. Распутин с началом перестройки активно включился в общественную жизнь. Он подписал «Письмо писателей России» (1990 г.), адресованное Верховному Совету СССР, в котором говорилось о русофобии современных СМИ, о том, что СМИ переиначивают историю страны, высмеивают ее культуру и традиции. Письмо требовало положить конец антирусской и антироссийской кампании в печати, на радио и телевидении. Это письмо послужило индикатором настроений среди писателей и началом конфронтации внутри Союза писателей СССР, который вскоре разделился на «патриотический» Союз писателей России (СПР) и «демократический» Союз российских писателей (СРП), ориентированных на либеральные ценности. В эпоху перестройки в 1987 г. вышел в свет роман В. Д. Дудинцева «Белые одежды», написанный за 20 лет до этого и посвященный периоду борьбы с лысенковщиной в биологии во время сталинизма. В 1988 г. роман был удостоен Государственной премии. Произведения А. Н. Рыбакова публиковались частично. В 1987 г. напечатали его роман «Дети Арбата», который был написан еще в 60-е гг. XX в. Это было одно из первых произведений о судьбе молодого поколения 30-х гг.

С приходом перестройки в СССР стало меняться официальное отношение к творчеству и деятельности А. И. Солженицына. В августе 1989 г. журнал «Новый мир» начал публикацию знаменитых романов: «Раковый корпус», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ». Важным событием для общественного сознания перестройки явилась публикация в 1990 г. в «Литературной газете» его «посильных соображений» «Как нам обустроить Россию?». Со второй половины 1980-х гг. началась публикация работ философов Н. А Бердяева, И. А. Ильина, С. Л. Франка, Н. О. Лосского, С. Н. Булгакова, Л. П. Карсавина, В. В. Зеньковского, высланных советским правительством в 1922 г. за границу или погибших в лагерях ГУЛАГа.

С помощью их произведений были проанализированы вопросы становления российской интеллигенции, причины революции. Перестройка познакомила читателей с произведениями литературы, созданными за рубежом российскими писателями-эмигрантами: М. А. Алдановым, В. И. Ивановым, Д. С. Мережковским, И. В. Одоевцевой, Влад. Ходасевичем. Многие произведения были созданы на Родине, но до перестройки не доступны. Часть из них, подобно «Доктору Живаго» Пастернака, была издана за рубежом, часть хранилась в семейных архивах или архивах КГБ. Это были произведения двух лауреатов Нобелевской премии по литературе – А. И. Солженицына, И. А. Бродского. Создателем литературного цикла о советских лагерях стал В. Т. Шаламов, написавший «Колымские рассказы» о жизни заключенных ГУЛАГа.

В основу произведения положено его документальное свидетельство. В 1994 г. из США во Владивосток прилетел А. И. Солженицын. Он проехал на поезде через всю страну и закончил путешествие в столице, выступил в Государственной Думе РФ. До конца жизни А. И. Солженицын писал, вел активную общественную деятельность. После его смерти в 2008 г. правительство Москвы приняло постановление «Об увековечении памяти А. И. Солженицына в Москве», в его честь переименована улица и утвержден текст памятной доски. В 2009 г. обязательный минимум содержания основных образователь

ных программ по русской литературе ХХ в. дополнен изучением фрагментов «Архипелага ГУЛАГа». Биография писателя изучается на уроках истории. В постперестроечное время появляются новые имена в литературе. Это В. О. Пелевин, А. В. Иванов, Д. Л. Быков. Книги В. О. Пелевина переведены на все основные мировые языки. Пьесы по рассказам Пелевина с успехом идут в театрах Москвы, Лондона и Парижа. В его романах «Чапаев и Пустота» (1996), «Generation «П» (1999) смешаны реальность, времена, культуры, ирония и серьезность, представлены образы героев и обывателей нашего времени в эпоху становления «первоначального накопления капитала в России». В «Generation «П» главный герой на вопрос о смысле своего существования отвечает: «Тварь дрожащая, но право имею».

А. В. Иванов в своих произведениях «Общага-на-крови» (1992), «Географ глобус пропил» (1995) рассказывает о современной студенческой и школьной жизни с ее трагедиями, разочарованиями и радостями. Д. Л. Быков – современный российский писатель, поэт, публицист, журналист, ведущий и автор телевизионных («Хорошо БЫков», «Картина маслом») и радиопроектов. Автор романов («Оправдание» (2001), «Орфография» (2003) и др.), сборников стихов (последний сборник «На самом деле» вышел в 2011 г.) и публицистических трудов. Его работы – «Борис Пастернак» (2005), «Булат Окуджава» (2009) вошли в серию «Жизнь замечательных людей». В 2006 г. и 2011 г. награжден премией «Национальный бестселлер» за романы «Борис Пастернак» и «Остромов, или Ученик чародея».

История России: учебное пособие для студентов вузов: в 2 т. Т. 2: С 1917 года до начала XXI века / С. А. Васютин, В. П. Литовченко, В. М. Зинякова [и др.]; А. В. Палин (отв. ред.). – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. – 314 с.




Другие новости и статьи

« О «прогрессе»

Кинематограф и телевидение в 1985–2011 гг. »

Запись создана: Вторник, 30 Январь 2018 в 18:37 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы