Кинематограф и телевидение в 1985–2011 гг.



Кинематограф и телевидение в 1985–2011 гг.

#кинематограф#телевидение#история

Политика гласности позволила открыто обсуждать недостатки существующего строя. На Первом канале телевидения появилась популярная передача «Прожектор перестройки» (выходила в 1987–1989 гг.). В этой аналитической программе освещались и критиковались проводимые в стране реформы, названные перестройкой. В рамках отказа от жесткой цензуры на V съезде кинематографистов в мае 1986 г. было принято решение «снять с полок» фильмы, ранее запрещенные к показу, например, фильм режиссера А. Ю. Германа «Проверка на дорогах» (1971 г.).

В картине показаны военные события 1942 г., когда бывший предатель, добровольно перешедший к немцам, сдается в плен партизанскому отряду, чтобы кровью искупить измену Родине. В это же время создаются новые фильмы, в которых осмысливается путь СССР в ХХ столетии. Наиболее ярким из них стал фильм «Покаяние» Т. Е. Абуладзе, который вызвал полемику.

«Покаяние» было снято в 1984 г., но легло «на полку». В 1986 г. состоялся закрытый показ, в 1987 г. картина вышла в широкий прокат. Демонстрация фильма стала знаковым событием эпохи перестройки в развенчании культа личности Сталина. В центре событий история вымышленного диктатора и художника.

Кинематограф этого периода отличает серьезность, осознание трагичности своей истории, внимательное отношение к историческому материалу. В основе фильма «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987 г.) события, происходившие летом 1953 г., когда по указу «Об амнистии» из лагерей освобождаются тысячи уголовников, и в стране резко вырастает уровень преступности. Это последний фильм с участием великого актера А. Д. Папанова. Фильм «Завтра была война» (1987 г.) – дипломная работа выпускника ВГИКа Юрия Кара по одноименной повести Бориса Васильева о драме юного поколения, оказавшегося на пороге взрослой жизни в канун Великой Отечественной войны.

Перестройка в документальном кино связана с именем С. Говорухина и его кинопроектом «Так жить нельзя» (1990 г.). В нем показаны проблемы советской действительности в перестроечный период: нищета, пороки общества и кризис государственной системы. Традиции документального кино продолжил режиссер А. Н. Сокуров. В 2009 г. он снял фильм «Читаем блокадную книгу» по одноименному произведению А. М. Адамовича и Д. А. Гранина. В 1990-е гг. в связи с прекращением государственного финансирования было закрыто или переоборудовано большинство кинотеатров, фактически полностью реструктуризована система кинопроката. Сокращалось количество выпускаемых фильмов со 178 в 1992 г. до 26 в 1997 г. Положение отечественного кинематографа усложнялось тем, что кинорынок на 90% был занят в основном американской, часто низкокачественной продукцией (боевики, фильмы ужасов). Несмотря на трудности, российские кинорежиссеры продолжали творческую деятельность. Среди них К. Муратова, А. Герман-старший, П. Лунгин, С. Говорухин, А. Сокуров. Были созданы работы, получившие высокую оценку на международных кинофорумах: «Утомленные солнцем» (1994 г.) и «Сибирский цирюльник» (1998 г.) Н. С. Михалкова, «Небеса обетованные» (1991 г.) Э. Рязанова. Фильмы А. Сокурова «Молох» – о Гитлере (1999 г.), «Телец» – последние дни жизни Ленина (2000 г.), «Солнце» (2004 г.) – о японском императоре времен Второй мировой войны. Большой интерес у российской и зарубежной публики вызвали картины, отразившие события и трагедию чеченской войны: «Мусульманин» (1995 г.) В. Хотиненко, «Кавказский пленник» (1996 г.) С. Бодрова, «Блокпост» (1998 г.) А. Рогожкина и другие. В настоящее время российские режиссеры постоянно участвуют в международных кинофестивалях, и их творчество получает признание. В 2008 г. фильм «Бумажный солдат» А. Германа-младшего удостоен «Серебряного льва». На Венецианском фестивале в 2011 г. главный приз «Золотой лев» за фильм «Фауст» вручили режиссеру А. Сокурову. С 1997 г.

Союз кинематографистов России (СК) возглавляет Н. С. Михалков. Однако целый ряд российских кинематографистов выступают с резкой критикой его как председателя Союза. Когда в марте 2009 г. на внеочередном чрезвычайном съезде СК председателем вновь избрали Михалкова, более 100 кинематографистов вышли из состава Союза и подписали заявление «Нам не нравится». В 2010 г. ими был создан Союз кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений (КиноСоюз). Организацию зарегистрировали в Минюсте РФ. Ее учредителями стали Э. Рязанов, А. Сокуров, О. Иоселиани, А. Герман-младший и др. Председателем является Андрей Прошкин.

Отсутствие цензуры, ликвидация государственной монополии на культуру в содержательном плане привели к снижению уровня культурной продукции. На экранах российского телевидения идут телесериалы, реалити-шоу, которые демонстрируют образцы поведения, далекие от морально-этических норм.

Важным событием в истории культуры стало открытие в 1997 г. государственного телеканала «Культура». В поддержку создания телеканала выступили известные общественные деятели. Это музыкант М. Л. Ростропович, академик РАН Д. С. Лихачёв и многие другие. «Культура» не транслирует рекламу. Политика канала – рассказать о культурной жизни страны и мира. С 2010 г. в рамках проекта «Academia» на канале «Культура» читают лекции известные ученые.

История России: учебное пособие для студентов вузов: в 2 т. Т. 2: С 1917 года до начала XXI века / С. А. Васютин, В. П. Литовченко, В. М. Зинякова [и др.]; А. В. Палин (отв. ред.). – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. – 314 с.



Другие новости и статьи

« Образование и наука в 1985–2011 гг.

Литература и публицистика в 1985–2011 гг. »

Запись создана: Среда, 2 Октябрь 2019 в 0:05 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы