20 Март 2019

Попытки модернизации советской экономики

oboznik.ru - О причинах крушения СССР и фальсификации истории
#историяроссии#история#экономика#советскаяэкономика#1985#Горбачев

С избранием в марте 1985 г. М. С. Горбачева на пост генерального секретаря ЦК КПСС часть партийно-советской элиты связывала надежды на обновление в рамках сложившейся социалистической системы, всех сторон жизнедеятельности общества, но прежде всего экономической сферы. Страна находилась в преддверии глубокого политического, социального, а также экономического кризиса. Реального представления о его глубине не было даже у высшего руководства страны.

В начале 1980-х гг. СССР занимал одно из лидирующих положений в мире в военно-промышленной, космической и авиационной отраслях, обладал мощной научно-технической базой, имел богатый кадровый потенциал. Между тем стало очевидным технологическое отставание СССР в производстве предметов массового потребления. На мировом рынке большинство производимых Советским Союзом товаров народного потребления являлись неконкурентоспособными. Экономика СССР начиная с 1970-х гг. держалась, главным образом, за счет развития добывающей и перерабатывающей отраслей промышленности.

Решение многих социально-экономических проблем страны осуществлялось за счет экспорта невосполнимых природных ресурсов, прежде всего нефти. Достаточно медленно шел процесс переоснащения предприятий современным производственным оборудованием. С каждым годом увеличивалось количество убыточных предприятий. Показательно то, что годы девятой пятилетки (1971–1975) характеризуются практически отсутствием экономического роста.

В это же время наблюдается тенденция роста полулегальной и незаконной производственной и торговой деятельности в экономике страны. В результате функционирования теневой экономики государство недополучало в бюджет миллиарды рублей. На состоявшемся в апреле 1985 г. Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития». Предполагалось найти решение назревших проблем в рамках действующей плановой экономики. Высшее руководство страны в жизнеспособности социализма не сомневалось. Поэтому основная идея реформы заключалась в поиске наиболее оптимальных механизмов использования потенциала социалистического народного хозяйства.

Исходя из этого, в основу программы экономического преобразования легло решение вопросов структурной реорганизации управления народным хозяйством, технического усовершенствования предприятий, рационального использования действующего производственного потенциала, укрепления трудовой дисциплины и т. п.

Особое внимание было уделено развитию отечественного машиностроения. Планировалось в достаточно короткие сроки поднять эту отрасль. Это, по мнению реформаторов, позволило бы в дальнейшем простимулировать подъем в других отраслях промышленности, улучшить благосостояние людей в СССР.

Утвержденный в феврале 1986 г. XXVII съездом КПСС двенадцатый пятилетний план (1986–1990) принципиально не отличался способами и методами выполнения от пятилеток прошлых лет. Более того, заданные в плане темпы экономического роста не отвечали подлинно сложившимся условиям и возможностям развития государства.

В целом выдвинутая программа социально-экономических преобразований оказалась непоследовательной. М. С. Горбачеву не удалось за счет планируемого быстрого подъема и развития машиностроительной отрасли стабилизировать экономическое положение страны. На ходе реформы сказалось значительное падение в 1986 г. мировых цен на нефть. В 1985 г. Саудовская Аравия по договоренности с США резко увеличила объемы добычи нефти. Так, если до середины 1980‑х гг. саудиты ежедневно добывали в среднем 2 млн баррелей, то в начале 1986 г. – 10 млн баррелей.

В результате с ноября 1985 г. по март 1986 г. мировые цены на нефть упали в 2,5 раза (с 30 долларов за баррель до 12). Тем самым СССР недополучил миллиарды валютных средств от экспорта нефти, которые планировалось вложить на проведение мероприятий экономической политики. Ситуация осложнилась аварией на Чернобыльской АЭС, произошедшей 26 апреля 1986 г. На ее ликвидацию были мобилизованы значительные людские и финансовые ресурсы. Инфляционные процессы в экономике усиливаются.

Сокращается объем производства. На оптовом и потребительском рынках растет дефицит. Реализация нового курса вступала в серьезные противоречия с действующей командно-административной системой. Проведение программы преобразований наталкивалось на открытое сопротивление наиболее консервативных членов партии. Ситуация заметно не изменилась даже после того, как к началу 1987 г. на 70% был обновлен состав членов Политбюро, на 60% – секретарей областных партийных организаций, на 40% – членов ЦК КПСС.

Не удалось улучшить положение и созданием Советов трудовых коллективов, которые на местах должны были способствовать реализации курса «ускорения». Желаемого успеха не принесли меры по улучшению трудовой дисциплины. В частности, непоправимый ущерб экономике и финансовой системе страны нанесло постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В результате явно непродуманной антиалкогольной кампании государство не досчиталось поступлений в бюджет за 1985–1987 гг. на сумму 70 млрд руб. Нехватка заводской спиртовой и винной продукции на прилавках магазинов вызвала подъем цен на нее, привела к огромному росту в стране самогоноварения и токсикомании.

Между тем процесс падения производственной дисциплины продолжался. В целом к концу 1986 г. состояние экономики страны ухудшилось. А в начале 1987 г. наступает спад производства. Он символизировал начало экономического кризиса. Причины скрывались значительно глубже, чем в простой недоработке программы ускоренного социальноэкономического развития. Стоял вопрос о необходимости перестройки всей структуры экономики, принципов и способов ее организации. Однако в рамках действующей командно-административной системы этого достичь было невозможно. Пока руководство СССР во главе с М. С. Горбачевым оказалось не готово к таким кардинальным изменениям.

В итоге предприняли новую попытку в рамках старой системы снизить кризисные явления экономики. Летом 1987 г. на рассмотрение Пленума ЦК КПСС была представлена подготовленная экономистами совместно с правительством страны программа реформ. В ее основу легла идея о необходимости предоставления большей самостоятельности трудовым коллективам, и прежде всего при использовании средств предприятий в области арендных отношений. Предполагалось оказать содействие кооперативной, индивидуальной трудовой деятельности. Этими мерами реформаторы стремились преодолеть «тотальное огосударствление экономики».

В июне 1987 г. Верховный Совет СССР принял закон «О государственном предприятии (объединении)». В июле вышло несколько совместных постановлений ЦК КПСС и Совета министров СССР по перестройке управления экономикой. Результатом нормотворческой деятельности власти стал перевод предприятий на полный хозрасчет. Директивное планирование заменялось на «направляющее». Предприятия получали достаточно широкие самостоятельные права при выпуске и сбыте продукции. Новым для советской экономики стало введение системы прямых заказов. Потребитель и органы материально-технического снабжения могли напрямую у производителя делать заказы на необходимые им товары.

Предприятиям дали возможность управлять своим имуществом, организовывать кооперативы и совместные производства, принимать участие во внешнеэкономической деятельности. Эти изменения в их положении привели к переоценке договорной системы. С помощью хозяйственного договора четко фиксировались внешние связи организации. Важное правовое осмысление в хозяйственном договоре получили вопросы прав и обязанностей договаривающихся сторон, а также их экономическая ответственность при невыполнении обязательств. Разрешалось использование трех видов цен – «централизованных, договорных и свободных».

Таким образом, значительно расширялась производственная деятельность предприятий, которые получили право выбора, инициативы при разрешении поставленных перед ними хозяйственных задач. В то же время складывалась противоречивая ситуация относительно льготных, приоритетных и конкурсных условий выполнения госзаказа. При его осуществлении был сохранен старый директивный подход. Предприятия, выполняя госзаказ, не получили гарантированных экономических стимулов. Они по-прежнему оставались частью «административного централизованного планирования». Продуктивность функционирования предприятий, так же как и ранее, зависела от выполнения процентных показателей общего плана, который устанавливался сверху. Существенной трудностью при управлении материальнотехническим снабжением, сбытом и ценами стало отсутствие опыта коммерческой работы у руководителей организаций.

Более того, предприятиям было довольно непросто реализовывать предоставленные законом возможности самостоятельной хозяйственной деятельности при постоянном административном вмешательстве министерств. Не удалось создать реальных экономических стимулов для повышения качества производимой продукции. Действующая система нормативного распределения прибыли лишала рентабельные предприятия средств для внедрения новых технологий. В то же время убыточные заводы и фабрики, получавшие гарантированную финансовую помощь от государства, не стремились предпринимать шаги по улучшению своих производственных показателей. В мае 1988 г. последовал закон «О кооперации в СССР».

Этой мерой правительство стремилось преодолеть полное огосударствление экономики. Состоявшаяся в июне – июле 1988 г. XIX конференция КПСС поддержала реализуемую программу экономических реформ. Для кооперативного и государственного секторов вводились равноправные условия хозяйствования. Наличие конкуренции на рынке товаров и услуг, по мнению руководства страны, позволило бы активизировать социальную политику. Правительство пыталось с помощью экономических соревнований, конкуренции между государственными предприятиями и кооперативами стабилизировать экономику, создать дополнительные стимулы для ее развития.

Результаты превзошли все ожидания. Кооперативный сектор стал достаточно быстро развиваться. Таких темпов никто не ожидал. Только за первый год число кооперативов увеличилось в шесть раз. Они стали серьезным конкурентом для государственной промышленности и сферы услуг. В то же время рост неподконтрольного государству сектора экономики вызвал опасения у партийного руководства, центральных и местных властей.

Проявляли недовольство директора государственных предприятий. Развитие кооперативов не устраивало и большую часть населения страны, так как вызывало рост цен на рынке товаров и услуг. Все эти обстоятельства привели к тому, что началась активная законотворческая и экономическая деятельность государства по сдерживанию развития кооперативного сектора. Сложное экономическое положение складывалось в аграрном секторе.

В 80-е гг. XX в. ЦК КПСС и Совет министров СССР совместно приняли свыше 80 постановлений по развитию сельского хозяйства. На поднятие отрасли выделили 120 млрд руб. Однако улучшений так и не произошло. Не удалось разрешить сложившиеся к этому времени противоречия в сельском хозяйстве и специально созданному в начале перестройки Агропрому. Положение с каждым годом ухудшалось.

Советские граждане столкнулись с отсутствием на прилавках магазинов отечественной крестьянской продукции. Ежегодный спрос населения на продукцию сельского хозяйства оставался не удовлетворенным на 50 млрд руб. Возрастает зависимость от импорта.

При этом основную часть ввозимых в страну за валюту иностранных сельскохозяйственных товаров составляли не экзотические овощи и фрукты, а продукция, производство которой могло с успехом осуществляться внутри страны. В 1987–1989 гг. темпы прироста в аграрном секторе снижаются до 1,5%, тогда как в 1984–1986 гг. они составляли 2,6%. Существование командно-бюрократической системы управления экономикой сковывало хозяйственную инициативу деревни.

Правительство не хотело или не желало видеть в крестьянине хозяина земли, даже на арендных, договорных условиях. Это приводило к потере материальной заинтересованности работников села в результате и качестве своего труда, делало нецелесообразным применение новых агрономических и агротехнических методов хозяйствования. Характерным явлением становится массовая миграция сельского населения, особенно молодежи, в города. Уезжали целыми семьями. Деревни пустели. Стоял вопрос о радикальных реформах в аграрной отрасли экономики. Выдвинутые предложения о развитии фермерского хозяйства, создании крестьянских кооперативов наталкивались на препятствия со стороны партийного и государственного руководства.

А между тем положение в сельском хозяйстве становилось все тяжелее. Несмотря на рекордный урожай 1990 г. в 300 млн т зерна, в начале 1990-х гг. наступает хлебный кризис. К концу 1980-х гг. негативные явления в экономике усиливаются. Заложенная двенадцатой пятилеткой программа реформ и темпы экономического роста оказались невыполненными. Существовавшие на первом этапе перестройки благоприятные возможности для разгосударствления промышленного сектора экономики и создания рыночных отношений, преобразования сельского хозяйства, сокращения бюджетного дефицита были упущены.

Достаточно остро встала проблема насыщения товарами потребительского рынка. И это в ситуации ежегодного роста материального достатка населения. С 1986 г. по лето 1989 г. прирост денежных доходов составил 105 млрд руб. Среднемесячная зарплата рабочих и служащих народного хозяйства выросла со 190 руб. (1985 г.) до 270 руб. (1989). В кооперативах достигала 450 руб. Темпы роста средней заработной платы в 1988–1989 гг. в три раза превышали прирост национального дохода. Между тем идет процесс падения покупательной способности рубля.

В 1988 г. эмиссия денег увеличилась в 4 раза по сравнению со среднегодовой в 1981–1985 гг. Летом 1989 г. возникла острая нехватка сахара и моющих средств, осенью этого же года – чая. Летом следующего года разразился табачный кризис при избытке этой продукции в стране. В целом, к началу 90-х гг. XX в. спрос населения на потребительском рынке товаров и услуг оказался не удовлетворен на 165 млрд руб.

Положение не спасали действующие кооперативы. Проданных ими товаров и выполненных услуг в 1990 г. на сумму 70 млрд руб. было явно недостаточно. Показательна ситуация в шахтерских регионах. Ухудшение обеспечения их промышленными и продовольственными товарами вызвало летом 1989 г. массовое шахтерское забастовочное движение в Кузбассе, Донбассе, Карагандинском бассейне. В протоколе «О согласованных мерах между региональным забастовочным комитетом Кузбасса и комиссией ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС» было отмечено, что «…в Кузбассе в результате длительного отставания социальной сферы обострилось социально-экономическое положение. Это явилось следствием диктата и произвола министерств и ведомств, попустительства местных партийных и советских органов, ухудшения снабжения населения продуктами питания и товарами первой необходимости».

Последовавшие со стороны правительства мероприятия не смогли целиком решить возникшие в шахтерских регионах противоречия. Со второй половины 1989 г. в стране росло массовое социальное недовольство проводимыми экономическими реформами. И это вполне объяснимо. Многие люди, выросшие и воспитанные в духе советских традиций, в условиях плановой антирыночной экономики были просто не готовы приспособиться к быстро меняющейся ситуации. Происходящие изменения вели к глубокому социальному и духовному перелому в сознании людей.

В стране падает авторитет власти. М. С. Горбачев и правительство СССР, возглавляемое Н. И. Рыжковым, столкнулись с кризисом доверия. Советский Союз вступает в период продовольственного, топливного, энергетического и транспортного кризиса. В марте 1990 г. последовал закон «О собственности в СССР», расширявший возможности разгосударствления производства путем создания собственности трудового коллектива, альтернативной государственной. В июне принят закон «О предприятиях в СССР», создававший равноправные условия экономической деятельности для разнообразных видов предприятий (государственных, кооперативных, акционерных, арендных и т. д.). Были значительно расширены права предприятий в вопросах планирования, ценообразования. Между тем состояние экономики все более ухудшалось. М. С. Горбачев 2 июля 1990 г. выступил с докладом перед делегатами XXVIII съезда КПСС, в котором назвал предварительные итоги экономического реформирования страны за 4 года двенадцатой пятилетки.

Среди позитивных результатов преобразования он отметил более высокие темпы развития в сфере изготовления товаров народного потребления, чем в отраслях, выпускающих средства производства; увеличение в 2 раза среднегодового темпа прироста непроизводственных инвестиций; динамику роста натуральных показателей в обеспечении населения товарами; увеличение по сравнению с предыдущей пятилеткой среднегодового прироста товарооборота.

Однако общее социально-экономическое положение страны он оценил как крайне тяжелое, в особенности на потребительском рынке, когда денежные доходы населения росли значительно быстрее, чем производство товаров. В качестве одной из основных причин такой ситуации Горбачев назвал противодействие реформированию со стороны старых структур бюрократического управления, которые стремились сохранить административно-командную систему руководства народным хозяйством.

Выходом из сложившегося положения М. С. Горбачев считал переход к рынку. По его мнению, формирование новой экономической модели в СССР откроет все необходимые условия для повышения стимулов хозяйственной и деловой активности, жизненного уровня людей, уравновешивания спроса и предложения, создания разнообразных форм собственности и современной рыночной инфраструктуры. Тем самым появятся новые возможности для роста эффективности экономики.

В итоге в резолюции XXVIII съезда КПСС «О политике КПСС в проведении экономической реформы и переходе к рыночным отношениям» было отмечено: «Политическая и организаторская деятельность партийных организаций и комитетов должна быть направлена на формирование в обществе глубокого понимания того, что переход к рынку не имеет альтернативы и что такой переход – не самоцель, а средство повышения эффективности труда, достижения качественно нового уровня жизни народа, укрепления свободы и демократии, сохранения целостности Советского государства». Началось свертывание плановой системы.

Вырабатывается две программы перехода к рыночной экономике. Специальная комиссия, возглавляемая заместителем председателя Совета министров СССР академиком Л. И. Абалкиным, предложила программу, предусматривавшую постепенное, поэтапное в течение шести лет реформирование экономики, ориентированное на сочетание государственного планирования с рыночными методами хозяйствования. Программу планировалось ввести в действие не раньше 1991–1992 гг. Ее сторонником был М. С. Горбачев. Альтернативной первой стала программа Шаталина – Явлинского «500 дней». Она предполагала возможность быстрого перехода к рынку посредством разгосударствления и демонополизации экономики, создания рынка и рыночной инфраструктуры, ликвидации господства административно-командной системы руководства, перехода к свободным ценам и единому валютному курсу. Важным положением программы стала идея сохранения экономического союза между республиками страны.

Приверженцем данной концепции построения рынка являлся глава РСФСР Б. Н. Ельцин. Появление двух принципиально отличающихся друг от друга программ перехода к рынку вызвало дискуссию во властных кругах. Пока шло обсуждение стратегии экономической модернизации, М. С. Горбачев представил программу «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике».

В октябре 1990 г. она получила одобрение Верховного Совета СССР. Однако предложенная концепция преобразования не создавала реальных возможностей для перехода к рынку. Выдвинутый М. С. Горбачевым план реформ во многом не учитывал стремления союзных республик, в частности РСФСР, которая поддерживала программу «500 дней». А между тем положение в стране все более осложняется. Усиливается противостояние центра и республик. С начала 1991 г. в СССР наблюдается быстрый экономический спад. Реформаторы так и не смогли провести комплексную, последовательную программу экономических преобразований. Курс правительства свидетельствовал о том, что государство по-прежнему было намерено решать экономические проблемы за счет населения.

В январе 1991 г. правительство В. С. Павлова провело денежную реформу конфискационного типа, стремясь изъять накопленную населением денежную массу и снизить темпы инфляции. Однако эффект оказался обратным. Разрыв экономических связей, ликвидация СЭВ, снижение цен на нефть не позволили правительству осуществить необходимые финансовые вложения для проведения реформы. Это, в свою очередь, вело к возвращению государственного регулирования. Ярким выражением кризиса стала карточная система, рост недовольства проводимым курсом почти всех слоев советского общества. Все это вызывало социальные взрывы в виде многочисленных забастовок, демонстраций и других форм протеста.

История России: учебное пособие для студентов вузов: в 2 т. Т. 2: С 1917 года до начала XXI века / С. А. Васютин, В. П. Литовченко, В. М. Зинякова [и др.]; А. В. Палин (отв. ред.). – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. – 314 с.

Другие новости и статьи

« Правовые основы кадрового отбора офицерского состава Российской Армии

Филипп II Македонский: полузабытое величие »

Запись создана: Среда, 20 Март 2019 в 0:11 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика