Офицер – будущее Вооруженных сил. Страница истории военной реформы - 2008



Офицер – будущее Вооруженных сил. Страница истории военной реформы - 2008

oboznik.ru - Офицер и знамя

Как только сержантов начинают готовить как следует, и сразу выясняется, что наши офицерские высшие военные учебные заведения выпускают не профессионалов, а военных ремесленников, которые только в массовой призывной армии и при отсутствии настоящего сержанта могут чувствовать себя профессионально состоятельными.

Поэтому важнейшим направлением военной реформы является кардинальное изменение системы военного образования и условий прохождения службы. Российский офицер должен перестать быть ничтожным, не имеющим права на инициативу винтиком военной машины, который получает знания исключительно "в части его касающейся", дабы освоить один или два образца конкретной военной техники.

Чтобы сделать нашего офицера подлинным профессионалом вся система образования должна быть смещена в сторону гуманитарных дисциплин. Однако все это будет бесполезно, если не изменить кардинально правила прохождения службы. Для изменения ситуации необходимо все назначения на вышестоящие должности проводить через открытый и гласный конкурс.

Напомню, что Сердюков и его подчиненные приняли решение все военные вузы — в 2008-м их было 68 —преобразовать в 10 учебнонаучных центров (по видам и родам Вооруженных сил). Именно там планировалось сконцентрировать ведущих исследователей в соответствующих областях военной науки, появлялся шанс, что курсанты и офицеры приобщатся к самым современным методам ведения боевых действий.

Также решено было отказаться от академий видов Вооруженных сил и сократить обучение в Академии Генштаба до нескольких месяцев. Реформаторы исходили из того, что курсант, получив базовое военное образование, в дальнейшем приобретет новые знания, уже не покидая надолго места службы (при прежней системе офицер мог провести заметную часть времени в отрыве от войск: три года в академии, а потом еще два — в Академии Генштаба). Для получения очередной должности и звания он должен обязательно (одной выслуги лет уже недостаточно) пройти не слишком длительные курсы, освоить новые знания и умения в какой-то конкретной области.

Наконец, и это главное, должна была быть кардинально пересмотрена программа базового обучения. В ее основу предполагалось положить фундаментальные научные дисциплины, приобретению же конкретных военных навыков должно уделяться гораздо меньше внимания (как показывает иностранный опыт, последние легко осваиваются в специальных центрах подготовки).

Более того, во всех военных вузах гуманитарные дисциплины, в первую очередь изучение иностранных языков, реформаторы собирались сделать одними из главных. Одним словом, во главу угла были поставлены такие качества командиров, как способность постоянно учиться, понимать окружающий мир и свое место в нем.

И вот здесь после увольнения Сердюкова реформе был дан обратный ход. Идя навстречу требованиям «армейской общественности», Министерство обороны решило сохранить ряд военных академий в качестве самостоятельных образовательных учреждений: 26 вузов и 9 их филиалов.

Военно-учебные заведения, подконтрольные в сердюковские времена департаменту образования Минобороны, теперь вновь подчинили Главным командованиям соответствующих видов Вооруженных сил. Решая свои узковедомственные задачи, они, конечно же, стали требовать, чтобы вузы вооружали курсантов не фундаментальными знаниями, а прежде всего практическими навыками.

К этому же наверняка приведет и объявленный Шойгу возврат к старой, по сути советской, схеме военного образования: военное училище — академия соответствующего вида Вооруженных Сил — Академия Генштаба. На мой взгляд, власть не случайно отказалась от реформы военного образования.

Представим, что в армию пришли образованные, самостоятельные, уверенные в себе и своих правах люди. Вряд ли их устроит нынешняя система, при которой офицер обязан выполнить любой, даже преступный приказ, в противном случае его отдадут под трибунал (обжаловать можно, но только после выполнения).

Поэтому такие получившие современное образование офицеры — очень неудобный для нынешней власти контингент. Как видим, военное ведомство также разворачивается в сторону прежнего «расширенного воспроизводства» офицерских кадров. Ведь понятно, что все эти не ликвидированные училища, с еще большей энергией доказывающие свою важность, буду добиваться от главкоматов увеличения числа курсантов. Избыток офицеров грозит стране еще и потому, что срок службы офицеров был продлен на пять лет.

Александр Гольц



Другие новости и статьи

« О создании и обеспечении Красной Армии в 1918 году

Армия и политика »

Запись создана: Пятница, 2 Февраль 2018 в 18:57 и находится в рубриках Современность.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы