6 Октябрь 2018

Проблемы клипового мышления в современном кино

Искусство играет важную роль в жизни людей: оно развивается и меняется вместе с ними, стараясь отвечать требованиям времени. Как охарактеризовать современное искусство? Возможно, это талант человека плюс новейшие технологии: инсталляции, перфомансы, граффити, фотореализм, боди-арт иллюзии и т.д. [6, с.253]. Современное кино – не исключение.

Почему в России плачевная ситуация с нравственной стороной в создаваемых видео-продуктах?

Наряду с классическими жанрами (драма, комедия, детектив, триллер, боевик), сегодня активно создаются картины в жанре «найденная плёнка» («Ведьма из Блэр»), фильмы-катастрофы с компьютерными эффектами («Титаник»), ленты на стыке жанров (фантастика/ужасы/приключения) сегодняшняя совокупность средств, процессов и методов работы поспособствовала появлению.

Однако как и в другие времена, у современного кинематографа есть свои проблемы [4, с. 96]: разрыв связи между зрителем и самой индустрией, которую часто называют «голосование рублём», ведь люди зачастую платят за грамотный навязчивый pr, а не за фильм. Не всем кинотеатрам выгодно ставить в сетку именно российские работы (тогда приходится сдвигать премьеры зарубежных и терять деньги). В последнее время заметно увеличилось внедрение телевизионного контента в кино (участники шоу «Уральские пельмени» снимают «своё» кино с самими собой в главных ролях) [2].

Но, в общем и целом, все проблемы сводятся к одной: кризис интересных тем и умение говорить о них новыми способами. Один из важных вопросов, который требует специального исследования, связан с клиповым мышлением и его значением (отрицательным или положительным) в киноиндустрии. Сам термин появился в середине 1990-х годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы в теленовостях или рекламе [1, с. 110]. «Clip» в переводе с английского «сокращать», «отсекать», «обрывать», «делать вырезки», что вполне оправдывает термин. Достаточно вспомнить видеоряд большинства музыкальных клипов: некая цепочка кадров, не сильно связанных со смыслом песни.

У человека с клиповым мышлением сама жизнь начинает напоминать видеоклип: это уже не целостная картинка мира, а последовательность событий, логически не связанных между собой. Классическим примером фильма, построенного по законам клипа, является «Матрица» с Киану Ривзом в главной роли. На этом примере прослеживаются плюсы и минусы клипового мышления. Минусы: зритель, обладающий клиповым мышлением, не может до конца проанализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой (например, идёт любовная сцена, которая неожиданно обрывается и сменяется кадрами, не связанными с предыдущим ни музыкой, ни сюжетом, не настроением); зритель не всегда успевает понять замысел автора, поэтому и пересказ увиденного становится обрывочным и неинтересным, так как клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала; краткость подаваемой информации, где акцент делается на эмоциях; умение сопереживать и сочувствовать сиюминутно, потому что на экране сюжеты меняются молниеносно.

Плюсы: клиповое мышление – своеобразный механизм адаптации зрителя к развитию современных технологий, что в определенной степени защищает мозг от информационно-эмоциональной перегрузки; клиповое мышление развивает многозадачность (зритель может смотреть кино и одновременно переписываться в мессенджерах) и является вектором развития отношений человека с информацией; клиповое мышление ускоряет реакцию – быстрое реагирование на любые стимулы и изменения делает «людей экрана» отличными от «людей книги», что является естественным ходом истории. Доминирование кино, способствующее развитию клиповым мышлением, где форма сильнее содержания, а режиссура, как искусство, слабее, чем техническое исполнение поставленных задач [3], в основном ориентировано на возрастную группу от 12 до 30 лет, которой нужна зрелищность. Это и способ отдыха, и уход от реальности, и просто стандартное времяпрепровождение.

Но с другой стороны, именно это является живой иллюстрацией важной проблемы: мы живём в огромном потоке информации, справиться с которым не всегда можем. Интернет, десятки радиостанций, сотни телеканалов даются нам краткую информацию о происходящем в мире. Это обычно просто констатация определённых фактов, однако каждый может их толковать по-своему, а может просто не принимать во внимание [3].

Клиповое мышление – не созерцательное. Конечно, образные ряды влияют на фильм, но не всегда непосредственно, чаще – косвенно. Современное кино во многом напоминает электронную игру, рассчитанную на успех, где главный критерий художественного проекта [5] – запустить серию и потом ждать, сколько она выдержит продолжений, римейков и сиквелов. Имеет ли это отношение к искусству – вопрос риторический. Каждый решает для себя сам, стоит ли смотреть кино, которое делается «под заказ» (продюсерское кино), а не под то, «что назрело в душе» режиссёра.

Список использованных источников:

1. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Материалы Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна “Психология человека в современном мире”. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений./М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. С. 110-112.

2. Долин А. Памяти Даниила Дондурея // «Культурный шок». Радио Эхо Москвы. 2017. https://echo.msk.ru/programs/kulshok/1979750-echo/.

3. Кончаловский Е. Состояние мира // Озон. 2001. https://www.ozon.ru/context/detail/id/200868/.

4. Розен Л. Я, моё пространство и я: воспитание сетевого поколения. N.Y., 2007. 258 с.

5. Соловьёв С. Клиповому мышлению нужны только зрелища // Правда.ру, 2017. https://www.pravda.ru/news/culture/cinema/26-09- 2017/1349494-solovyov_bortko-0/. 6. Тоффлер, Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002. 557 с.

©Парамошина О.А., 2017

Другие новости и статьи

« Санаторно-курортное обеспечение в Вооруженных Силах

Особенности воспитания в эпоху Петра Первого »

Запись создана: Суббота, 6 Октябрь 2018 в 11:23 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика