Морально - нравственные основы личности и угрозы выживания нашей цивилизации



Морально - нравственные основы личности и угрозы выживания нашей цивилизации

#мораль#нравственность#личность#общество#безопасность

Абстракт. Недостаточность морально-нравственных обязательств в межличностном общении, в обществе и государстве как при осуществлении текущей деятельности и ответственности перед гражданином, так и прогнозировании рисков и способов их преодоления формируют предпосылки внутренних и внешних угроз безопасности.

Изучение безопасности в медицинском высшем учебном заведении должно касаться, прежде всего, роли человека личности, её свойств и надёжности, определяющих свойства и надежность общества и государства, и направлено на формирование положительных морально-нравственных основ будущего врача. Ключевые слова: морально-нравственные основы личности, обучение врачей, основы национальной безопасности. Изучение безопасности в медицинском высшем учебном заведении должно касаться, прежде всего, роли человека личности. Личность, её свойства и надёжность определяют свойства и надежность общества и государства.

При этом любой аспект национальной безопасности предполагает ведущую роль личности. Какими свойствами должна обладать личность в таком предназначении? Что отличает индивида от личности? Существует множество определений личности.

Из них следует, что человек является личностью изначально и сам должен считать себя ею. На наш взгляд, такое суждение неправомерно. Ведь никто в здравом уме не будет утверждать, что он «самый красивый» или « самый умный». Такое самоутверждение будет нескромным и необоснованным, поскольку качество ума или красоты должно признаваться окружающими.

Только общество, увидев у индивида морально-нравственного основу, признаёт в нём личность. Поэтому мы утверждаем, что личность – это не самооценка, а признание окружающими. И заслужить это признание можно лишь тому, кто способен к взаимоуважению, исповедует презумпцию равноправия, морали и достоинства не только в семье, среди родственников или знакомых, но и общечеловеческой среде.

Для чего человеку надо стать личностью? Личность ограничена сроком жизни и подвержена рискам её благополучия. Природные биологические механизмы организма недостаточны для защиты от особых рисков, в первую очередь антропогенно-техногенных. Необходимую безопасность существования человека и человечества можно достичь только совместными усилиями нашей цивилизации. Основой такого объединения является человеческая способность к общению, взаимоуважению и взаимопониманию.

Достичь необходимой взаимности такого общения можно только на основе морально-нравственных принципов. Морально-нравственная среда едина и определяет любой формат человеческого общения: семья, коллектив, общество, государство, цивилизация. Общество проявляется как среда межличностных морально-нравственных отношений: чиновника и посетителя, полицейского и гражданина, врача и больного, командира и подчинённого, учителя и ученика, продавца и покупателя, художника и зрителя, власти и народа. Обществу (народу) принадлежит власть (демократия). Характер отношений определяет надёжность общества, проявляясь мерой взаимного уважения гражданина и общества. Поэтому общество (народ) является гарантом защиты и надёжности как физического ресурса личности нынешнего поколения, так и её моральнонравственных начал, воплощаемую в общественную мораль.

Государство – это исполнительная власть, создаваемая обществом для осуществления суверенной внутренней и внешней политики, сверхцелью которой является обеспечение достойного уровня жизни личности и её защита у нынешнего поколения. Политика как деятельность государства по обеспечению уровня жизни личности, предотвращению природных и техногенных рисков и формированию общества может осуществляться только на основе морально-нравственных принципов. Политика это, в первую очередь, экономика, образование и здравоохранение. Экономика основная сфера деятельности государства по обеспечению уровня и качества жизни личности.

Экономику можно определить как особый вид государственной деятельности, при которой каждый член общества участвует в общественно-полезном труде. Экономика создаёт рынок профессий, товарную массу и потребительский рынок, стимулирует образование, здравоохранение, науку. Платёжеспособность гражданина, обеспечиваясь развитой экономикой, лишает оснований для обид, зависти, эгоизма, неудовлетворённости, неуверенности и способствует убеждённости во взаимных морально-нравственных обязательствах в обществе и государстве.

Морально-нравственными обязательствами перед личностью, общество и государство обретают собственную политическую надёжность. Внутренние и внешние угрозы безопасности связаны с недостаточностью морально-нравственных обязательств в межличностном общении, в обществе и государстве как при осуществлении текущей деятельности и ответственности перед гражданином, так и прогнозировании рисков и способов их преодоления. Внешние угрозы. Известно определение войны «как продолжение политики государства насильственными средствами». «Забота агрессора» о своём гражданине путём убийств и принудительного отъёма в свою пользу у других граждан является абсолютно аморальной не только по отношению к жертве агрессии, но и собственным гражданам, особенно если агрессора настигнет возмездие.

Распространённостью такой государственной аморальности определяется современный размах внешних угроз в международной сфере. Внутренние угрозы возникают при игнорировании интересов и обязательств общества и государства перед собственными гражданами. Непродуманность реформ, разрушение сложившегося общественного уклада и экономики, культ «морали джунглей», чиновничий эгоизм, «оборотни», коррупционеры, криминал, гражданское противостояние и смута неизбежно деморализуют личность и общество.

Всем этим провоцируется множество внутренних угроз, на фоне которых личность утрачивает веру в морально-нравственные ценности и подчиняется «закону джунглей» Возникает порочный круг: личность с подорванной верой в мораль, общество без власти и ответственности перед личностью, государство с «рыночной моралью», дальнейшее разрушение личности. Риски и угрозы исходят из качества моральной среды человека, «отравляя» общество, государство и усугубляясь в человеке последствиями такого «отравления»… Мораль и нравственность, делая человека личностью, являются главным условием благополучного существования человечества. Но человек не рождается личностью. Он не наделён от рождения морально-нравственной убеждённостью. Эту базовую основу человек получает при воспитании в семье, обществе и государстве.

Семья и общество должны создать человеку условия для обеспечения уровня жизни и воспитать у него мораль и нравственность. Наличие у человека интеллектуальной способности к беспрецедентному наращиванию поведенческих возможностей в условиях недостаточности собственной и общественной морали провоцирует выбор «закона джунглей», который ему «коварно подсказывает врождённый инстинкт животного эгоизма». Именно врождённость «животного эгоизма» объясняет склонность к преступлению от воровства до убийства. «Мораль животного эгоизма» абсолютна для животной среды при разнообразии видов и принципов отношений внутри её. Человеческая мораль гуманизма принадлежит одному виду и для животной среды неприемлема и опасна! Если хищник ««вздумает проявить моральные принципы: не убивать, не красть и не прелюбодействовать», то погибнет, а популяция будет обречена!

«Абсолютная свобода» как идеал человека – это трагическая иллюзия, поскольку исходит из животной вседозволенности! «Животная мораль» определяет приоритет силы как биологического (врождённого) свойства особи и оправдывает способ её применения, вплоть до убийства, например, между хищником и травоядным. «Животная мораль эгоизма» справедлива, как и «закон джунглей» в Природе. Человек от рождения, являясь индивидом, наделяется в обществе статусом будущей личности. Но этот «аванс» человек должен оправдать за свою жизнь, сделав добровольный выбор жить «по закону морали» или «по закону джунглей».

Сложности и трудности такого «перевоспитания» невозможно преувеличить, потому что ничего нет более трудного, чем преодоление врождённого в мотивации, поступках и поведении. Генетические программы наделены сверхнадёжностью их проявления в поступках и поведении животного и имеют врождённый стереотип. У человека ощущения удовлетворения, приятного или неприятного играют знаковую роль при выборе модели поведения, и прежде всего на подсознательном уровне. Если человек использует алгоритм: «у меня потребность – предвкушаю удовольствие от удовлетворения – ищу и вижу это у другого – отнимаю и получаю удовлетворение!

Судьба жертвы меня не волнует», то общество определяет его как эгоиста. Эгоисту общество не надо. Эму нужна окружающая среда для культивирования своего эгоизма «Мораль» эгоизма, своеволия, вседозволенности, «абсолютной свободы» индивида недопустима в человеческом обществе и угрожает благополучию всей цивилизации. Таким образом, двойственность природы человека (кентавра!), самостоятельность духовного выбора на основе убеждённости и мучительность преодоления биологического в борьбе с самим собой – вот суть драмы становления человека и «плата» за право стать свободной личностью и обрести надёжность существования в создаваемых ею обществе и государстве. Но «абсолютная свобода индивида» без морально-нравственных ограничений как основы достоинства личности – это беспредел эгоизма вплоть до угрозы самоуничтожения, страшнее атомной бомбы! Мораль и нравственность, равноправие и взаимоуважение как убеждение у личности, общества и государства – единственная возможность избежать любых рисков и угроз и самая надёжная гарантия защиты человека и человечества.

Выводы.

1. Эгоизм индивида, признавая право сильнейшего, имеет врождённую основу и недопустим в человеческих отношениях.

2. Личность – это индивид, в котором «врождённый эгоизм» преобразован в моральнонравственное убеждение равенства каждого в праве на жизнь и здоровье и взаимоуважение.

3. Личность создаёт общество и государство для обеспечения уровня жизни и безопасности.

4. Общество и государство, обеспечивая уровень жизни личности и защиту от внутренних и внешних угроз, наделяется фактическим уровнем её морально-нравственной убеждённости или эгоизма.

5. Морально-нравственные качества личности создают обществу и государству репутацию и надёжность выполнения своих обязательств перед гражданами.

6. Недостаточный уровень жизни, беззащитность граждан или поощрение национального эгоизма способствуют утрате убеждённости личности и обусловливают ненадёжность общества, государства и, отрицая международное равноправие, провоцируют внутренние и внешние угрозы национального и интернационального характера.

7. Нынешние проявления внутренних и внешних угроз нашей цивилизации являются результатом недостаточности морально-нравственных взаимообязательств и росту эгоизма во всех сферах человеческих отношений.

8. Для выживания современной цивилизации необходимы совместные усилия по созданию общечеловеческой морально-нравственной среды равноправия и взаимоуважения.

Литература. 1. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 2. "Стратегия национальной безопасности Российской Федерации". 3. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с приложениями: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 592 с. 4. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. – М., LINKA PRESS, 1996, 328 с. 5. Материалы дискуссионного клуба «Валдай», Сочи, октябрь 2017 6. Платонов К. К. Психология религии. Факты и мысли. М. Политиздат, 1967. 239 с. 7. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., Главная редакция изданий для зарубежных стран издательства «Наука», 1987. 240 с.

Богословов Г.Б., Сысков А.Г., Топика Г.А



Другие новости и статьи

« Коррупционные ситуации в системе здравоохранения и нарушение прав пациентов

Банно-прачечные отряды в Великой Отечественной войне »

Запись создана: Понедельник, 7 Январь 2019 в 9:39 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы