Роль телевидения в формировании личности подростка
В статье рассматривается роль, которую телевидение оказывает на формирование личности подростка. Это влияние имеет не только психологический, но и культурологический характер, формируя стереотипы для самоидентификации личности в глобальном мире.
Ключевые слова: телевидение, личность, подросток, культура, информация.
Буквально с первых лет жизни, когда ребенок еще не научился говорить, родители и медиакорпорации, создающие специальные программы для детей, приучают его к телевизору. Как показали исследования немецких, английских и американских ученых телевизор снижает уровень грамотности, препятствует образному мышлению, задерживает развитие речи, препятствует восприятию речи на слух, притупляет привычку анализировать и искать ответы на сложные задачи, ограничивает фантазию, тормозит общее развитие ребенка и др.
Телевидение как средство массовой информации создает в наших бытовых условиях постоянно действующую информационно-эстетическую среду, которая стихийно формирует ценностные ориентации детей подростков в области искусства, культуры быта, эстетической организации среды, деятельности, отношений.
Воздействию агрессии, сексуального насилия, убийств и самоубийств, увиденных на экране, легче всего поддаются дети и подростки, склонные копировать чужое поведение. Склонность к имитации, подражанию у детей и подростков очевидна. Она проявляется в стремлении подражать во всем понравившемуся телегерою книги или газетной статьи. Опасно, когда примером для подражания становится антисоциальный герой.
Неслучайно культ гангстеризма, насилий, убийств, грабежа, возвеличивание удачливого «преступника-супермена» в американском кино, на телевидении, в бестселлерах способствовали росту в США преступности малолетних. Особенно ярко выражены реакция имитации и подражание асоциальным героям у подростков неустойчивого типа, среди которых много инфантильных. [4]. Как правило, начитавшись книг, «наглядевшись в кино авантюрных картин, некоторые подростки перенимают приемы кинобандитов и предводителей шаек и переносят их в жизнь… Американские кинотрюки воспитывают русских хулиганов» [3]. Эти взволнованные строки, написанные в начале прошлого века, в полной мере характеризуют роль американского кино и его влияние на молодежь и сегодня. Только теперь к американским боевикам прибавились отечественные, усиливая негативное влияние на современную молодежь. Телевидение, демонстрирующее огромное количество кинофильмов и телепередач криминального характера, стало пособием для юных киллеров.
Используя новейшие технологии для создания убедительных чувственных образов, способных надолго оставаться в памяти ребенка или подростка, оно проникает в глубины детского незащищенного подсознания и ведет его, словно марионетку, по страшным лабиринтам криминального мира и ужасов.
Социологические опросы российских подростков свидетельствуют, что именно телевидение является основным источником криминальной информации для несовершеннолетних: 62% состоящих на учете, 50% учащихся закрытых спецшкол и 81% законопослушных подростков подтверждают, что информацию о молодежной преступности они почерпнули именно из телевизионных программ и фильмов [11].
Наблюдая сцены жестокости и насилия, ребенок или подросток научается подобному, эмоционально заражаясь поведением понравившегося ему телегероя. Это может выражаться в имитации вербального и невербального поведения – мимики, жестов, интонации, тембра голоса и т.д. Вследствие этой имитации происходит эмоциональная конвергенция с моделью идентификации [10]. Устойчивую связь между просмотром насилия по телевидению в возрасте 8 лет и вероятностью совершения преступления в 30 лет обнаружили американские ученые, наблюдавшие подростков в течение двадцати двух лет.
В 4-5 раз чаще риск оказаться за решеткой был у мальчиков, увлекающихся просмотром телевизионных программ и кинофильмов, содержащих насилие, в сравнении с их сверстниками, не увлекавшимися телевидением [9, 77-93]. Английские специалисты, наблюдавшие 1565 лондонских мальчиков, подтвердили корреляцию между наблюдаемыми сценами насилия и правонарушениями: те, кто смотрел программы с насилием, совершали в половину больше правонарушений в течение последних шести месяцев в сравнении с ребятами, не увлеченными телевидением [5].
Телевидение становится одним из средств развития агрессивной личности, совершающей преступления «как в кино». Адаптация к реальному убийству начинается с невинного подражания любимому герою. Даже не понимая смысла «застрявших» в голове слов, ребенок против своей воли навсегда усваивает ценности, внушаемые ему телевизором. А потом «вдруг» подросток-мститель, подражая кинокумиру, идет убивать своих обидчиков, как это случилось во Франции, которую потрясла серия убийств.
Там за две недели подростки убили шесть ни в чем не повинных сограждан. А убийства исполнялись «как в кино» до мельчайших деталей [2]. Преступления-имитации (copycat crimes) стал частью нашей жизни. Порой для совершения преступлений-имитаций нужно немного времени на раздумья: посмотрел и пошел претворять в жизнь увиденное на экране. Наиболее сильный эффект после наблюдаемого насилия длится не более часа. Иногда временной интервал между показом насилия и преступлением достигает нескольких месяцев [4].
Так, например, российский телесериал «Бригада» многие психологи называют мощным идеологическим оружием, используемым криминальными структурами с целью криминализации сознания российской молодежи. Затягивающий, не оставляющий равнодушным сюжет, музыка, обаятельные актеры, романтическая окраска – все это, безусловно, воздействует на эмоции. Та же четверка отважных друзей, что и у Дюма в «Трех мушкетерах», где «один за всех и все за одного», романтизация «мужского характера» и легкость в достижении желаемого не могут не привлекать подростков, на воспитание которых родители уделяют всего 37 мин. в сутки (По данным Госкомстата РФ). В то время как телевизор всегда рядом. И под его неусыпным оком юные американцы, прежде чем успеют стать взрослыми, увидят более 17 тыс. случаев насильственной смерти, юные немцы – 14 тыс., а юные россияне за 3,5 ч увидят, как убивают десять человек [2].
Телевидение, встав на пути интеллектуального и физиологического развития детей и подростков, угрожает будущему цивилизации. Ученые уже давно бьют тревогу, оповещая общественность о том, что заядлые телезрители, как правило, худшие ученики в школе. Множество исследований, посвященных взаимосвязи между неумеренным потреблением телевидения и успеваемостью в школе, подчеркивают отрицательное влияние телевидения на самостоятельное творческое усвоение школьной программы, умение считать, писать, понимать абстрактные связи в математике, самостоятельно думать и применять простейшие мыслительные операции в новой ситуации, понимать речь учителя на слух [7].
Израильские ученые подтверждают эти выводы. По их оценке у заядлых зрителей детской передачи «Дорога к сокровищам» наблюдалось разительное снижение желания заниматься трудными задачами, если их решение удавалось найти не сразу же, а после сколько-нибудь напряженных усилий [7]. По мнению ученых, медийная окружающая среда тормозит процессы воображения у детей и, помимо прочих негативных воздействий, влияет на их фантазию, что обрекает ребенка, у которого не развито творческое воображение, на сложности в дальнейшем жизни.
Измерив активность мозга детей, которые «выросли» на телевизионных передачах, американские ученые констатировали, что чрезмерное потребление телевидения ведет к опустошительным для мозга последствиям. Специалист по физиологии органов чувств Хорс Прен выразился недвусмысленно: «У детей, которые проводят перед телевизором по 10- 15 часов в день, кора головного мозга подобна пустыне. У них полная потеря способности воображения» [7, 139]. Телевидение оставляет ребенка безучастным.
Именно поэтому дети, воспитанные телевизором, очень сильно, а иногда и безнадежно, отстают в развитии, что наносит непоправимый вред им и обществу. Мультфильмы традиционно принято считать детским жанром, развивающим и воспитывающим малышей, прививающим им нравственные ценности, формирующим культуру, традиции и стереотипы нового поколения.
Законы рынка, действующие в России, полностью изменили нравственные ценности, культурные коды, стереотипы, модели поведения, внедряемы в головы детей через мультфильмы. Сегодня мультиндустрия ориентирована лишь на извлечение прибыли. Это часть хорошо отлаженной государственной идеологической машины, ориентированной на формирование человека, удобного для общества потребления.
Представляется, что за всем этим стоит глобальная стратегия формирования космополита без рода, без веры, без племени. Такой человек отличается унифицированностью взглядов, эмоций, действий, потребностей. Мультфильмы, которые показывают детям, прививают именно такие стереотипы и позволяют с уверенностью сказать, что в недалеком будущем, когда дети пройдут нелегкую, сформированную теми же мультфильмами невротическую стадию взросления, их ждет судьба «идеального потребителя» - не женатого (не замужнюю), предсказуемого и бездуховного космополита, вполне счастливого своей участью.
Потому что ему с детства «запретили» понять, что же для человека есть настоящее счастье. Формирование и закрепление подобных стереотипов поведения исключает в дальнейшем трогательные, уважительные отношения. Девочки усвоят из этих мультфильмов, что все мальчики – хамы, но с этим надо смириться, а мальчики – что все девочки доступны, непривередливы и готовы смириться с унизительной ролью подружки зама. «Данный стереотип поведения, с точки зрения психолога, если ребенок этот стереотип впитает, исключает дальнейшие между полами отношения любви и супружества, заменяя их стереотипами сексуального партнерства. Сексуальное партнерство не предполагает создание семьи, продолжение рода» [6].
Подобные модели восприятия мира и поведения ведут к искаженному гендерному восприятию, неуважению к женщине вообще, замене нежного чувства любви на сексуальное партнерство. Несколько мультсеансов у телевизора – и дети обречены на одиночество и бездетность в будущем. Все изложенные выше данные вполне соотносятся с выдвигаемыми нами гипотезами о воздействии телевизионных передач на личностные особенности зрителей подросткового возраста.
Телевизионный продукт влияет на формирование и функционирование личности подростков, на их духовное, интеллектуальное и психологическое развитие, состояние психического здоровья. Более гармоничное развитие личности и высокий уровень психологического здоровья будут обеспечены тогда, когда человек с детства живет и развивается в условиях психологически благоприятной информационной среды.
Следует полагать, что законотворцы руководствовались заботой о психологическом здоровье подрастающего поколения, когда приняли ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" [8]. Влияние телевидения на личностные особенности подростков нельзя оценить однозначно, но мы можем сказать, что оно очень велико. Телевиденье способно повышать уровни тревожности и агрессии, с другой, – снижать их. Роль телевиденья очень велика в жизни подростков, являясь одним из самых востребованных жанров, телевизионные новости тиражируют сконструированную реальность и устанавливают повестку дня, следует напомнить, что новостные блоки защищены от возрастной маркировки.
Псевдореальный характер новостей достигается за счет технических возможностей современного телевидения и идеологических задач медиакорпораций. Другая очень важная особенность современного российского телевидения, влияющая на развитие молодых людей, это отражение негативных сторон жизни общества.
Телевизионный жанр «шок- теймен» стал на телевидении эффективным средством повышения рейтинга, одновременно нагнетающим в обществе страх и неуверенность в завтрашнем дне. Еще сильнее эта тревожность сказывается на подростках. Их неокрепшая психика подвергается очень сильнейшему давлению, что в свою очередь может привести к негативным последствиям их социализации в обществе.
Мы можем говорить о том, что влияние телевидения на формирование личности подростков имеет не только психологический, но и культурологический характер, формируя стереотипы для их самоидентификации в глобальном мире.
Библиографический список 1. Берковец Л. Агрессия. – СПб., 2001. 2. Дети перед телевизором // Аргументы и факты. – 1998. – 20 сент. - № 34. 3. Лацис А., Кейлина Л. Дети и кино. – Л., 1928. 4. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подротков. – Л., 1983. 5. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2002. 6. «Московская неделя» // ТВЦ. 09.03.2003. 7. Пацлаф Р. Застывший взгляд. – М., 2003. 8. ФЗ РФ от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" «Российская газета» http://www.rg.ru/2010/12/31/deti-informdok.html. 9. Федоров А. В. Влияние телеэкранного насилия на детскую аудиторию в США // США – Канада: Экономика, политика, культура. – 2004. - № 1. 10. Hatfield E., Cacioppo J., Rapson R.L. Primitive Emotional Contagion. In:M.S.Clark (ed.). Review of Personalitity and Social Psychology. Emotions and Social Behavior. – Vol.14. 11. http: // www.ncpi.gov.by.24.09.2004 . 12. http:// newsru.com .
М.С. Ракова
Другие новости и статьи
« Подземные лодки — мечта, почти ставшая реальностью
Что такое заявление о годности? »
Запись создана: Пятница, 27 Сентябрь 2019 в 0:01 и находится в рубриках Современность.
метки: личность, подросток, телевидение
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика