22 Сентябрь 2019

Актуальная проблема войны в актуальном искусстве

oboznik.ru - Современный взгляд на сущность и содержание войны
#искусство#война#общество

Аннотация. В статье рассматривается концепт войны, который является одним из важных в Актуальном искусстве. Война выступает как реальность современного мира.

Прослеживается связь между Актуальным искусством и содержательным наполнением постструктурализма-постмодернизма. На конкретных примерах выявляется практика репрезентации концепта войны в Актуальном искусстве. The abstract. The article deals with the concept of war, which is one of the most important in the Actual art. A War acts as the reality of the modern world. The connection between the Actual art and the poststructuralism-postmodernism content is observed. The practice of representing the war concept in the actual art is shown on the concrete examples.

Ключевые слова: война, Актуальное искусство, постмодернизм, постструктурализм, творчество. Key words: war, Actual art, postmodernism, poststructuralism, creativity. Цивилизация XXI в. наполнена противоречиями и обладает, по словам З. Баумана, «текучестью», т.е. неопределенностью и тенденцией к постоянной трансформации.

Ему вторит Э. Тоффлер: «Вы просыпаетесь утром и обнаруживаете, что мир, который долгие годы воспринимался как фон вашей жизни, переменился. Все, к чему вы привыкли, становится совсем иным. Причем в рекордные сроки, буквально ежесекундно… Пора бы, наверное, смириться, ведь впереди еще множество испытаний.

Но душа не поспевает за переменами. Мир кажется враждебным и страшит непостижимым» [3, с. 3]. Эти ощущения репрезентируется и в одновременно протекающих событиях государственной и культурной интеграции и дезинтеграции, и в нарастании глобальных по масштабам и содержанию планетарных проблемах. По-прежнему наиболее актуальной является проблема сохранения мира, недопущение новой мировой войны, что особенно значимо в условиях наращиваемой гонки вооружения, постоянно ведущихся локальных войн при беспрецедентной угрозе терроризма. Не менее важными остаются вопросы, затрагивающие основы онтологического и экзистенциального характера. Эта обеспокоенность находит выражение в разных практиках Актуального искусства. Мы намеренно используем термин «Актуальное искусство», тем самым подчеркивая, что его объектом являются значимые, актуальные вопросы. Актуальное искусство идет в ногу со временем, располагая средствами, которые предоставляет информационное общество и интенсивно развивающиеся медиа.

Это значит, что изобретения авангарда, модернизма и постмодернизма органично вписаны и интерпретированы логикой Актуального искусства. Сила его воздействия на зрителя, аудиторию заключается в возможностях применения им самых активных приемов и методов – от использования хеппенингов, инсталляций и перформансов до создания вполне фигуративных по виду арт-объектов, классических холстов, а также сетевого коммуникативного искусства, «искусства поведения» и видеоарта. Поэтому проблематика перспектив существования и развития мира, так называемые глобальные проблемы, вопросы личностного, индивидуального бытия – всегда в центре внимания столь разнообразного по стилистике, содержанию и технологии создания произведения направления в искусстве.

Итак, обратимся к примерам авторского понимания некоторых актуальных проблем, выраженных в Актуальном искусстве, сосредоточившись на проблеме войны. Война глазами Актуального искусства предстает как многомерное явление, визуализация которого охватывает разные сферы жизни человека, общества и социальных групп в условиях военных действий, оккупации, жизни и смерти, идущих рука об руку. Казалось бы, война, голод, нищета – явления прошлого, которые никак не согласуются с новым тысячелетием и столетием – стремительным, медийным, прогрессивным. Однако, как показали 2001 г., 2003 г., 2012–16 гг., кровавые столкновения, терроризм, гибель тысяч людей возможны не только в странах Африки и Ближнего Востока, но и в США, и в Европе. Более того, они становятся привычными, как ежедневные новости о природных катастрофах и автомобильных авариях. Войны и террористические акты, помещенные в телевизионное и интернет- пространство, оказываются знаками реальности, нередко имеющими с ней мало общего.

Известный постструктуралистский- постмодернистский тезис о предварении и конструировании реальности репрезентациями, знаками как нельзя лучше отражает суть процессов освещения военных действий и войны как реальности и концепта. Наше восприятие событий, наши эмоции обладают свойством симулякра. Мы выражаем не то, что чувствуем или над чем рефлексируем, а то, что навязывает реклама, кинопродукция, массовая культура: наши «реальные» желания продуцируются, навязываются и выдаются за свои собственные. Граница между своим и чужим восприятием размывается. Наиболее яркой демонстрацией власти симулякров-образов, относящихся к проблеме войны, является официальная репрезентация войны в Ираке. Она, как известно, началась в 2003 г. с вторжения американских войск и фактически не прекращается до настоящего времени, приобретя характер кровавого конфликта, разворачивающегося на фоне борьбы с ИГИЛ.

Но в 2003 г. война в Ираке выглядела как изначально запланированная акция, выстроенная по определенному сценарию, за которой можно было следить как за телесериалом: вначале точные бомбовые удары, потом сухопутные действия солдат и попутное освещение этого всего в интернете, телевидении и прессе. Война приобрела характер шоу как для зрителей по ту сторону иракских событий, так и для тех, кто снимал их на камеру или следил за ними из окон в отелях Багдада. На ситуацию войны в Ираке художники откликнулись по-разному: одни обратили внимание на то, как изображения войны способствуют или препятствуют установлению связей между гражданами; другие показывали, как новые технологии визуализации переходят из сферы развлечения в сферу войны; третьи иллюстрировали своими работами, что искусство можно использовать в качестве свободной трибуны для политических высказываний [1, с. 752]. Выставки Томаса Хиршхорна «Утопия, утопия = один мир, одна война, одна армия, одно платье» (2005) и «Поверхностная вовлеченность» (2006) представляют собой два варианта прочтения войны в Ираке.

Первая выставка, как нам представляется, есть ничто иное, как нарратив о том, во что превращается восприятие войны, если она, вернее, ее атрибуты становятся объектом массовой индустрии развлечений. Так, жестокость и кровавость войны отходят на второй план, уступая место образу войны – камуфляжу, военной форме, мощи военной техники и т.п. Вторая выставка представляет перед зрителем пространство фотографий, насыщенных откровенными своей жестокостью сценами: разорванные тела женщин, детей, стариков – мирных жителей – убитых солдат, разрушенные дома. Все это вызывает противоречивую гамму чувств у зрителя.

Однако хотя бы этот факт созерцания и рефлексии вызывает «поверхностную вовлеченность» в поле войны, способствует пониманию абсурдности заявлений о «хирургической точности» ударов по противнику. Не менее впечатляющим стал проект «9 сценариев от воюющей нации» (2007), в которой был задействован один из излюбленных приемов Актуального искусства – видеоинсталляция. Проект являлся результатом творческих усилий целой группы художников – Андреа Гайера, Шарон Хейс, Эшли Хантома, Кати Сандерс и Дэвида Торна. Впервые «9 сценариев от воюющей нации» были представлены на «Документе 12» в Касселе. Основная цель – представить точку зрения каждого из девяти людей на войну в Ираке.

Отсюда – свой типаж и образ войны: Гражданина, Блогера, Корреспондента, Ветерана, Студента, Актера, Интервьюера, Юриста, Заключенного, Источника. Им всем предстояло ответить на один и тот же вопрос: «Каким образом война конструирует определенные позиции, которые люди могут реализовать, представить, выразить или отвергнуть?» [1, с. 755]. Изучение этого вопроса осуществлялось в виде видеозаписи «показаний» типажей, проводившейся на протяжении нескольких часов.

Ее итогом стало отсутствие общей точки зрения, относительность позиции каждого, сомнительность авторитета мнения каждого из героев-типажей. Тем самым суть, содержание и единый образ войны размывались; на первый план выходили разрозненные образы- восприятия, обусловленные социальными ролями, разыгрываемыми девятью персонажами. Война в Ираке, впрочем, как и в других странах, приобретала характер симулякра, фантома. Нередко авторы огромного пространства Актуального искусства прибегают к методу шоковой терапии, цель которой заставить задуматься аудиторию над самыми важными, действительно важными проблемами, в которые погружены миллионы современных людей.

Так, скульптурные инсталляции Джейка и Диноса Чепменов, в частности «Ад», вызывают у зрителя реакцию отвращения при виде сверхнатуралистичных в своей кровавости сцен, призывая к недопущению ксенофобии, дискриминации, расизма и нацизма. «Ад» созвучен царившим к 2000-му году апокалиптическим настроениям и был подготовлен к выставке «Апокалипсис» (2000 г.).

Композиция состояла из девяти частей (видимо, намеренная отсылка к девяти кругам ада) и включала пять тысяч миниатюрных раскрашенных фигур звероподобных нацистов и мутантов, столкнувшихся в схватке. Свои впечатления от инсталляции известный английский искусствовед Брендон Тейлор выразил следующим образом: «В девяти расставленных по залу в форме свастики прозрачных боксах игрушечные фигурки разыгрывают кровавые сценки ужасов войны…

Сами Чепмены говорят, что жестокость питается жестокостью, как в теории “вечного возвращения” Ницше» [2, с. 179–180]. Действительно, война многолика и всегда отвратительна, как и любая форма насилия, порождающая насилие и смерть. События последних лет в Украине, Северной Африке еще ждут своего осмысления, а Актуальное искусство уже сейчас стремится если не понять, почему они возможны, то « схватить», описать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм / Х. Фостер, Р. Краусс, Б. Бухло. – М.: Ад Маргинем, 2015. – 816 с.

2. Тейлор, Б. Актуальное искусство 1970–2005 / Б. Тейлор. – М.: Слово, 2006. – 256 с. 3. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. – М.: ООО «Издательство АСЕ», 2002. – 557 с.

Э. А. Усовская

Другие новости и статьи

« Морально-политический облик бойцов особой Краснознаменной дальневосточной армии накануне конфликта на Китайско-восточной железной дороге в 1929 г.

Экономическая характеристика процесса обеспечения воинской части горючим, смазочными материалами и техническими средствами »

Запись создана: Воскресенье, 22 Сентябрь 2019 в 0:50 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика