Порядок истребования, получения и хранения горючего, смазочных материалов и технических средств

Основы снабжения армии и флота смазочными материалами оформились в России к середине XVII - началу XVIII вв. Первоначально войска снабжались маслами для смазывания холодного и огнестрельного оружия. При этом учитывалось. Что смазочные материалы изготавливались из масел растительного и животного происхождения. Так же масла использовались для освещения помещений, в первую очередь в полевых условиях, когда войска находились в походе.
Сегодня основу инфраструктуры службы горючего и смазочных материалов составляют ее склады и базы центрального, окружного, флотского подчинения, размещенные на всей территории России. Занимаемая ими площадь составляет около 15 тыс. га. Кроме того, имеются войсковые и аэродромные склады для содержания войсковых запасов горючего. Годовой грузооборот горючего через систему центральных, окружных, флотских и армейских складов составляет более 8 млн. т.
Многолетний опыт, накопленный службой горючего в обеспечении войск горючими и смазочными материалами, показывает, что успешное решение этой сложной и ответственной задачи возможно только при четко налаженной системе технического обеспечения.
Своевременное и бесперебойное обеспечение войсковой части горючим на современном этапе развития Вооруженных Сил России невозможно без своевременного и правильного планирования. Планирование хозяйственной деятельности по службе горючего сложный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач по организации материального обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе горючим и смазочными материалами.
На службу горючего и смазочных материалов возлагается решение целого ряда задач. Это определение потребности в горючем, маслах, смазках и технических жидкостях и своевременное обеспечение войск горючим и техническими жидкостями. Большое значение имеет накопление, учет, хранение всех видов запасов горючего и технических средств и организация контроля качества топлива. Большое значение имеет и организация экономической работы по службе горючего всех подразделений.
Вся техника, которой оснащены Вооруженные Силы Российской Федерации, является потребителем различных видов топлива. Соответственно для обеспечения нормальной эксплуатации техники требуется осуществлять снабжение воинских частей и соединений горючим, смазочными материалами и специальными жидкостями.
Снабжение горючим и смазочными материалами - это комплекс мероприятий, обеспечивающий бесперебойную эксплуатацию технических средств, своевременную заправку техники горючим и обеспечение смазочными материалами, эксплуатацию и ремонт всех видов техники, привлекаемой для решения задач воинских частей. Снабжение горючим организуется в тесном взаимодействии с другими видами материального обеспечения.
Снабжение горючим и смазочными материалами организуется в целях:
- боевой подготовки и поддержания в постоянной боевой и мобилизационной готовности воинских частей;
- создания условий для быстрого перевода воинских частей и соединений с мирного на военное положение;
- обеспечения хозяйственной деятельности и других неотложных работ воинской части.
Организационно служба горючего и смазочных материалов воинской части представлена начальником службы и непосредственно ему подчиненным личным составом. Делопроизводство службы, как правило, ведет лично начальник службы. Если в его подчинении имеется делопроизводитель (бухгалтер или писарь), то он осуществляет ведение учета и отчетности.
Для получения (приема), хранения выдачи горючего, смазочных материалов, специальных жидкостей и технических средств службы в воинской части имеется склад горючего. Организационно он входит в состав хозяйственного взвода. Из личного состава он представлен начальником склада, возможно в его составе может быть кладовщик-моторист. По специальным вопросам они подчиняются начальнику службы горючего и смазочных материалов. В соответствии с табелем к штату воинской части склад укомплектовывается средствами хранения, перекачки, заправки, замера (взвешивания) горючего и прочим инвентарем.
Для подвоза в повседневной деятельности и содержания запасов горючего в полевых условиях, а также заправки техники в подразделениях содержаться автомобильные топливозаправщики и топливоцистерны. Из средств подвоза могут быть также цистерны, оборудованные на прицепах. По вопросам эксплуатации, обслуживания и транспортировки горючего командиры подразделений, в составе которых имеется транспорт подвоза горючего, выполняют указания начальника службы горючего и смазочных материалов.
Основной задачей службы горючего и смазочных материалов является бесперебойное обеспечение подразделений воинской части топливом, маслами, смазками и специальными жидкостями. На службу также возлагается своевременная заправка боевой и другой техники в любых условиях обстановки.
Своевременное и бесперебойное обеспечение воинской части горючим на современном этапе развития Вооруженных Сил России невозможно без своевременного и правильного планирования. Планирование хозяйственной деятельности по службе горючего сложный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач.
Соединения и воинские части в установленные сроки представляют в довольствующую службу горючего и смазочных материалов заявки на необходимые к расходу на год горючее, масла, смазки и специальные жидкости. Сроки подачи заявок определены табелем срочных донесений. Им же определены и сроки подачи отчетов по расходу материальных ценностей номенклатуры службы горючего.
Потребность в горючем определяется расчетом, на основании исходных данных:
- наличии штатной материальной части по видам, группам эксплуатации и маркам машин;
- годовых норм эксплуатации вооружения и военной техники (годовых норм расхода моторесурсов или моточасов работы агрегатов);
- норм расхода горючего, масел, смазок и специальных жидкостей;
- потребностей на производственно-технические, коммунально-бытовые и другие нужды.
Потребность в горючем определяется только на наличную и поступающую до конца года технику. Истребование и отпуск на сверхштатные машины запрещается.
Количество горючего, масел, смазок и специальных жидкостей определяется путем анализа данных об их расходе за истекший год с учетом перспектив боевой подготовки и хозяйственной деятельности на планируемый год. При подаче заявки на годовую потребность, к ней прилагается объяснительная записка.
Все вооружение и военная техника группируется по видам, группам эксплуатации и маркам машин. При расчете учитывается марки машин и агрегатов. По каждой группе эксплуатации (в пределах вида материальной части) подводится итог. Затем для данной группы определяется дополнительный расход в соответствии с надбавками, предусмотренными приказами министра обороны Российской Федерации.
Наряду с дополнительным расходом учитывается и сокращение расхода за счет благоприятных условий эксплуатации. Итоги подводятся по группам эксплуатации (расход по основным нормам с учетом надбавок) и по видам материальной части в целом по всему расчету.
Данные из расчета вносятся в заявку, при этом объемные единицы переводятся в массовые. При пересчете объемных единиц в массовые принимаются следующие средние плотности:
- автомобильного бензина – 750 кг/куб. м;
- дизельного топлива – 850 кг/куб. м;
- топлива для реактивных двигателей – 800 кг/куб. м.
Потребность в маслах и смазках определяется в процентах к расходу горючего. При этом должны быть учтены нормы расхода на уход, сбережение и ремонт материальной части. Потребность в специальных жидкостях определяется отдельными расчетами в соответствии с предусмотренными нормами и величиной объемов систем машин и агрегатов.
Годовым планом снабжения определяется лимит расхода и план его поставки, а также устанавливается размер переходящего запаса для воинской части.
Лимит расхода горючего называют количество горючего, разрешенное к расходу на планируемый период. Планом поставки называют количество горючего, выделенное на планируемый период к отгрузке, получению с нефтебаз или складов для расхода в пределах установленного лимита и создания необходимых запасов.
Для обеспечения текущей потребности в горючем создаются запасы горючего текущего довольствия. Запасы горючего текущего довольствия, имеющиеся на конец календарного периода, называются переходящими запасами.
Горючее поставляется в воинские части централизованно и децентрализовано.
Нормирование расхода горючего - это установление плановой меры его потребления. Оно базируется на изучении эксплуатационных, экономических, технических, организационных и других факторов, влияющих на величину расхода. Основная задача нормирования - обеспечить применение технически и экономически обоснованных прогрессивных норм расхода горючего для осуществления нормальной эксплуатации техники, экономии и наиболее эффективного использования нефтепродуктов.
Для бронетанковой и автомобильной техники - это норма расхода горючего машинной конкретной марки за единицу пробега (времени) применительно к определенным условиям работы. Размерностью норм является литр на 100 км пробега для гусеничных и колесных машин и литр на 1 час работы для агрегатов (прицепных генераторов, кухонь и прочее).
Нормы расхода горючего на работу гусеничной и автомобильной техники устанавливаются раздельно по бензину, дизельному топливу и смазочным материалам по номенклатуре и маркам (моделям) машин в соответствии с классификацией, установленной руководящими документациями.
Расходом горючего считается количество горючего фактически сгоревшего в двигателях, топках котлов, осветительных и нагревательных приборах, а также использованного в качестве растворителя, моющей жидкости, для разжижения масла в системе смазки двигатели и агрегатах трансмиссии и для дезактивации. Горючее списывается в расход по форменным путевым листам, карточкам учета работы стационарных двигателей, агрегатов и расхода горючего, ведомостям движения авиационного горючего, машинно-вахтенным журналам и актам.
Расходом масла на материальные части считается количество масла, фактически сгоревшего в двигателях, слитого из системы смазки при его замене, масла, использованного для промывки системы смазки и агрегатов трансмиссии, а также выданного на машины (агрегаты) для смазки трансмиссии, деталей и узлов в соответствии с периодичностью и объемом обслуживания.
Масло списывается в расход на технике, находящейся в эксплуатации по выдаче его на машину. Масла, имеющиеся в системе смазки машин, находящихся в консервации, засчитываются в наличие.
Расходом смазок и специальных жидкостей считается количество смазок и специальных жидкостей, выданных в соответствии с действующими нормами, а также для проведения регламентных работ и других нужд.
Расходом низкозамерзающей охлаждающей жидкости считается количество жидкости, израсходованной в течение зимнего периода на восполнение эксплуатационных потерь и промывку системы охлаждения двигателей, а также количество жидкости, не подлежащей восстановлению.
Горючее расходуется строго в пределах установленного лимита. Лимит расхода на масла, смазки и специальные жидкости не устанавливается. Эти продукты расходуются по нормам, установленным инструкциями и приказами.
Для создания запасов и хранения материальных ценностей номенклатуры службы горючего и смазочных материалов в воинской части организуется склад горючего воинской части. На складе горючего предусматриваются:
- резервуары для хранения горючего;
- хранилища для смазок и масел;
- хранилище (площадка) для специальных жидкостей;
- специально оборудованное помещение для ядовитых технических жидкостей;
- площадка или хранилище для технических средств;
- площадки (навесы) для хранения горючего в таре или порожних бочек;
- площадки или навесы для наливного и бортового автотранспорта;
- служебные помещения;
- площадки выдачи горючего в автотранспорт;
- площадки для хранения сборно-разборных трубопроводов.
Для заправки боевых и других машин горючи и смазочными материалами в воинской части организуется заправочный пункт. В состав стационарного заправочного пункта входят:
- резервуары для горючего;
- тара для масел и смазок;
- площадка с навесом для размещения заправочных колонок;
- заправочные колонки;
- заправочный инвентарь;
- весоизмерительные приборы;
- средства пожаротушения.
Хранение горючего на складе должно обеспечивать исключения потерь от испарения, утечек, загрязнения механическими примесями, обводнения и смешивание с другими углеводородами. Хранение горючего и смазочных материалов на складе осуществляется в металлических, резинотканевых резервуарах, бочках, канистрах и контейнерах. Горючее может временно храниться и в цистернах автомобилей и прицепов.
Сроки хранения горючего строго ограничены. Они зависят от условий хранения, климатических зон и сортов горючего. Бензины в баках машин хранятся, как правило, не более 2-х лет в средней климатической зоне. Дизельное топливо – 6 лет. В наземных резервуарах эти сроки значительно увеличиваются и могут составлять для бензинов до 4-х лет, дизельного топлива до 12-ти лет. При хранении бензинов в заглубленных резервуаров срок может составлять до 5-ти лет и более.
Испарение горючего является основной причиной количественных потерь. Потери горючего от испарения зависят от температуры горючего. Чем выше температура горючего, тем больше потери от его испарения. Также испарение зависит от площади поверхности горючего в резервуаре при хранении.
Потери горючего по характеру бывают:
- потери в пределах норм естественной убыли, так называемые эксплуатационные потери;
- потери сверх норм естественной убыли вследствие хищений, халатного отношения должностных лиц, аварий, внешних факторов (стихийных бедствий, катастроф техногенного характера).
Под естественной убылью нефтепродуктов и специальных жидкостей понимаются потери (уменьшение массы при сохранении качества в пределах требований нормативных документов), являющиеся следствием физико-химических свойств продуктов, воздействия погодных факторов и несовершенства существующих в данное время средств защиты горючего и смазочных материалов от потерь при приеме, хранении, отпуске и транспортировании.
Норма естественной убыли – это утвержденная в установленном порядке предельно допустимая величина потерь нефтепродуктов и специальных жидкостей от естественной убыли, при принятии защитных мер и соблюдении правил их хранения, приема, отпуска и транспортирования, с учетом длительности хранения, физико-химических параметров, типов приемных и отпускающих устройств, климатических зон в период года. Норма естественной убыли выражается в килограммах на одну тонну нефтепродукта. Нормы потерь нефтепродуктов при хранении, приеме, отпуске и транспортировке зависят от их сорта, времени года и климатической зоны. В случае проведения нескольких последовательных операций с нефтепродуктами (прием, отпуск и перевозка) потери исчисляются по каждой операции в отдельности.
Потери нефтепродуктов при хранении исчисляются в зависимости от тары и условий хранения:
- при приеме, хранении нефтепродуктов текущего снабжения до одного месяца в вертикальных и горизонтальных резервуарах, а также при приеме, хранении, заправке на заправочных пунктах – в килограммах на 1 тонну принятого количества;
- при хранении нефтепродуктов свыше одного месяца в вертикальных и длительные хранения горизонтальных резервуарах, бочках, канистрах – в килограммах на 1 тонну хранимого количества в месяц;
- при отпуске нефтепродуктов в транспортные средства – в килограммах на 1 тонну отпущенного количества;
- при приеме, отпуске и хранении мазута в ямных хранилищах – в килограммах на 1 квадратный метр поверхности испарения мазута в месяц;
- при автомобильных перевозках нефтепродуктов - в процентах от перевозимого количества;
- при хранении нефтепродуктов в резинотканевых резервуарах за счет топливопроницаемости и набухания – в килограммах в месяц в зависимости от типов и размеров резервуаров.
Технические средства хранятся, как правило, в хранилищах или под навесами. Порожние передвижные резервуары и бочки могут хранится на открытых площадках. Размещение технических средств в хранилищах должно обеспечивать:
- удобство работы по приему (выдаче) технических средств, уходу за ними, контролю за их качественным состоянием и учету;
- наиболее целесообразное использование площади и вместимости хранилища;
- возможности эффективного использования средств механизации при снятии с хранения технических средств;
- соблюдение требований пожарной безопасности всеми должностными лицами, быструю эвакуацию технических средств в случае пожара и других стихийных бедствий.
Технические средства длительного хранения хранятся отдельно от технических средств текущего обеспечения и освежаются в строго установленные сроки. Все резиновые изделия, не входящие в комплект технических средств или снимаемые с них при подготовке к хранению, хранятся на стеллажах в отапливаемых и специально оборудованном помещении. В хранилище должны соблюдаться температурный и влажностный режим хранения.
В процессе эксплуатации военной техники должны соблюдаться эксплуатационные нормы расхода горючего. Эксплуатационной нормой расхода горючего называется количество горючего, положенное к расходу на определенных видах и марке техники (бронетанковой, автомобилей и агрегатов) для совершения определенного пробега или выполнения работы в моточасах. Нормы расхода горючего определены приказами министра обороны Российской Федерации.
Эксплуатационные нормы расхода горючего бывают:
- постоянные;
- временные.
Те и другие могут быть: основные и линейные. Временные нормы расхода горючего устанавливаются для марки техники, вновь вводимых в эксплуатацию (принятых на вооружение) на срок не более 5-ти лет. По истечении данного периода эти нормы подлежат уточнению или утверждению как постоянные.
Постоянные нормы расхода горючего вводятся в действие без указания срока и уточняются по мере необходимости.
Основные нормы применяются для техники, работа которых не учитывается в тонно-километрах из-за нецелесообразности или невозможности такого учета (для легковых автомобилей, автобусов и пр.). Линейные нормы применяются для автомобилей, работа которых учитывается в тонно-километрах. Линейные нормы расхода горючего предусмотрены для:
- коммерческих военных учреждений, предприятий и организаций Министерства обороны России;
- автомобильных частей, постоянно выполняющих работы по перевозке грузов;
- автотранспортных воинских частей и подразделений, выделенных в полном составе для транспортных перевозок (уборка урожая, период сезонной заготовки продовольствия для войск и др.).
Количество горючего, положенное к расходу за совершенный техникой пробег, определяется умножением его основной нормы расхода на пройденное расстояние в километрах и делением полученного произведения на 100.
Таким образом, подводя итоги первого вопроса можно сделать вывод о том, что в основном нефтепродуктами воинские части обеспечиваются централизовано. Заявка на поставки горючего подаются ежегодно. Расход горючего не должен превышать установленных лимитов. В воинских частях должны создаваться переходящие запасы и неприкосновенные запасы горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей.
Техническими средствами подразделения и части обеспечиваются на основании табелей к штату воинских частей. Поставки технических средств осуществляются централизовано, они должны храниться и эксплуатироваться установленным порядком. В каждой воинской части, ведущей свою хозяйственную деятельность, организуется склад горючего и оборудуется заправочный пункт. Заправочные пункты, как правило, оборудуются в непосредственной близости от мест хранения техники воинской части или непосредственно в парках.
См. также:
1. Экономическая характеристика процесса обеспечения воинской части горючим, смазочными материалами и техническими средствами
2. Краткие сведения о горючем, смазочных материалах и технических средствах
3. Порядок обеспечения воинской части горючим, смазочными материалами и техническими средствами
См. далее:
5. Платные услуги, оказываемые службой горючего и смазочных материалов
В. Головинский, Р. Дорофеев, специально для oboznik.ru
Другие новости и статьи
« Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XIV вв.
Дикая дивизия во время Первой мировой войны »
Запись создана: Пятница, 17 Июль 2020 в 0:03 и находится в рубриках Новости, Служба горючего, Современность.
метки: В.В. Головинский, Р.А. Дорофеев, масла, нормы, горючее, тема7, смазки, экономика, расход, техсредства, хранение
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика