22 Август 2019

Демографический фактор в культурной политике РФ

oboznik.ru - Демографическая ситуация: сложная, но не безнадежная
#демография#культура#Россия

Ключевые слова: культура, культурная политика, демография. Кeуwords: culture, cultural policy, demography. 29 февраля 2016 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена Стратегия государственной культурной политики РФ на период до 2030 года (далее – Стратегия).

Уже в первом подразделе этого документа «Современное состояние и основные проблемы государственной культурной политики» затронуты демографические вопросы, в частности: «Сократилось количество библиотек, что обусловлено снижением численности населения, в том числе населения, проживающего в сельской местности, распространением домашних форм проведения досуга, развитием информационно-коммуникационных технологий…».

Очевидно, что демографический фактор необходимо учитывать при разработке конкретных программ по реализации Стратегии, в которой в перечне принципиально значимых документов «для планирования и программирования направлений государственной культурной политики»2 имеется Указ Президента РФ от 7 мая 2013 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Однако нужно иметь в виду не только долгосрочную перспективу, но и конкретные, зачастую местные реалии. Так, опять же в самом начале документа указано, что «за последние 25 лет выросла и окрепла сеть государственных (муниципальных) учреждений культуры (по сравнению с аналогичными показателями в РСФСР) – количество театров выросло в 1,7 раза (с 382 театров в 1990 году до 661 театра в 2014 году)»3 . Но ниже отмечается, что в 41 регионе РФ отсутствуют театры юного зрителя. Это означает, что через 5-10 лет во «взрослый» театр в том или ином провинциальном городе придет совершенно неподготовленный зритель или вообще не придет, так как у него отсутствует опыт посещения театра. Театральный спектакль воспринимать сложнее, чем кинофильм, более доступный юному зрителю. На одной из конференций по творчеству Ф.М. Достоевского был доклад об относительно недавней театральной постановке по рассказу «Мальчик у Христа на елке» в колонии для несовершеннолетних силами воспитанников под руководством профессионального режиссера. В процессе работы над этим спектаклем выяснилось, что многие подростки из колонии вообще ни разу не были в театре и не знали, зачем он нужен.

В случае отсутствия театра юного зрителя в том или ином городе функция приобщения к театру перекладывается на «взрослый» театр, в котором нужно предусмотреть спектакли для детей и подростков – особенно сложной части аудитории. Однако в «36 из 165 городов Российской Федерации с численностью населения более 100 тыс. человек обеспеченность жителей местами не соответствует социальным нормативам, а в 33 из этих 165 городов театров нет вообще»4 . В случае с «возрастной» аудиторией, т.е. с людьми пенсионного возраста существует проблема с финансовой доступностью посещения театра. Решением этой проблемы могла бы стать гибкая ценовая политика, как это реализуется в некоторых музеях, и целевые спектакли. На репертуарную политику театров также оказывает воздействие демографический фактор.

Далеко не все театральные эксперименты готова оценить публика среднего и старшего возраста, а детской аудитории некоторые театральные эксперименты могут быть не просто противопоказаны, а даже запрещены в силу наличия информации, причиняющей вред психическому и нравственному здоровью детей и подростков (эти моменты регулирует Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436 ФЗ от 29 декабря 2010 г.). В отличие от театральной, музейная сфера более гибко реагирует на демографические факторы. Во многих музеях существуют программы, рассчитанные на разные возрастные категории – от самых маленьких посетителей до пенсионеров. В ГМИИ им. А. С. Пушкина, например, есть программы для будущих мам, дошкольников, школьников разного возраста, «выпускников музея», семейные программы. Все эти программы реализует Центр эстетического воспитания «Мусейон». В целом музеи в большей степени ориентируются на детские образовательные программы, в меньшей – на программы для пенсионеров и маломобильных посетителей, что в ряде случаев связано с конструктивными особенностями зданий музеев.

В финансировании музейной сферы демографические факторы в настоящее время учитываются, что и констатируется в Стратегии: «Обеспечено расширение доступа населения к культурным ценностям. Выросло количество музейных выставок и посещений музеев Российской Федерации.

Обеспечен бесплатный доступ в федеральные и региональные музеи посетителям младше 16 лет, а в федеральные музеи – и студентам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам (1 раз в месяц)»1 . В библиотечной сфере в настоящее время активно протекают процессы превращения публичных библиотек в образовательно-досуговые центры, что влечет за собой и изменение возрастного состава посетителей. Библиотеки предоставляют доступ в сеть Интернет, оказывают услуги сканирования и ксерокопирования, проводят тематические мероприятия, изменяют график работы. Меняется также само библиотечное пространство в целях большего соответствия запросам посетителей (в некоторых библиотеках предприняты попытки отойти от традиционного облика читального зала: книги можно читать в уютном кресле и т.п.).

Пытаясь идти в ногу со временем, библиотеки участвуют в акциях типа «Библионочь», что привлекает молодых и креативных людей, в отличие от относительно консервативных представителей среднего и старшего поколений. В крупных городах основными посетителями библиотек также становятся люди достаточно молодого возраста: старшеклассники и студенты, которым нужна определенная учебная и учебно-научная литература. Это, однако, в меньшей степени относится к работе научных библиотек, в частности Российской государственной библиотеки, хотя студенты также составляют довольно большой процент ее читателей. РГБ оказывает новые, «цифровые» услуги, в том числе и с удаленным доступом, но по-прежнему закрыта в воскресенье, что делает ее малодоступной для людей среднего возраста с традиционным рабочим графиком. В сфере музыкального, художественного и хореографического образования проблемы, как отмечается в Стратегии, лежат в начальном звене сложной трехступенчатой образовательной системы.

В связи с реструктуризацией произошло количественное уменьшение детских школ искусств при увеличении числа обучающихся. Непродуманные объединения специализированных и общеобразовательных учреждений не идут на пользу выстроенной системе образования в сфере искусства. Даже если выпускник школы искусств не продолжил обучения в колледже или училище, предположим, музыкального профиля, образование, полученное в музыкальной школе, будет для него своеобразной прививкой от бездумного увлечения продукцией массовой культуры. Уменьшение числа школ искусств при современных демографических параметрах может негативно сказаться в дальнейшем, когда подобных школ попросту будет не хватать, как это произошло с детскими садами, которые были массово закрыты и перепрофилированы в 1990-е гг. В сфере народной, традиционной культуры проблемным моментом является передача опыта, накопленного многими поколениями ее носителей.

В Стратегии в качестве возможных проявлений гуманитарного кризиса справедливо отмечается разрыв между поколениями, атомизация общества с утратой семейных, дружеских и соседских связей. А ведь именно народная культура, являясь одной из доминант национальной идентичности, противостоит и вестернизации, и разрушительному влиянию так называемой массовой культуры. Еще одним демографическим фактором, который должен учитываться в государственной культурной политике, является миграция. В Стратегии отмечается «низкая степень адаптивности поздних миграционных потоков, прибывающих в Российскую Федерацию с плохим знанием русского языка, российской истории и культуры»2 . Однако изменения в законодательстве, предполагающие сдачу мигрантом специального экзамена, несколько сгладили эти негативные тенденции.

Таким образом, современная демографическая ситуация создает многочисленные вызовы для реализации Стратегии государственной культурной политики. Возможно, что ряд негативных тенденций могла бы нейтрализовать негосударственная культурная политика, проводниками которой являются общественные организации.

Государство может создать условия для творческой самореализации личности, но побудить человека посещать музеи, театры, филармонию, участвовать в художественной самодеятельности, наконец, читать книги может только определенная атмосфера в обществе, традиции, поведенческие образцы, высокая культура досуга.

Список литературы

1. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436 ФЗ от 29 декабря 2010 г.)

2. Стратегия государственной культурной политики РФ на период до 2030 года. – М., 2016. 3. Цифровая версия культурной деятельности: Регионы России в 2000–2001 гг. / Отв. ред. А.А. Ушкарев. – СПб.: Алетейя, 2005. – 456 с.

Крюкова О.С.  

Другие новости и статьи

« Платные услуги, оказываемые службой горючего и смазочных материалов

Демография и здоровье как проблема социальных изменений в современной России »

Запись создана: Четверг, 22 Август 2019 в 0:20 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика