23 Сентябрь 2018

О взаимосвязи демографической безопасности и экономической безопасности России

Ключевые слова: демографическая безопасность, экономическая безопасность, демографическая политиака. Обеспечение национальной безопасности, реализации национальных интересов вновь становится во главу угла современной мировой реальности.

Мир ушел от противостояния капиталистической и социалистической систем (по крайней мере, пока), но не ушел и не может уйти от национальных и цивилизационных интересов различных стран, народов, культур и субкультур, от их совпадения, различия, противостояния. Не странно, что обеспечение национальной безопасности вновь стало приоритетом и российской внутренней и внешней политики.

В этом направлении в последние годы предпринимаются неординарные меры по повышению обороноспособности страны, реформированию вооруженных сил, внутренних силовых подразделений, экономики страны. Это понятно и логично – противостояние серьезное, на далекую перспективу, требующее комплексного ответа. Введение и постоянное расширение санкционных мер против России со стороны США и западных стран лишь доказывает это. В этих условиях своевременно пересматриваются нормативные правовые документы по обеспечению всех аспектов национальной безопасности.

Базовым документом, закрепившим новые подходы в этой сфере, стал Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31.12.2015 № 683. Однако полагать, что обеспечение национальной безопасности – это лишь «защита от врагов, рисков и угроз», тем более «защита» военная в корне неверно. Во-первых, уже с начала 90-х годов стало понятно, что в этот комплекс входит деятельность по защите от всех типов природных, социальных и идеальных угроз и в этой связи необходимо говорить о самых разных пластах угроз и, соответственно, сфер обеспечения безопасности в национальных интересах.

Речь идет об экономическом, политическом, военном, диверсионном, террористическом, правоохранительном (борьба с криминалом, обеспечение общественного порядка), демографическом, культурно-духовном, экологическом, биологическом (здоровье, медицина, эпидемиология), природном, техногенном, кибернетическом и других аспектах безопасности.

Соответственно, речь должна идти о взаимоувязанном комплексе безопасности, о взаимосвязи и взаимодействии всех аспектов обеспечения безопасности, всех сегментов деятельности, сопряжении деятельности всей совокупности государственных институтов. Именно этот подход постепенно начал реализовываться в государственном понимании – в нормативном правовом пространстве и практической деятельности. Во-вторых, речь должна идти не только и не столько о «защите», сколько о сочетании формирования здоровых отношений и условий развития с собственно защитой с приоритетом первого.

Для этого необходимо в каждой сфере формирование такой организации и системы управления, которая обеспечивала бы эффективное воспроизводство, функционирование и развитие здоровых и полноценных субъектов и отношений (в экономике – конкурентоспособных экономических субъектов и эффективных экономических отношений, в демографии – обеспечение эффективного воспроизводства достаточного количества людей необходимого качества, в военной сфере – необходимого количества подразделений, оснащенных подготовленным персоналов и техникой, способной противостоять потенциальным угрозам и т.д.).

В-третьих, многомерность и многоаспектность всего комплекса создают множество проблем для его равномерного формирования и развития, связанных как со степенью остроты той или иной угрозы, так и с ресурсным обеспечением, поскольку, как правило, на все сразу не хватает материальных, человеческих, интеллектуальных ресурсов. Поэтому в реальности руководство страны должно сосредоточивать усилия на основных угрозах, отодвигая другие на второй план. Вопрос о верности такой иерархии – отдельная проблема. Можно до хрипоты спорить, что важнее – военная защита страны, внутренняя политическая безопасность, обеспечение национальной конкурентоспособности в экономике, дефицит народонаселения и комплекс демографических проблем, духовно-культурная деградация народа или что-то еще.

Однако понятно, что решать нужно все проблемы, опасны все угрозы, необходимо обеспечение безопасности во всех сферах. И в этой связи есть все основания и глубокий смысл в том, чтобы использовать нормативные правовые, методологические и методические, политические и иные наработки, сделанные в «приоритетных» сферах, на которых в настоящее время акцентирует внимание руководство страны, сосредоточивает ресурсы, в том числе интеллектуальные, для их достаточно эффективного распространения на иные сферы обеспечения национальной безопасности при относительной малозатратности такого копирования.

Попытаемся продемонстрировать это на примере взаимосвязи и возможного взаимодействия в сферах обеспечения экономической безопасности и демографической безопасности. Проблемы обеспечения демографической безопасности России в различных контекстах известны специалистам, по многим аспектам давно (десятилетиями) бьется тревога. Понятно, что в стране делается совершенно недостаточно для решения всего комплекса этих проблем – от численности народонаселения, низкой рождаемости, старения населения, уменьшение количества трудовых ресурсов, нездоровых миграционных потоков (эмиграции и иммиграции) и т.д. – до качества человека, статуса и ценности семьи, воздействия духовно-культурной традиции на демографические процессы и т.д. Начали появляться специальные комплексные научные исследования по проблеме демографической безопасности.

Это, без сомнения, чрезвычайно важное начинание, которое способно дать дополнительный толчок осмысленным организационным построениям в этой сфере на практике. Помочь и ускорить движение в этом важнейшем направлении могут уже принятые государственные решения и нормативные правовые документы в смежных сферах, в том числе в сфере обеспечения экономической безопасности. Так, недавно издан Указ Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» от 13 мая 2017 года № 208. Работа над указом была долгой, она встречала сопротивление со стороны различных антигосударственных сил. Но указ принят, он носит национально-патриотический характер и является важным компонентом пакета документов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Конечно, он будет постоянно совершенствоваться, развиваться, актуализироваться, требование чего заложено и в самом документе.

Однако уже в действующей версии есть множество позиций, которые могут стать эффективным инструментом для обеспечения безопасности не только в сфере национальной экономики, но и в других смежных сферах, в частности – в сфере демографической безопасности. Приведем положения данного документа, имеющие непосредственное отношение к сфере демографической безопасности, сохраняя нумерацию пунктов согласно данному документу, в кавычках приводятся буквальные фрагменты документа: Вызовы и угрозы: «20) усиление дифференциации населения по уровню доходов; 21) снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала; 22) усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации; 23) недостаточность трудовых ресурсов; 24) неравномерность пространственного развития Российской Федерации».

Цели государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности: «6) повышение уровня и улучшение качества жизни населения». Основные направления государственной политики в сфере экономической безопасности: «8) развитие человеческого потенциала». Основные задачи в сфере развития системы государственного управления: «12) оптимизация потоков трудовой миграции исходя из потребностей национальной экономики». «20. Основными задачами по реализации направления, касающегося сбалансированного пространственного и регионального развития Российской Федерации, укрепления единства ее экономического пространства, являются: 1) совершенствование системы территориального планирования с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации; 2) совершенствование национальной системы расселения, создание условий для развития городских агломераций; 3) сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации; 4) расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров; 5) приоритетное развитие экономического потенциала Восточной Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма и Калининградской области». «23. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, являются: 1) совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений; 2) развитие системы непрерывного образования, в том числе с использованием механизмов государственночастного партнерства; 3) развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях;

4) профессиональная ориентация граждан; 5) снижение уровня бедности и имущественного неравенства населения; 6) содействие эффективной занятости населения и мобильности трудовых ресурсов». Специалистам в области демографии не нужно объяснять, что перечисленные позиции напрямую выходят на постановку и решение демографических проблем. Не всех – но множества и, без сомнения, важных и потому, конечно же, необходимо использовать ресурс этого документа для решения демографических проблем. Другой документ, ставший базовым для организации и управления современной экономикой – это Федеральный закон «О стратегическом планировании в РФ» №172-ФЗ 28.06.2014 года.

В настоящее время на его основе принят Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ, более 1000 федеральных и более 40.000 региональных и муниципальных нормативных актов. Данный закон носит универсальный характер и на его основе, например, вполне возможна разработка закона «О демографической политике в Российской Федерации».

Тем более что уже существует множество конструктивных идей, которые могут быть вложены в этот закон. Таким образом, данный документ также можно использовать как инструмент разработки демографической политики, в том числе для обеспечения целей национальной безопасности, и принятия соответствующих нормативных правовых актов, разработки государственных программ. Несколько важных штрихов к стратегическому проектированию в сфере демографии. Базовым в любой государственной (как, впрочем, и негосударственной – корпоративной, коммерческой, маркетинговой, общественной и т.д.) политике является выработка и согласование целей.

Эти цели должны быть четко определены, структурированы, определены качественно и, по возможности, количественно, они должны допускать возможность контроля исполнения. При выработке целей уже можно ссылаться на указанные выше документы и закрепленные в них цели. Цели, будучи поставлены, при верном расчете и направленной деятельности оказываются вполне реалистичными даже при внешней «фантастичности». Так, одна из национальных и цивилизационно-культурных целей России – рост численности коренного населения. Можно поставить в стратегическом проекте глобальную цель – увеличить население России до 2120 года (за 100 лет) до 300 (даже 400–500) миллионов человек. Самое интересное – эта цель вполне реальна и посильна. Было бы кому ее поставить и выполнить.

Для этого нужно, чтобы каждые 10 лет население увеличивалось на 20–30 миллионов, то есть ежегодный прирост порядка 2–3 миллионов. Для этого нужно «всего лишь», чтобы женщины рожали в среднем по 4-5 детей. Нам скажут: «Это сумасшествие! Современные женщины не будут этого делать! Заставлять что ли?».

А теперь поставим вопрос по-другому: а если создать следующие условия российской женщине – женщина в течение 2 лет получает полную зарплату, но не менее 20–30 тысяч рублей в месяц; рождение и воспитание детей, даже если женщина нигде не работает, вносится в трудовой стаж; за 4 детей – выход на пенсию досрочно на 5 лет, за 7 детей – на 10 лет. И «вдруг» окажется, что подавляющая часть российских женщин согласится на эти условия. Конечно, это потянет целую цепочку сопровождающих следствий – обеспечение устойчивой работой и заработной платой мужчин, строительство родильных домов, через несколько лет – яслей и детских садов, школ и т.д. Это можно обсудить.

Но проблема – вполне решаема даже в таком «фантастическом» формате. В том числе за счет борьбы с теневой экономикой (40% экономики России) и вывозом средств за рубеж (около четверти ВВП) как ключевыми проблемами обеспечения экономической безопасности.

Другие аспекты демографической политики и демографической безопасности также могут и должны разрабатываться. Например – проблема мониторинга в сфере демографии – одна из важнейших проблем, которая справедливо поднималась на конференции. И здесь также могут помочь уже существующие разработки в сфере методологии мониторинга коррупции, мониторинга рисков и угроз в сфере экономической безопасности.

Так, в Институте экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации уже несколько лет осуществляются и продолжаются исследования в этой сфере и есть ощутимые практические результаты, в том числе внедряемые в деятельность на уровне Министерства экономического развития.

Селиванов А.И.

Другие новости и статьи

« От «Философии» глобализации - к идеологии глобализма: судьба России

Михаил Михайлович Сперанский »

Запись создана: Воскресенье, 23 Сентябрь 2018 в 19:59 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика