Уголовно-правовая охрана финансовых отношений



Уголовно-правовая охрана финансовых отношений

oboznik.ru - Новая система денежного довольствия военнослужащих - 2012: приобретения и потери

Современная российская финансовая система, несмотря на достигнутые ранее успехи, столкнулась с негативным воздействием множества факторов внешней и внутренней среды, вызванных изменением геополитической обстановки, процессами глобализации, преобразованиями в политической и экономической сферах.

При этом эффективность уголовной политики в области охраны финансов напрямую зависит от эффективности уголовно-правовых средств борьбы с преступностью. С этой целью с момента принятия УК РФ в 1996 г. в него было дополнительно включено 12 статей, в которых установлена ответственность за посягательства на финансовые отношения, многократно вносились различные изменения юридико-технического характера в статьи УК РФ, в которых уже была регламентирована ответственность за финансовые преступления.

К тому же, несмотря на относительное снижение количества выявленных финансовых преступлений в последние годы, их количество и размер причиненного ущерба по-прежнему остаются чрезвычайно высокими. Особо следует отметить распространенность и общественную опасность противоправных деяний в банковской, валютной и налоговой сферах, а также в области расходования бюджетных средств. Негативное воздействие на финансовую систему оказывают анализируемые преступления коррупционного характера.

Анализ уголовно-правовой ситуации в сфере охраны финансовых отношений позволяет согласиться с мнением, что «проблема уголовно-правовой охраны финансовой сферы заключается не столько в дефиците самих уголовно-правовых норм», сколько в необходимости их корректировки, направленной на своевременность ответа на вновь возникающие угрозы финансовой безопасности (например, проблемы «деофшоризации», коррупции, незащищенности сферы страхования и др.) и большую согласованность с иными нормами уголовного права, нормами финансового и административного права, а также на оптимизацию практики их применения.

Примером депенализации в области финансов является закрепление права суда при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств изменить категорию преступления на менее тяжкую (ч. 6 ст. 15 УК РФ), норму о том, что наказание в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, совершившему впервые преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 56 УК РФ), введение принудительных работ как альтернативы лишению свободы (ст. 531 УК РФ), установление специальных оснований освобождения от уголовной ответственности (ст. 761 , 198, 199, 2001 УК РФ) и др.

В целом с учетом фактически назначенных судами наказаний за совершение финансовых преступлений развитие уголовно-правовой ситуации в области пенализации / депенализации характеризуется положительно, отмечаются ее постепенная и поэтапная либерализация и гуманизация, проявлением которых стали существенное снижение доли осужденных к лишению свободы, применение альтернативных лишению свободы мер, носящих восстановительный, а не карательный характер.

Характеризуя соответствие установленного комплекса прав и обязанностей правоохранительных органов поставленным перед ними целям и задачам уголовной политики в области охраны финансов, следует отметить текущую реформу правоохранительных и иных органов государственной власти. Происходящие изменения, безусловно, направлены на совершенствование механизма и системы противодействия финансовой преступности. Совершенствование правовых основ уголовной политики в области охраны финансов в обязательном порядке должно осуществляться с учетом требований юридико-технического и антикоррупционного характера.

Так, необходимо исключить: принятие нормативного правового акта за пределами компетенции органа, юридико-лингвистическую неопределенность, употребление двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, появление пробелов и коллизий правовых норм, установление необоснованно широких пределов усмотрения или возможности необоснованного применения исключений их общих правил и др.

Несмотря на имеющиеся проблемы организационноуправленческого характера (дублирование функций, недостатки системы ведомственных показателей, отсутствие должной согласованности правоохранительных и контролирующих органов в процессе выполнения оперативно-служебных задач, недостаточная профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных органов для расследования рассматриваемых преступлений), данная система находится в стадии совершенствования и в результате должна стать более эффективной.

И.А. Никитина




Другие новости и статьи

« Виды ущерба от мошенничества в сфере трудовых отношений

Женщины в политической жизни России в советский и постсоветский период »

Запись создана: Вторник, 6 Март 2018 в 19:04 и находится в рубриках Современность.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы