Рабочая молодежь блокадного Ленинграда на предприятиях города (историографический аспект)



Рабочая молодежь блокадного Ленинграда на предприятиях города (историографический аспект)

oboznik.ru - Ленинград в блокадном кольце: отвага защитников и мужество жителей

Молодежь всегда являлась и является на данный момент важной и активной социальной группой общества, которая существенно влияет на события, происходящие в стране. Так произошло и во время блокады Ленинграда. С первых дней великой отечественной войны заводы Ленинграда должны были быстро перевести производство на военный лад.

Нужно было быстро наладить выпуск различного вооружения, боеприпасов, снаряжения, новейшей техники для фронта. В условиях военного времени, когда большая часть мужского населения уходила на фронт, на предприятиях осажденного города встал вопрос о кадровых рабочих. В таком положении рабочими на предприятия шли женщины и молодежь города.

Они овладевали серьезными мужскими, порой опасными профессиями, например, фрезеровщик, токарь, сварщик, формовщик и др. Поэтому так важно изучать историю молодежи, ее роль в обществе и влияние, которое она оказывает на ход исторических событий. А в тяжелые годы блокады значимость молодежи особенно возрастала. Силы молодежи, брошенные на защиту родного города, существенно помогли одержать победу над врагом. В историографии данная проблема представлена не малым количеством работ, среди них можно выделить историков Карасева А.В. «Ленинградцы в годы блокады» [8] и Шумилова Н.Д. «В дни блокады» [13]. Стоит отметить работы Г.А. Куманева «Советский тыл фронту. 1941–1945 гг.» [9], «Трудовой подвиг комсомола в Великой Отечественной войне» [10], «Блокада Ленинграда. 900 героических дней. 1941–1945 гг. Исторический дневник» [11] и работы А.Р. Дзенискевича «Накануне и в дни испытаний. Ленинградские рабочие в 1938–1945 гг.» [3] и «Фронт у заводских ворот. Малоизученные проблемы обороны Ленинграда. 1941–1944 гг.» [4].

В своих работах Куманев отразил в мельчайших подробностях появление и развитие трудовой инициативы рабочей молодежи Ленинграда в ходе Великой отечественной войны. Дзенискевич в свою очередь раскрывает связь между особенностями формирования ленинградского отряда советского молодежного рабочего класса и его подвигом в период обороны города на Неве. Целью данной статьи является изучение, и осмысление подвига молодежи, позволяющее использовать данный опыт для воспитания современного поколения подростков, воспитания в них уважения к Родине, патриотизма и мужества. Осажденный Ленинград терял свои ресурсы и силы с каждым днем блокады. В начале 1942 г. на ходу оставалась лишь одна электростанция, работавшая на торфе. Крупнейшие оборонные предприятия города вынуждены были остановить производство уже в декабре. В литейном цехе Кировского завода это случилось 20 декабря, когда шла разливка стали по формам для снарядов. Зимой 1941–42 г. было законсервировано 270 фабрик и заводов.

Из 68 ведущих предприятий оборонной, судостроительной и машиностроительной промышленности действовало лишь 18, да и то не на полную мощность. Жестокая зима уносила жизни одну за одной. Началась экстренная эвакуация жителей. При такой ситуации, конечно, образовался катастрофический дефицит рабочей силы, квалифицированных кадров. Эту проблему решили с помощью военнослужащих, которые помимо фронта, работали на заводах, а также с помощью молодежи. 12–15-летние девчонки и мальчишки пришли на заводы, чтобы помочь своему городу и своей стране одолеть врага. Еще в сентябре 1941 года спустя немного больше, чем неделя после осаждения города: 17 сентября ВЛКСМ обратился к ленинградской молодежи с посланием: «Озверевшая банда германских фашистов стремится захватить наш Ленинград, овладеть фабриками, заводами, осквернить нашу культуру, залить кровью улицы и проспекты города. Гитлеровские выродки хотят отнять у советской молодежи честь, свободу и жизнь.

Молодые ленинградские рабочие и работницы! Доблестные защитники нашего города ждут от вас новых танков, пушек, снарядов, гранат, пулеметов» [5, с. 4]. Все время блокады ленинградские заводы продолжали работать и выпускать военную продукцию, не смотря на нехватку кадров. Например, работники Кировского завода сумели в короткие сроки наладить серийный выпуск танков.

Рабочие Ижорского завода выполняли важнейшие заказы фронта, изготовлявшие корпуса танков, металлические опоры для дотов. К концу сентября 1941 г. промышленность города дала фронту свыше тысячи пушек, более 2,5 тыс. минометов, сотни противотанковых орудий, пулеметов и другого вооружения. В Ленинграде работало семь судостроительных заводов, где за годы блокады отремонтировали более тысячи кораблей. Предприятия легкой промышленности снабжали войска фронта теплым обмундированием и бельем. Швейные, меховые, обувные фабрики изготовляли шинели, полушубки, валенки, шапки-ушанки, маскировочные халаты и т.п. До наступления зимних холодов трудящиеся Ленинграда изготовили и собрали для советских воинов свыше 400 тыс. теплых вещей. Производство шло в условиях боевых действий, постоянных налетов авиации и артиллерийских обстрелов. Люди ночевали около станков.

Отопления в цехах не было. Из-за нехватки электроэнергии некоторые заводы останавливались, но производство не останавливалось ни на минуту. На заводах, для молодых рабочих, пришедших на предприятие впервые, организовывали теоретические занятия и практические работы: «На днях на заседании партийного комитета было заслушано сообщение о выполнении решения от 19 февраля 1942 года по вопросу подготовки кадров. После краткой информации культпропа парткома тов. Новикова, развернулись прения: В то время, когда цех не имел достаточного количества электроэнергии, мы проводили теоретические занятия со всеми вновь поступившими работниками, – говорил тов. Сухарь. – Занимались по программе, составленной руководством цеха. Сейчас приступили к практическому обучению. Восемнадцать станочников овладевают специальностями. На токарном участке теоретическим знаниям было уделено более 110 часов. Сейчас все ученики перешли к практической работе. Молодая стахановка-комсомолка Тося Терентьева передавала свои знания товарищам по цеху.

В короткий срок ее ученицы тт. Агапитова и Маркова освоили одну из операций. Сейчас они уже выполняют и перевыполняют нормы» [7, с. 2]. С большим желанием и рвением, с осознанием того, что над нашей страной нависла огромная угроза в лице фашистской Германии, с чувством долга и уважения ленинградская молодежь шла на производство, осваивала тяжелые профессии. Юные парни и девушки трудились, выполняли заказы фронта. Они были настроены на победу.

В газете «Патриот» от 25 июля 1942 опубликована статья о девушках, которые изъявили желание приобрести специальность формовщика. Вот пример отваги и мужества, патриотизма и любви к Родине: «Пелагея Афанасьева Субботина не струсила перед трудностями. Работая в цехе с 1938 года, она часто и подолгу присматривалась к уверенным движениям старых формовщиков. Подавая и убирая модели, она научилась собирать и разбирать их. Так, что, приступив к формовке, тов. Субботина не поддавалась чувству робости. Желание быть полезной, прибрести профессию одержало верх. Под руководством опытных мастеров она отлично освоила работу. Работу она полюбила и вкладывала в нее всю свою любовь к родине, всю ненависть к врагу. А фашистов тов. Субботина ненавидит, как истинная советская патриотка… Работая по-боевому, увеличивая производство фронтовой продукции, она мстит врагу, помогает нашим славным бойцам ковать победу» [6, с. 1].

Боевой настрой, веру в победу и силы молодежи поддерживала массовая общественно-политическая организация советской молодежи – Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ). Согласно Уставу ВЛКСМ в комсомол принимались юноши и девушки от 14 до 28 лет. Первичные организации ВЛКСМ создавались на предприятиях. Задачами комсомольских организаций являлось поддержание духа молодежи, вовлечение в политическую жизнь сраны и др. На совещании секретарей комсомольских организаций промышленных предприятий в 1942 г. обсуждались задачи по работе с молодежью: «Нам надо улучшить персональную работу с каждым членом ВЛКСМ и молодежью. Нам надо здесь проводить работу через группы, через комсогруппы, через проведение бесед, через вызов, индивидуальные беседы, через изучение быта, через контроль, через изучение настроений, высказываний и за каждого молодого человека, каждого комсомольца.

Проводя работу по политическому воспитанию молодежи – следует всю нашу работу направить на обеспечение активно участия молодежи на выполнение заказов фронта, на укрепление дисциплины, на развертывание соц. соревнования. Нам надо, вовлечь всю молодежь в соц. соревнование обеспечить авангардную роль молодежи на производстве и конкретно добиться того, чтобы каждый молодой человек, в первую очередь, каждый комсомолец и комсомолка выполняли на производстве не менее 150%. Пока что так. Учитывая, что некоторая часть была дистрофики» [12].

Комсомольская организация занималась не только поддержанием духа молодежи, но их воспитанием и организацией труда. Свидетельствует этому Стенограмма совещания секретарей комсомольских организаций промышленных предприятий города Ленинграда, на которой говорилось об обмене опытом среди рабочей молодежи и реализации решения Горкома комсомола от 12.10.1942 г. «Об ответственности за организацию труда, быта и воспитание молодых рабочих промышленных предприятий» [12]. На плечи молодежи, пришедшей на предприятия взамен призванных в армию выпала не легкая работа, на их плечи легла большая часть фронтовых заказов. В это тяжелое время комсомольцы выдвинули лозунг: «Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт!». «Комсомол Ленинграда, созданный Лениным, выпестованный Сталиным, дает священную клятву. Мы сделаем все, что в наших силах, всю энергию нашу, всю волю отдадим мы, всем пожертвуем, чтобы отстоять любимый наш город от варварского нашествия. В этом клянутся комсомольцы, идущие на фронт. В этом клянутся комсомольцы, работающие на заводах и фабриках» [2, с. 4].

В двухнедельном военно-физкультурном журнале ЦК и МК ВЛКСМ для советской молодежи «Смена» за сентябрь 1941 г. были опубликованы статьи о трудовых подвигах ленинградской молодежи: «Их много, героев трудового фронта. Вот Николай Петров – токарь завода «Большевик», скромный молодой парень, комсомолец. Он хорошо работал на заводе и до войны: изготовить 20 деталей за смену – не шутка! Но это было до войны.

Теперь надо работать по-иному, нужно напрячь все силы. И теперь, когда Петрову поручили срочный заказ, он сделал 73 детали не за три с лишним смены, как это было бы раньше, а все 73 детали за одну смену. На заводе «Большевик» 246 комсомольцев. Из них 118 перевыполняют норму больше чем на 150 процентов. Цифры, сухие цифры! А сколько за этими цифрами горячей энергии, решимости, молодого энтузиазма! Их много, этих скромных героев. На заводе имени Марти комсомолец Александров вырабатывает три нормы, а молодой токарь Зябко за 60 часов выполняет работу, на которую прежде полагалось 210 часов» [2, с.5]. Молодежь объединял всеобщий патриотизм! Естественно, в этом деле следует учитывать серьезную пропагандистскую и агитационную работу, проводимую с молодежью в период войны.

В этом же журнале «Смена» за февраль 1942 г., опубликована статья «Все силы на разгром врага!», в которой говорится о трудовом поры рабочей молодежи: «Начало февраля 1942 года. Страна охвачена трудовым порывом. Мысль, что фронт ждет оружия, боеприпасов, бензина, угля, заставляет токаря быстрее обтачивать деталь, а сталевара больше варить стали. По почину комсомола, решившего достойно отметить славную 24-ю годовщину Красной Армии, в эти дни в стране с новой силой развернулось социалистическое соревнование… На фабриках и заводах стихийно возникали фронтовые молодежные бригады. Металл поступает на Н-ский завод, производящий автоматы.

Мысль о фронте не дает покоя рукам патриотов, заставляет с особой тщательностью проверять качество боевого оружия. Комсомолец Антонов работает сейчас с утроенной энергией: чем безупречнее выпущенные из цеха автоматы, тем сильнее бушует разящий врага смертоносный огонь…» [1, с. 15]. Оживленно работа шла не только на предприятиях Ленинграда. Виталий Павлович Акатов, работник подстанции и трамвайного парка, в своих воспоминаниях пишет о нелегкой работе: «Мы жили вдвоем с матерью на Большой Разночинной. Когда я работал, мне было тринадцать лет, считался учеником монтера на подстанции. Обессиленные, мы выполняли то, что нам говорили, – с трудом, под обстрелами. Насос несешь, а он около четырех килограммов весит: на спину привяжут – и вперед. Присесть боялся, потому что встать силы не было – так прислонишься к стенке, отдохнешь чуть-чуть и дальше идешь».

Таких примеров отваги и проявления социальной активности молодежи в годы блокады много. Учащиеся университетов, школьники – вся молодежь, как один объединилась и бросила свои силы на разгром врага. Таким образом, можно сделать вывод, что ленинградская молодежь внесла неоценимый вклад в победу нашей страны. Молодежь, которая заменила товарищей, ушедших на фронт на производстве, добросовестно выполняла работу за двоих, вкладывая в работу всю ненависть к врагу, желание помочь фронту и веру в победу они выполняли заказы фронта быстрее и качественнее.

Литература

1. Все силы на разгром врага! // Смена. – 1942. № 3. С. 15–17.

2. Город Ленина непобедим! // Смена. – 1941. № 11. С. 4–6.

3. Дзенискевич А.Р. Накануне и в дни испытаний. Ленинградские рабочие в 1938–1945 гг. / А.Р. Дзенискевич. – Л.: Наука, 1990. – 322 с.

4. Дзенискевич А.Р. Фронт у заводских стен. Малоизученные проблемы обороны Ленинграда (1941–1944) / А.Р. Дзенискевич. – СПб.: Наука, 1998. – 286 с.

5. Докучаев, А. Ленинград выстоял и победил / А. Докучаев // Патриот Отечества. – 2004. – С. 44–48.

6. Зайцева, М. На формовке / М. Зайцева // Патриот. – 1942. № 7. – С. 1–3.

7. Иванов, Е. Подготовка кадров / Е. Иванов // Патриот. – 1942. – С. 3–16.

8. Карасев, А.В. Ленинградцы в годы блокады. 1941–1943 гг. / А.В. Карасев. – М.: АН СССР, 1959. – 311 с.

9. Куманев Г.А. Советский тыл фронту. 1941–1945 гг.

10. Куманев Г.А. Трудовой подвиг комсомола в Великой Отечественной войне.

11. Куманев, Г.А. Блокада Ленинграда. 1941–1944 гг. 900 героических дней: ист. дневник / Н.Я. Комаров, Г.А. Куманев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 572 с.

12. Первичная организация ВКП(б) 329-го отделения городского батальона МПВО, Ленинский район, Ленинград // ЦГАИПД СПб. Ф. Р-498. 13. Шумилов, Н.Д. В дни блокады / Н.Д. Шумилов. – М.: Мысль, 1974. – 256 с.

А.А. Ануфриева



Другие новости и статьи

« Обращения (предложения, заявления или жалобы) военнослужащих

Основные свойства и характеристики ионизирующих излучений »

Запись создана: Пятница, 28 Сентябрь 2018 в 3:38 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы