28 Сентябрь 2018

Рабочая молодежь блокадного Ленинграда на предприятиях города (историографический аспект)

oboznik.ru - Ленинград в блокадном кольце: отвага защитников и мужество жителей

Молодежь всегда являлась и является на данный момент важной и активной социальной группой общества, которая существенно влияет на события, происходящие в стране. Так произошло и во время блокады Ленинграда. С первых дней великой отечественной войны заводы Ленинграда должны были быстро перевести производство на военный лад.

Нужно было быстро наладить выпуск различного вооружения, боеприпасов, снаряжения, новейшей техники для фронта. В условиях военного времени, когда большая часть мужского населения уходила на фронт, на предприятиях осажденного города встал вопрос о кадровых рабочих. В таком положении рабочими на предприятия шли женщины и молодежь города.

Они овладевали серьезными мужскими, порой опасными профессиями, например, фрезеровщик, токарь, сварщик, формовщик и др. Поэтому так важно изучать историю молодежи, ее роль в обществе и влияние, которое она оказывает на ход исторических событий. А в тяжелые годы блокады значимость молодежи особенно возрастала. Силы молодежи, брошенные на защиту родного города, существенно помогли одержать победу над врагом. В историографии данная проблема представлена не малым количеством работ, среди них можно выделить историков Карасева А.В. «Ленинградцы в годы блокады» [8] и Шумилова Н.Д. «В дни блокады» [13]. Стоит отметить работы Г.А. Куманева «Советский тыл фронту. 1941–1945 гг.» [9], «Трудовой подвиг комсомола в Великой Отечественной войне» [10], «Блокада Ленинграда. 900 героических дней. 1941–1945 гг. Исторический дневник» [11] и работы А.Р. Дзенискевича «Накануне и в дни испытаний. Ленинградские рабочие в 1938–1945 гг.» [3] и «Фронт у заводских ворот. Малоизученные проблемы обороны Ленинграда. 1941–1944 гг.» [4].

В своих работах Куманев отразил в мельчайших подробностях появление и развитие трудовой инициативы рабочей молодежи Ленинграда в ходе Великой отечественной войны. Дзенискевич в свою очередь раскрывает связь между особенностями формирования ленинградского отряда советского молодежного рабочего класса и его подвигом в период обороны города на Неве. Целью данной статьи является изучение, и осмысление подвига молодежи, позволяющее использовать данный опыт для воспитания современного поколения подростков, воспитания в них уважения к Родине, патриотизма и мужества. Осажденный Ленинград терял свои ресурсы и силы с каждым днем блокады. В начале 1942 г. на ходу оставалась лишь одна электростанция, работавшая на торфе. Крупнейшие оборонные предприятия города вынуждены были остановить производство уже в декабре. В литейном цехе Кировского завода это случилось 20 декабря, когда шла разливка стали по формам для снарядов. Зимой 1941–42 г. было законсервировано 270 фабрик и заводов.

Из 68 ведущих предприятий оборонной, судостроительной и машиностроительной промышленности действовало лишь 18, да и то не на полную мощность. Жестокая зима уносила жизни одну за одной. Началась экстренная эвакуация жителей. При такой ситуации, конечно, образовался катастрофический дефицит рабочей силы, квалифицированных кадров. Эту проблему решили с помощью военнослужащих, которые помимо фронта, работали на заводах, а также с помощью молодежи. 12–15-летние девчонки и мальчишки пришли на заводы, чтобы помочь своему городу и своей стране одолеть врага. Еще в сентябре 1941 года спустя немного больше, чем неделя после осаждения города: 17 сентября ВЛКСМ обратился к ленинградской молодежи с посланием: «Озверевшая банда германских фашистов стремится захватить наш Ленинград, овладеть фабриками, заводами, осквернить нашу культуру, залить кровью улицы и проспекты города. Гитлеровские выродки хотят отнять у советской молодежи честь, свободу и жизнь.

Молодые ленинградские рабочие и работницы! Доблестные защитники нашего города ждут от вас новых танков, пушек, снарядов, гранат, пулеметов» [5, с. 4]. Все время блокады ленинградские заводы продолжали работать и выпускать военную продукцию, не смотря на нехватку кадров. Например, работники Кировского завода сумели в короткие сроки наладить серийный выпуск танков.

Рабочие Ижорского завода выполняли важнейшие заказы фронта, изготовлявшие корпуса танков, металлические опоры для дотов. К концу сентября 1941 г. промышленность города дала фронту свыше тысячи пушек, более 2,5 тыс. минометов, сотни противотанковых орудий, пулеметов и другого вооружения. В Ленинграде работало семь судостроительных заводов, где за годы блокады отремонтировали более тысячи кораблей. Предприятия легкой промышленности снабжали войска фронта теплым обмундированием и бельем. Швейные, меховые, обувные фабрики изготовляли шинели, полушубки, валенки, шапки-ушанки, маскировочные халаты и т.п. До наступления зимних холодов трудящиеся Ленинграда изготовили и собрали для советских воинов свыше 400 тыс. теплых вещей. Производство шло в условиях боевых действий, постоянных налетов авиации и артиллерийских обстрелов. Люди ночевали около станков.

Отопления в цехах не было. Из-за нехватки электроэнергии некоторые заводы останавливались, но производство не останавливалось ни на минуту. На заводах, для молодых рабочих, пришедших на предприятие впервые, организовывали теоретические занятия и практические работы: «На днях на заседании партийного комитета было заслушано сообщение о выполнении решения от 19 февраля 1942 года по вопросу подготовки кадров. После краткой информации культпропа парткома тов. Новикова, развернулись прения: В то время, когда цех не имел достаточного количества электроэнергии, мы проводили теоретические занятия со всеми вновь поступившими работниками, – говорил тов. Сухарь. – Занимались по программе, составленной руководством цеха. Сейчас приступили к практическому обучению. Восемнадцать станочников овладевают специальностями. На токарном участке теоретическим знаниям было уделено более 110 часов. Сейчас все ученики перешли к практической работе. Молодая стахановка-комсомолка Тося Терентьева передавала свои знания товарищам по цеху.

В короткий срок ее ученицы тт. Агапитова и Маркова освоили одну из операций. Сейчас они уже выполняют и перевыполняют нормы» [7, с. 2]. С большим желанием и рвением, с осознанием того, что над нашей страной нависла огромная угроза в лице фашистской Германии, с чувством долга и уважения ленинградская молодежь шла на производство, осваивала тяжелые профессии. Юные парни и девушки трудились, выполняли заказы фронта. Они были настроены на победу.

В газете «Патриот» от 25 июля 1942 опубликована статья о девушках, которые изъявили желание приобрести специальность формовщика. Вот пример отваги и мужества, патриотизма и любви к Родине: «Пелагея Афанасьева Субботина не струсила перед трудностями. Работая в цехе с 1938 года, она часто и подолгу присматривалась к уверенным движениям старых формовщиков. Подавая и убирая модели, она научилась собирать и разбирать их. Так, что, приступив к формовке, тов. Субботина не поддавалась чувству робости. Желание быть полезной, прибрести профессию одержало верх. Под руководством опытных мастеров она отлично освоила работу. Работу она полюбила и вкладывала в нее всю свою любовь к родине, всю ненависть к врагу. А фашистов тов. Субботина ненавидит, как истинная советская патриотка… Работая по-боевому, увеличивая производство фронтовой продукции, она мстит врагу, помогает нашим славным бойцам ковать победу» [6, с. 1].

Боевой настрой, веру в победу и силы молодежи поддерживала массовая общественно-политическая организация советской молодежи – Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ). Согласно Уставу ВЛКСМ в комсомол принимались юноши и девушки от 14 до 28 лет. Первичные организации ВЛКСМ создавались на предприятиях. Задачами комсомольских организаций являлось поддержание духа молодежи, вовлечение в политическую жизнь сраны и др. На совещании секретарей комсомольских организаций промышленных предприятий в 1942 г. обсуждались задачи по работе с молодежью: «Нам надо улучшить персональную работу с каждым членом ВЛКСМ и молодежью. Нам надо здесь проводить работу через группы, через комсогруппы, через проведение бесед, через вызов, индивидуальные беседы, через изучение быта, через контроль, через изучение настроений, высказываний и за каждого молодого человека, каждого комсомольца.

Проводя работу по политическому воспитанию молодежи – следует всю нашу работу направить на обеспечение активно участия молодежи на выполнение заказов фронта, на укрепление дисциплины, на развертывание соц. соревнования. Нам надо, вовлечь всю молодежь в соц. соревнование обеспечить авангардную роль молодежи на производстве и конкретно добиться того, чтобы каждый молодой человек, в первую очередь, каждый комсомолец и комсомолка выполняли на производстве не менее 150%. Пока что так. Учитывая, что некоторая часть была дистрофики» [12].

Комсомольская организация занималась не только поддержанием духа молодежи, но их воспитанием и организацией труда. Свидетельствует этому Стенограмма совещания секретарей комсомольских организаций промышленных предприятий города Ленинграда, на которой говорилось об обмене опытом среди рабочей молодежи и реализации решения Горкома комсомола от 12.10.1942 г. «Об ответственности за организацию труда, быта и воспитание молодых рабочих промышленных предприятий» [12]. На плечи молодежи, пришедшей на предприятия взамен призванных в армию выпала не легкая работа, на их плечи легла большая часть фронтовых заказов. В это тяжелое время комсомольцы выдвинули лозунг: «Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт!». «Комсомол Ленинграда, созданный Лениным, выпестованный Сталиным, дает священную клятву. Мы сделаем все, что в наших силах, всю энергию нашу, всю волю отдадим мы, всем пожертвуем, чтобы отстоять любимый наш город от варварского нашествия. В этом клянутся комсомольцы, идущие на фронт. В этом клянутся комсомольцы, работающие на заводах и фабриках» [2, с. 4].

В двухнедельном военно-физкультурном журнале ЦК и МК ВЛКСМ для советской молодежи «Смена» за сентябрь 1941 г. были опубликованы статьи о трудовых подвигах ленинградской молодежи: «Их много, героев трудового фронта. Вот Николай Петров – токарь завода «Большевик», скромный молодой парень, комсомолец. Он хорошо работал на заводе и до войны: изготовить 20 деталей за смену – не шутка! Но это было до войны.

Теперь надо работать по-иному, нужно напрячь все силы. И теперь, когда Петрову поручили срочный заказ, он сделал 73 детали не за три с лишним смены, как это было бы раньше, а все 73 детали за одну смену. На заводе «Большевик» 246 комсомольцев. Из них 118 перевыполняют норму больше чем на 150 процентов. Цифры, сухие цифры! А сколько за этими цифрами горячей энергии, решимости, молодого энтузиазма! Их много, этих скромных героев. На заводе имени Марти комсомолец Александров вырабатывает три нормы, а молодой токарь Зябко за 60 часов выполняет работу, на которую прежде полагалось 210 часов» [2, с.5]. Молодежь объединял всеобщий патриотизм! Естественно, в этом деле следует учитывать серьезную пропагандистскую и агитационную работу, проводимую с молодежью в период войны.

В этом же журнале «Смена» за февраль 1942 г., опубликована статья «Все силы на разгром врага!», в которой говорится о трудовом поры рабочей молодежи: «Начало февраля 1942 года. Страна охвачена трудовым порывом. Мысль, что фронт ждет оружия, боеприпасов, бензина, угля, заставляет токаря быстрее обтачивать деталь, а сталевара больше варить стали. По почину комсомола, решившего достойно отметить славную 24-ю годовщину Красной Армии, в эти дни в стране с новой силой развернулось социалистическое соревнование… На фабриках и заводах стихийно возникали фронтовые молодежные бригады. Металл поступает на Н-ский завод, производящий автоматы.

Мысль о фронте не дает покоя рукам патриотов, заставляет с особой тщательностью проверять качество боевого оружия. Комсомолец Антонов работает сейчас с утроенной энергией: чем безупречнее выпущенные из цеха автоматы, тем сильнее бушует разящий врага смертоносный огонь…» [1, с. 15]. Оживленно работа шла не только на предприятиях Ленинграда. Виталий Павлович Акатов, работник подстанции и трамвайного парка, в своих воспоминаниях пишет о нелегкой работе: «Мы жили вдвоем с матерью на Большой Разночинной. Когда я работал, мне было тринадцать лет, считался учеником монтера на подстанции. Обессиленные, мы выполняли то, что нам говорили, – с трудом, под обстрелами. Насос несешь, а он около четырех килограммов весит: на спину привяжут – и вперед. Присесть боялся, потому что встать силы не было – так прислонишься к стенке, отдохнешь чуть-чуть и дальше идешь».

Таких примеров отваги и проявления социальной активности молодежи в годы блокады много. Учащиеся университетов, школьники – вся молодежь, как один объединилась и бросила свои силы на разгром врага. Таким образом, можно сделать вывод, что ленинградская молодежь внесла неоценимый вклад в победу нашей страны. Молодежь, которая заменила товарищей, ушедших на фронт на производстве, добросовестно выполняла работу за двоих, вкладывая в работу всю ненависть к врагу, желание помочь фронту и веру в победу они выполняли заказы фронта быстрее и качественнее.

Литература

1. Все силы на разгром врага! // Смена. – 1942. № 3. С. 15–17.

2. Город Ленина непобедим! // Смена. – 1941. № 11. С. 4–6.

3. Дзенискевич А.Р. Накануне и в дни испытаний. Ленинградские рабочие в 1938–1945 гг. / А.Р. Дзенискевич. – Л.: Наука, 1990. – 322 с.

4. Дзенискевич А.Р. Фронт у заводских стен. Малоизученные проблемы обороны Ленинграда (1941–1944) / А.Р. Дзенискевич. – СПб.: Наука, 1998. – 286 с.

5. Докучаев, А. Ленинград выстоял и победил / А. Докучаев // Патриот Отечества. – 2004. – С. 44–48.

6. Зайцева, М. На формовке / М. Зайцева // Патриот. – 1942. № 7. – С. 1–3.

7. Иванов, Е. Подготовка кадров / Е. Иванов // Патриот. – 1942. – С. 3–16.

8. Карасев, А.В. Ленинградцы в годы блокады. 1941–1943 гг. / А.В. Карасев. – М.: АН СССР, 1959. – 311 с.

9. Куманев Г.А. Советский тыл фронту. 1941–1945 гг.

10. Куманев Г.А. Трудовой подвиг комсомола в Великой Отечественной войне.

11. Куманев, Г.А. Блокада Ленинграда. 1941–1944 гг. 900 героических дней: ист. дневник / Н.Я. Комаров, Г.А. Куманев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 572 с.

12. Первичная организация ВКП(б) 329-го отделения городского батальона МПВО, Ленинский район, Ленинград // ЦГАИПД СПб. Ф. Р-498. 13. Шумилов, Н.Д. В дни блокады / Н.Д. Шумилов. – М.: Мысль, 1974. – 256 с.

А.А. Ануфриева

Другие новости и статьи

« Минин и Пожарский - спасители Отечества

Основные свойства и характеристики ионизирующих излучений »

Запись создана: Пятница, 28 Сентябрь 2018 в 3:38 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика