Исторические аспекты разработки и принятия конституции 1993 года
Конституция занимает важнейшее место в жизни любого современного общества. Это связано в первую очередь с тем, что она регулирует сложные общественные отношения, а также взаимоотношения общества и государства, закрепляет основы политической системы и принципы организации государственной власти. Конституция, безусловно, для любого государства является основополагающим фундаментом, на котором строится его правовая и политическая система.
Так как Конституция – это неотъемлемая часть демократического государства, то ее принятие и дальнейшая реализация показывают стабильность и определенность в развитии общественных отношений. Любое современное развитое государство имеет в качестве основного закона, который регулирует главные вопросы общественной жизни, конституцию, что является признаком уровня развития данного государства. Исключением можно считать лишь Великобританию, в которой нет единого и кодифицированного основного закона, но при этом она располагает комплексом юридических актов, а также традиций, которые можно считать аналогом конституции.
Есть примеры государств, руководствующихся одним основным законом на протяжении всей своей истории, но есть и такие, которые по причине сложных общественно-политических условий, меняющихся политических курсов, векторов своего развития, вынуждены изменять свои конституции. К таким можно отнести и Российскую Федерацию.
Несмотря на то, что с момента принятия Конституции Российской Федерации прошло уже более двадцати трех лет, она не потеряла своей значимости и актуальности для страны. Особый интерес представляют предпосылки ее создания, непосредственно история разработки Конституции, борьба множества конституционных проектов, деятельность в процессе ее разработки видных политических деятелей, проведение референдума, а именно его неоднозначный и спорный характер. В конечном итоге общественное отношение к новой Конституции, исторические и правовые последствия ее принятия для Российской Федерации. Россия за свою длительную историю знает о пяти Конституциях, несмотря на многочисленные попытки внедрения конституционных проектов, таких как кондиции при Анне Иоанновне, а также некоторые проекты декабристов, до начала XX века Россия не знала ни одного основного закона.
Зато XX век стал наиболее значимым для развития конституционализма России. Стремительное государственное развитие и бурная политическая деятельность государственных властей предоставило России пять Конституций 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г. Сроки действия Конституций различны, это последовательно 7 и 12 лет, свыше 40 лет и 15, Конституция 1993 г. в настоящий момент находится действующим законом Российской Федерации. Проанализировав период действия Конституций, мы можем сказать, что каждая из них отражала особенности устройства государства в определенный период времени. Их принятие знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление в развитие прежних [4, с. 79-89]. Конституции РСФСР 1918 г., 1925 г., 1937 г. и 1978 г. являлись советскими социалистическими. Между ними прослеживается особая преемственность, заключающаяся в сохранении социалистических ценностей, советской власти и идеологии, главенствующей роли рабочего класса, являющегося движущей силой советского государства.
После распада СССР для России начался переломный момент, несмотря на это, вопрос о дополнении и некотором изменении Конституции поднимался еще в 1989 г., это говорит о том, что предшествующая Конституция 1978 г. уже не соответствовала новым реалиям жизни, а во многих своих положениях даже тормозила процесс развития российского государства. Таким образом, в связи с крупными изменениями такими, как распад СССР, для России вопрос создания новой Конституции имел главенствующее значение, потому что именно от нового основного закона государства зависело дальнейшее развитие России, ее положение на мировой арене, и внутреннее устройство, дальнейшее демократическое развитие.
Решение о необходимости подготовки новой Конституции России было принято на I Съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 года. За разработку проекта Конституции отвечала Конституционная Комиссия во главе с Б.Н. Ельциным. Одновременно с работой Конституционной Комиссии, многие политические силы, прибегая к праву конституционной инициативы, выдвигали свои проекты. Уже к 1993 г. насчитывалось непосредственно около десяти новых проектов. Наиболее крупными и известными из них были проекты Российской христианско-демократической, партии и партии конституционных демократов РФ, Российского Движения демократических реформ, проект, созданный рабочей группой под руководством С.М. Шахрая, а также два проекта коммунистов: проект РКРП и проект депутатов Верховного Совета РФ, придерживающихся коммунистических убеждений [2]. В 1991 г. Б.Н. Ельцин занял пост Президента России и сразу же подверг критике работу Конституционной Комиссии. Возможность расширения своих властных полномочий, подвигло Б.Н. Ельцина пересмотреть положение Президента в новой государственной системе.
В связи с этим, представленные на Съездах народных депутатов возможные конституционные проекты были отправлены на доработку. Предполагалось, что создание Конституции будет скорым, но вспыхнувший в стране кризис власти, а также нестабильное состояние общества значительно замедлили этот процесс. Разразившийся в 1993 г. политический кризис был вызван неспособностью договориться между двумя ветвями власти, законодательной и исполнительной, он показал, что представления о политической системе и дальнейшем пути развития России коренным образом рознятся между этими двумя движущими политическими силами.
Испытывая недовольство работой Конституционной Комиссии, Б.Н. Ельцин начинает работу над собственным конституционным проектом – президентским. И уже 5 мая 1993 г. данный проект был опубликован в ряде центральных российских газет. Президентский проект готовился группой С.С. Алексеева. В ее состав входили такие видные политические деятели, как А.А. Собчак, С.М. Шахрай, В. Туманов и другие. В процессе создания авторы использовали различные материалы других составителей, а также непосредственно некоторые положения и из проекта Конституционной Комиссии.
Но отличительной чертой президентского проекта является наличие упрощенных формулировок. Президент в проекте группы С.С. Алексеева фактически выведен за пределы трех ветвей власти и становится над ними [3, с. 98]. В проекте Конституционной Комиссии напротив гарантией и основным условием сохранения демократии, прав и свобод личности служит такое взаимоограничение ветвей власти, при котором ни одной из них верховенства не отдается [3, с. 76–80]. Работа над конституционными проектами подходила к своему непосредственному завершению. В связи с этим Президент 12 мая 1993 года подписал Указ «О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ» и постановил созвать 5 июня 1993 года Конституционное Совещание для окончательного завершения подготовки новой Конституции Российской Федерации, при этом в качестве основы должен был быть использован президентский проект. В итоге проект новой российской Конституции, выработанный на Конституционном Совещании, повторил основные положения президентского проекта, но при этом внес некоторые коррективы.
Так власть Президента была в некоторой степени ограничена, а также были усилены позиции Государственной Думы. Работа Конституционного Совещания была окончена, в связи с этим возник вопрос о способе принятия Конституции. Б.Н. Ельцин внес предложения решения поставленной задачи, по его мнению, проект Конституции мог быть утвержден: Учредительным собранием, референдумом или новым Парламентом после его избрания. Но существовала и другая точка зрения, так председатель Верховного Совета России Р.И. Хасбулатов выдвинул предложение представить на референдуме три проекта Конституции: разработанный Конституционной Комиссией, Президентский и проект депутатов-коммунистов [5]. В конечном итоге было решено проводить всенародный референдум, на котором и должна была быть принята новая Конституция. Доработанный Конституционным Совещанием проект Конституции был передан на подпись Президенту.
Проект был подписан Б.Н. Ельциным 8 ноября в 15 часов 15 минут, затем передан в Центральную избирательную комиссию для дальнейшей организации и проведения по нему референдума. Таким образом, проект был опубликован 10 ноября, то есть всего за месяц до референдума, это осложнило процесс ознакомления населения с многочисленными положениями проекта, к тому же за месяц в него уже не могли быть внесены какие-либо изменения и поправки. Сомневаясь в получении необходимой поддержки от населения, Б.Н. Ельцин подписал указ, согласно которому квота для принятия новой Конституции была снижена вдвое, тем самым он нарушил закон «О референдуме».
Сам процесс организации и проведения референдума представляет собой очень сложный и неоднозначный вопрос. Это связано в первую очередь с тем, что на референдуме должен быть представлен простой акт, предполагающий голосование «за» и «против», в случае проекта Конституции на референдум был выдвинут большой и сложный по содержанию документ, за который надо было голосовать в целом.
Если кто-то был не согласен с каким-то положением проекта Конституции, то он мог только проголосовать против, отвергая одновременно и те положения, которые представлялись ему положительными. Либо наоборот – проголосовать «за» те положения, с которыми он согласен, давая жизнь и тем положениям, с которыми он не согласен [8, с. 34–38]. Таким образом, воля народа была представлена недостоверно и в искаженном виде. Данный факт ставит под сомнение легитимность Конституции, но помимо неправильного предоставления документа на референдум, под вопрос ставится непосредственно само голосование. Согласно действующему на тот момент порядку голосования, референдум можно было считать состоявшимся, если на голосование явилось более половины избирателей. На референдум 12 декабря 1993 г. явилось 54,8 процента избирателей, то есть формально все необходимые правила были соблюдены. Для принятия проекта было необходимо 50 процентов голосов от присутствующих, за принятие проекта проголосовала 58,4 процента, это тоже соответствует установленному порогу. Но стоит заметить, что количество голосов очень мало, и находится совершенно на грани, указанных рамок.
Многие специалисты в этой области считают, что Конституция Российской Федерации была принята фактически 1/3 голосов от тех, кто мог за нее голосовать. Безусловно, данный факт показывает отсутствие активности среди населения, нежелание участвовать в жизни страны, это было вызвано в первую очередь тем, что не была проведена должная работа с гражданами, не было проведено ознакомление с положениями проекта новой Конституции. Учитывая эти обстоятельства, легитимность действующей после 25 декабря 1993 года Конституции РФ представляется сомнительной. Необходимо отметить, что в период подготовки и проведения референдума были осуществлены беспрецедентные кампании в СМИ, нагнетающие обстановку, они угрожали в случае непринятия новой Конституции хаосом, гражданской войной и распадом Российской Федерации, не раз был нарушен принцип свободы агитации. Всего за несколько дней до референдума Б.Н. Ельцин в обращении к гражданам России заявил, говоря о новой Конституции РФ: «Не примем ее – получим новый виток борьбы, новые конфликты уже в Федеральном Собрании» [6].
Вопрос легитимности Конституции вызывает и тот факт, что по данным А.А. Собянина и В.Г.Суховольского Центральная избирательная комиссия Российской Федерации запрещала выдавать подробные результаты голосования, а сводные таблицы результатов голосования с разбивкой по административным единицам были опубликованы лишь в нескольких субъектах и также не подвергались огласке. Настроения в обществе также нельзя назвать однозначными, многие считали принятие новой Конституции «спасительным кругом» для дальнейшего развития России. Так Сергей Станкевич считает, что новая Конституция спасет Россию, стоящую на краю пропасти, и проголосовав 12 декабря за ее принятие, народ поможет России уйти от страшного и продолжить трудный поиск путей к лучшему [1].
Другие же придерживались консервативной точки зрения, не видя в новом основном законе Российской Федерации двигателя для дальнейшего пути развития российской государственности. Таким образом, мнения внутри общества по поводу необходимости новой Конституции разделились. В заключение, необходимо отметить, что процесс разработки и принятия новой Конституции РФ отразил различные этапы борьбы исполнительной и законодательной ветвей власти в России. Он проходил в очень трудный период российской истории, во время политического и экономического кризиса, в период становления нового государственного устройства, в связи с распадом СССР. Принятая 12 декабря 1993 года Конституция отразила установление новой политической системы, с расширенными полномочиями президента. Но неоднозначные действия некоторых представителей исполнительной власти, в частности беззаконие, допущенное Президентом в сентябре-октябре 1993 года и продолжившееся в период прямого президентского правления, поставили под сомнение легитимность действующей российской Конституции.
Это позволяет различным политическим силам даже по прошествии 20 лет после принятия документа оспаривать не только легитимность Конституции, но и сложившегося в России после ее принятия политического режима [7]. Но Конституция была необходима Российской Федерации для дальнейшего развития, это стало понятно по прошествии некоторого времени с момента ее принятия. На сегодняшний день Конституция для Российской Федерации значит очень много, несмотря на многочисленные вопросы правомерности проведенного референдума и действий видных политических деятелей.
Литература
1. Известия. – 1993. – 11 декабря.
2. Конституции Российской Федерации: Альтернативные проекты// Информ.-издат. агентство «Обозреватель». – М., 1993. – Т. 1.
3. Конституции Российской Федерации: Альтернативные проекты// Информ.-издат. агентство «Обозреватель». – М., 1993. – Т. 2.
4. Мачинский А.В. Конституция Российской Федерации: история становления и влияние на российское общество// Академический вестник. – Ростов-на-Дону, 2012. – № 1. С. 79–87.
5. Правда. – 1993. – 29 мая.
6. Рос. газ. – 1993. – 10 декабря.
7. Тарасова Е.А. Проблемы принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года // Государство и право. – СПб, 2013. – № 4.
8. Шагиева Р.В. Теоретические основы исследования Конституции РФ 1993 года (навстречу 20-летию российского Основного закона) // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. – М., 2012. – № 4. С. 34–38.
М.В. Камышлова
Другие новости и статьи
« Футурология: от пророчеств к реальности
Этапы медицинской эвакуации и оказание медицинской помощи в войсках 40-й Армии »
Запись создана: Вторник, 9 Октябрь 2018 в 13:37 и находится в рубриках Современность.
метки: конституция
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика