«Ремезовская летопись» как исторический источник
Поход Ермака является одним из ключевых событий в истории не только Сибири, но и всей России, потому как именно с этого похода начался многолетний процесс колонизации Сибири. Актуальность данной работы состоит в том, что летописи – это наиболее яркий и полный исторический источник, который может рассказать обо всех сторонах тех или иных фактов, явлений и процессов. Летопись С.У. Ремезова повествует не только о покорении Ермаком Сибири, но и о предыстории этого похода и мотивах Ермака.
Однако труд тобольского летописца, как исторический источник, привлекал к себе внимание только историков дореволюционного и советского периода, а современные исследователи практически не уделяют внимание этому источнику. Цель исследования – показать информационный потенциал «Ремезовской летописи» как исторического источника. Для раскрытия поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить историю открытия летописи; определить авторство летописи; определить источники летописи, которые привлекал С.У. Ремезов; изучить на основе источников вопрос о хронологии летописи; показать на основе летописи деятельность Ермака до похода в Сибирь; определить роль Строгановых в организации похода Ермака.
Объект исследования – письменные источники. Предмет – «Ремезовская летопись» как исторический источник. Методы исследования – текстологический анализ летописи, историко-сравнительный (сравнение данных «Ремезовской летописи» с другими источниками). «История Сибирская», «Летопись Сибирская краткая Кунгурская», «Тобольская летопись» – это неполный перечень названий летописи, которая в наше время чаще всего упоминается как ««Ремезовская летопись» «. Этот уникальный исторический источник был обнаружен Герхардом Фридрихом Миллером – российским историком,археологом и этнографом немецкого происхождения.
Стоит отметить, что Миллер долгое время находился в Сибири, путешествуя по городам и крепостям, работая в местных архивах и библиотеках. В 1741 году Миллер посетил Тобольск, где ему удалось найти и выкупить летопись, впрочем, дискуссии о конкретной дате открытия летописи ведутся и сегодня. В промемории в Сибирскую губернскую канцелярию от 13 марта 1741 года Г.Ф. Миллер упоминал: «Понеже я нашел у тобольского посадцкого человека Федора Пименова книгу рукописную – Летописец о сибирской истории с рисунками, которая к моим делам потребна, и впредь надлежит ее охранить в императорской библиотеке для справки, того ради требуется, чтоб соблаговолено было оную книгу Летописец у него, Пименова, купить и выдать ему из казны деньги по настоящей цене, по которой он Пименов, сам ее купил» [3, с. 112]. Исходя из этого сообщения, можно сделать вывод о том, что Пименов не был первоначальным владельцем этой летописи, он приобрел ее у прежнего владельца, личность которого неизвестна. Свою находку Миллер привез в 1744 году в Санкт-Петербург и передал ее в Академическую библиотеку, где она хранится и сегодня.
Относительно времени составления основной части летописи историки выдвигают примерный период – конец XVII века. А.И. Андреев предложил более точную дату – 1696–1697 гг., верхняя граница – 1715–1734 гг. [1, с. 254–257] . Говоря об авторе летописи – Семене Ульяновиче Ремезове, нельзя не отметить, что этот человек внес огромный вклад в изучение истории Сибири. Семейство Ремезовых обосновалось в Сибири примерно в 20-е годы XVII века, в то время, когда еще оставались в живых некоторые участники похода Ермака. Дед и отец Ремезова собирали ясак, в местностях близ Тобольска, затем и сам С.У. Ремезов занимался сбором [8]. Однако, в исторической науке он известен, прежде всего, как составитель подробнейшей карты местности Сибири и описаний сибирских народов, Ремезов приобретал летописи более раннего периода, составлял хронограф, по проекту Семена Ульяновича был возведен первый каменный Кремль в Сибири – Тобольский Кремль. И это далеко не весь список заслуг тобольского историка, однако, в нашей статье речь будет идти исключительно о летописи, составленной Ремезовым.
Первая источниковедческая критика рукописи, которую дал сам Г.Ф. Миллер, показала, что летопись содержит в себе основные статьи и добавленные. Всего в летописи насчитывается 157 статей, однако пронумерованы они только до 154, это связано с тем, что Ремезов пропустил номера 83, 88, 103. Также Миллер выявил два разных почерка и разный характер графики в летописи [3, с. 113]. Вокруг этого положения велись дискуссии, как в дореволюционной историографии, так и в советской, выдвигались различные точки зрения. А.Ф. Бычков провел подробный анализ литтореи и щитов, помещенных под этими надписями. Центральная надпись гласила: «писал Семен Ремезов», под надписью щит с соответствующими буквами: «ПСУР» (писал Семен Ульянович Ремезов) [3, с. 113]. Другой исследователь – В.В. Майков считал, что в написании летописи участвовали сыновья Ремезова. А.И. Андреев наоборот опровергал эту точку зрения и указывал на точное истолкование надписей: С.У. Ремезов – автор летописи [1, с. 253]. Последняя статья источника указывает на единственного автора, чье имя обозначено в литторее: «Имя же мое знаком сим зовом с природными прослытии в Сибирьсьтей стране в началном граде» [7, с. 366].
Итак, в самой летописи говорится, что ее автор – Семен Ремезов. На чем же основывался Семен Ульянович при составлении летописи? «История Сибирская» составлена на основе другой летописи более раннего периода, которая названа Есиповской летописью. По мнению Бахрушина С.В., Ремезовым был переработан текст Есиповской летописи в соответствии с литературными вкусами, установившимися в конце XVII века [3]. Также стоит отметить, что Семен Ульянович включил в состав своего повествования части другой летописи, которую он озаглавил как «Летопись Сибирская краткая Кунгурская». Опираясь на данные «Кунгурской летописи» Ремезов повествует о сражении казаков с князьком Лабутой у Поганого озера практически дословно – в «Ремезовской летописи»: «Июля в 1 день того же году (7091) ездили воевати по Тавде: взял Лабутанский городок, князька Лабуту с богатством и Паченку и на Паченке бой велийбе, яко Поганое озеро наполнил трупами» [7, с. 325]; в Кунгурской летописи: «(70) 87 году… погребоша вверх по Тавде реке, воюя…Лабутана со княжцы… бишася и безвозвратно до Паченки, и тут великий бой бысть…наполниша трупом озеро, и то словет и доныне…Поганое» [5, с. 81].
Большинство исследователей сходны во мнении, что вставки из Кунгурской летописи были сделаны позднее основного текста, основанного на Есиповской летописи, потому как Ремезов сделал свою находку во время работ, которые он проводил в Кунгуре в 1703 году. Таким образом, «История Сибирская» была создана на основе как минимум двух более ранних источников, которые Ремезов либо вклеивал в свою летопись, либо опирался на их данные и составлял текст своей летописи. Другой немаловажный вопрос, который мы хотели бы затронуть в работе – это вопрос о датировке похода Ермака в «Ремезовской летописи», который до сих пор остается открытым, потому как источники предоставляют противоречивые сведения.
Так, Карамзин, основываясь на Строгановской летописи, считал, что поход начался 1 сентября 1581 года [8]. Эта точка зрения долгое время считалась единственно верной, ее можно обнаружить в трудах С.М. Соловьева, С.Б. Бахрушина, А.И. Андреева, А.А. Преображенского и других. Однако, по данным «Ремезовской летописи», поход Ермака начался «в 87-м (7087) году июня 12 день поидоша по Чюсовой вверх до Тагильского волока боем» [7, с. 313]. Исходя из данных Ремезова, поход начался в 1579 году. Стоит отметить, что «История Сибирска» относится к третьему хронологическому пласту, т. е. к группе источников, созданных более чем через 100 лет после похода.
Обращаясь к источникам второго хронологического пласта – Есиповской летописи, мы узнаем, что Ермак двинулся в Сибирь: « в лето 7089 при державе благочестивого царя», а в столицу хана Кучума прибыли «Ермак с товарыщи в лето 7089 году октября в 26 день» [4]. Итак, начало 7089 года соответствует 1 сентября 1581 года. Другой источник – «Книга записная» подтверждает данные Есипова с небольшой поправкой: «7088 – го году во исходе пришел атаман Ермак Тимофеев в Сибирь и Сибирское царство взял в лето 7089 году октября в 26 день» [8, с. 154]. Таким образом, ранние тобольские летописные источники опровергают традиционную дату похода. Р.Г. Скрынников настаивает на том, что данные Строгановской летописи наиболее объективны, так как ее составитель опирался на архивные данные [8, с. 155]. Возможно, эта точка зрения является верной, однако, как уже отмечалось ранее, общего мнения по этому вопросу нет и нельзя упускать из внимания другие варианты датировок, включая вариант «Ремезовской летописи». Большую часть летописи составляет описание похода, битв и деятельности Ермака в покоренных землях. Этот аспект является наиболее изученным в научной литературе. Но вместе с тем, остается неосвещенным вопрос о жизни Ермака до похода.
Сведения летописи довольно скудны, но способны сформировать некое представление об этом периоде жизни атамана. «Ремезовская летопись» повествует о том, чем промышлял Ермак до похода: «Собрании вои в лето 7086 и 7 с Ермаком с Дону с Волги и с Еику, из Астрахани, ис Казани ворующе, разбиша государевы казенные суды, послов и бухарцев на усть Волги реки и сълышапосланых от царя с казнью…» [7, с. 312]. То же самое говорит о Ермаке и Кунгурская летопись. Строгановская летопись упоминает следующее: «…Ермака Тимофеева с соратниками, которые на Волге, на переправах, ногайцев и ордобазарцев разбивают и грабят и очень удачливо на Волге разбойничают» [6, с. 119–120]. Следовательно, Ермак со своим отрядом промышлял грабежами и, дабы избежать казни, отправился в поход, однако, Есиповская летопись об этом не говорит: «Избра Бог не от славъных муж, царска повеления воевод, и вооружи славою и ратоборством атамана Ермака Тимофеева сына и с ним 540 человек» [4]. Следуя данным «Ремезовской летописи», Миллер называл Ермака и его дружину «Разбойниками с большой дороги». По мнению М.В. Ломоносова, подобное представление о Ермаке всего лишь миф, который нашел отражение в более поздних источниках, а сам он говорил: «Ермаку в рассуждении завоевания Сибири воровства не приписывать» [8]. Организуя поход, Ермаку и его отряду необходимо было снаряжение.
В роли своеобразных «спонсоров» выступили русские купцы и промышленники Строгановы. В вопросе о роли Строгановых в организации экспедиции Ермака «Ремезовская летопись» дает следующую информацию: «Ермак побеже вверх по Волге и по Каме и…многие запасы у Строгановых, ружье и вожей взял и бежа по Чюсовой…» [7, с. 314]. Более ярко роль Строгановых описана в Строгановской летописи. В летописи указывается, что именно Строгановы являются инициаторами похода: «В 1579 году, 6 апреля, Семен, Максим и Никита Строгановы узнали от надежных людей об удали и бесстрашии волжских казаков и атаманов, Ермака Тимофеева с соратниками<…>Послали к ним людей своих с письмом и с многочисленными подарками, а приказали их приглашать к себе честь по чести и на добровольных началах, чтобы шли к ним в Чусовские городки и крепости для защиты их от нечестивых врагов» [6, с. 118–119]. О снаряжении экспедиции Ермака Строгановская летопись повествует следующее: «…и удоволили их вознаграждением и в различные доспехи облачили их вооружением – пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным в достатке снабдили их, и проводников, знающих тот сибирский путь, и переводчиков с басурманского языка им дали и отпустили их в Сибирскую землю с миром» [6, с. 118–119].
Вероятно, Строгановы хотели выделить ключевую роль своего семейства в покорении Сибири. Опираясь на данные источников, стоит отметить, что Строгановы безусловно участвовали в снаряжении и организации отряда ермаковцев, однако в «Ремезовской летописи» эта роль сводится к минимуму, а в Строгановской – наоборот ярко выражается. Подводя итог, стоит отметить, что С.У. Ремезов, безусловно, внес огромный вклад в сохранение и передачу знаний о походе Ермака Тимофеева, а «История Сибирская» это один из ключевых источников, повествующих о походе Ермака. Она основана на другом летописном источнике – «Есиповской летописи» и, даже содержит в себе вставленные части «Кунгурской летописи». Основываясь на этом положении, Р.Г. Скрынников называл С.У. Ремезова «первым историографом Сибири» [8].
Летопись имеет хронологию, отличную от общепринятой точки зрения. Вероятно, это связано с тем, что Ремезов привлекал источники, которые были составлены, опираясь на показания самих очевидцев. По замечанию того же Р. Г. Скрынникова участники похода могли ошибаться в датировке, потому что они давали свои свидетельства спустя большое количество времени. Помимо этого, летопись открывает нам данные о деятельности Ермака до организации похода – воровство и грабеж судов. В вопросе о роли купцов Строгановых «История Сибирская» также немногословна, но приводит сведения об участии и некоторой помощи со стороны купцов. В завершении необходимо отметить, что «Ремезовская летопись» является важным нарративным источником о завоевании Сибири и требует дальнейшего изучения.
Литература
1. Андреев А.И. Очерки по источниковедению Сибири. Вып.
2. XVIII век (первая половина). Л.: Наука, 1965. 363 с. 2. Бахрушин С.В. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI и XVII вв. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1927. 198 с.
3. Гольденберг Л.А. Семен Ульянович Ремезов. Сибирский картограф и географ. М.: Наука, 1965. 260 с.
4. Есиповская летопись (Основная редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newchron.narod.ru/texts/esip.html#07 (дата обращения: 27.03.2017).
5. Краткая Сибирская летопись (Кунгурская). СПб.: Типография Ф.Г. Елеонского и Ко, 1880. 90 с.
6. Летописи сибирские / сост. и общ. ред. Е.И. Дергачевой-Скоп. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991. 272 с.
7. Сибирские летописи. СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1907. 465 с. 8. Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. 2–е изд., испр. и доп. Новосибирск: Наука, 1986. 317 с
В.В. Лесниченко
Другие новости и статьи
« Историческая психология русского народа
Управленческая деятельность П.А. Столыпина »
Запись создана: Среда, 14 Июль 2021 в 0:17 и находится в рубриках Современность.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика