Школьный учебник как средство формирования у школьников исторических представлений



Школьный учебник как средство формирования у школьников исторических представлений

oboznik.ru - Кризис преподавания истории

Представления – это элемент знания, сущность которого исследовалась в психологии. На основе выводов психологической науки в методике обучения истории было сформулировано определение исторических представлений, под которыми понимаются отраженные в сознании человека исторические факты в виде системы образов [2, с. 79].

Уже в 5 классе школьники начинают изучать историю, и первым курсом этого предмета становится история Древнего мира. Поэтому очень важно на первом этапе изучения истории заложить прочный фундамент для дальнейшего процесса обучения. Важную роль в формировании у школьников представлений о жизненных фактах прошлого играет школьный учебник, так как он используется на этапах изу чения новой темы и выполнения домашнего задания.

Следовательно, учебник истории должен быть ориентирован на создание образов и представлений. В настоящее время проблема, связанная со школьными учебниками очень актуальна, так как существует большое количество учебников по истории Древнего мира, многие из которых входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования. При этом, в некоторых современных учебниках мы видим неоправданное стремление уже в начале систематического обучения истории формировать у школьников исторические понятия, раскрывать причинноследственные связи в ущерб формированию конкретных исторических образов. В нашей работе будут проанализированы три школьных учебника истории Древнего мира из этого перечня: Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. – М.: «Русское слово», 2013; Уколова В.И. История. Древний мир. – М.: «Просвещение», 2014; Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история.

История Древнего мира. – М.: «Просвещение», 2015. Для более углубленного анализа учебников необходимо сформулировать критерии: 1) Соответствие содержания учебника возрасту учащихся. 2) Выделение системы образов в учебнике. 3) Включение в учебник материалов, способствующих образному восприятию материала (иллюстрации, документальный материал, текстовый компонент). 4) Наличие цифрового материала 5) Наличие заданий, ориентированных на формирование у школьников представлений о жизненных фактах прошлого. Учебник Ф. А. Михайловского по объему составляет 293 страницы, в среднем один параграф рассчитан на 5 страниц. Содержание параграфов строится в основном на фактическом материале, который довольно сложно выстроен для понимания.

Например, в параграфе «Древнейшие цивилизации Индии и Китая» повествование начинается так: «Первые государства в Индии появились за 2 тысячи лет до н. э., то есть на 1000 лет позднее чем в Междуречье или Египте. В Китае цивилизация возникла еще через 500 лет» [3, с. 61]. Такое изложение исторических фактов запутает школьников, которые еще не достаточно хорошо ориентируются во времени. Вероятно, автор учебника предполагает работу с лентой времени. Кроме того, в тексте параграфов отсутствуют определения термина, как в самом тексте параграфа, так и в его конце.

Поэтому учащимся будет сложно воспринимать информацию, так как они не будут понимать, о чем идет речь в тексте. При этом, в учебнике соблюдается одно из условий формирования представлений о жизненных фактах прошлого – выделяется система образов. Например, в параграфе «Древняя Палестина», в пункте «Царство Саула и Давида» автор приводит библейскую легенду о битве филистимлянина Голиафа и еврея Давида. Однако эти образы раскрываются недостаточно ярко: «Давид – в юности пастух, затем музыкант в свите Саула, и наконец, прославленный воин».

«Во время одной из битв из рядов филистимлян вышел воин Голиаф. Он вызвал желающих на поединок и оказался непобедимым – огромного роста, в тяжелых доспехах, с длинным копьем» [3, c. 97–98]. Это довольно краткое описание, которое не способствует формированию представления. Формирование представления о городе Вавилон является одним из немногих удачных примеров: «Разрушенный Синаххерибом Вавилон отстроили заново сразу после его смерти. При Навуходоносоре он стал самым большим городом в мире с населением около 200 тысяч человек. У Вавилона было две стены – внешняя, 8-километровая, и

внутренняя – в 5 километров. Обе стены имели множество башен, расположенных в 20 метрах друг от друга. В город вели 8 ворот, он был окружен глубоким рвом, наполненным водой, и занимал оба берега Евфрата. Две части города соединял мост длинной 123 метра. Мост был сооружен из кедра и держался на 8 опорах из обожженного кирпича» [3, с. 106].

Это более подробное описание, которое может использоваться при формировании представления о городе. Но у этого описания есть и недостатки: во-первых, приведено слишком много цифрового материала. Цифровой материал сам по себе бесполезен, он произведет больший эффект, если будет приведен в сравнении. Например: длина внутренней стены Вавилона равнялась 5 километрам, чтобы ее обойти пятикласснику понадобится примерно 2 часа. Во-вторых, отсутствует иллюстрация, которая стала бы отличным дополнением этого описания. Иллюстрации – необходимый компонент формирования образов и представлений. В учебнике к каждой теме предлагается по 3-4 иллюстрации и карта, т.е. можно говорить о систематическом применении наглядности в учебнике.

В основном автор включил в учебник изобразительную наглядность (учебные картины, репродукции и фотоматериалы) и условно-графическую наглядность (карты, схематические рисунки, аппликации). Предлагаются карты вначале каждого большого раздела. Однако, усложняет работу маленький размер изображений. Все изображения цветные и подписаны. Наглядность подобрана в соответствии с текстом параграфа. Стоит отметить наличие в учебнике легенд и мифов.

К ним предлагается ряд вопросов, которые направлены как на формирование представлений, так и на реализацию воспитательных целей урока. Эти дополнительные материалы служат неплохим эмоциональным компонентом, который направлен на создание ярких представлений посредством переживаний за главных героев. Одновременно они служат и описанием повседневной жизни или важных исторических событий. Например, в параграфе «Граждане, ученые и атлеты Греции» предлагается отрывок под названием «Повседневная жизнь древних греков». Далее учащимся дается задание: «Как выглядел древнегреческий дом? Нарисуйте его по описанию текста» [3, с. 189]. Такое задание способствует формированию представления о повседневной жизни древних греков. Стоит отметить, что в учебнике предложены разнообразные задания на предмет формирования представлений о жизненных фактах прошлого. Например: «Совершите «прогулку» по Вавилону в период его расцвета и расскажите о том, что произвело на вас самое яркое впечатление» [3, с. 108], «От лица участника событий (ахейца или троянцы) расскажите о гибели Трои» [3, с. 136].

Такие задания направлены как на воспроизведение изученного материала, так и на воспроизведение представлений, которые были сформированы при чтении параграфа. Необходимо отметить, что подобные задания встречаются каждые 2-3 параграфа, то есть задания на формирование представлений о жизненных фактах прошлого в учебнике приводятся систематически. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в учебнике Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира» соблюдены полностью 3 основные методических условия из 5: наличие системы образов, наличие в учебник материалов, способствующих образному восприятию материала (иллюстрации, документальный материал, текстовый компонент) и наличие заданий на предмет формирования представлений о жизненных фактах прошлого. Содержание учебника не соответствует возрасту пятиклассников. Учебник В.И. Уколовой «История. Древний мир» по объему составляет 159 страниц, один параграф занимает 3–4 страницы.

Содержание параграфов излагается простым языком, все термины разъясняются либо в тексте параграфа, либо на полях в отдельном рубрикаторе. Например, в параграфе «Культура Шумеров» говорится об образовании в Шумерском государстве, приводится основная информация о школе, воспитании и обучении у шумеров, а на полях учебника приводится дополнительная информация, которая конкретизирует содержание параграфа. Наиболее важные части параграфов, в которых раскрывается суть каких-то общественных явлений, выделяются в тексте, что является положительной стороной учебника. Автор учебника не использует сложных для понимания терминов, описаний. Таким образом, можно сделать вывод, что содержание учебника соответствует возрасту учащихся. Возрасту соответствует и создание системы образов на основе средств учебника. Например, в параграфе «Верования древних египтян» формируются образы богов – покровителей египтян, дается краткое описание каждого бога, описываются их место в системе верований, приводятся несколько легенд, связанных с этими богами, предлагается несколько изображений главных богов. Затем автор учебника подводит учащихся к тому, что в честь каждого бога возводился храм, где главной фигурой выступал жрец. Далее в параграфе говорится о месте жрецов в социальной структуре общества: «В храмах накапливались большие богатства. Жрецы обладали огромной властью и влияли не только на народ, но и на правителей. Иногда жрецы пытались соперничать с фараонами. Случалось, что некоторые наиболее дерзкие и удачливые из них становились правителями Египта» [4, с. 44]. Далее в тексте выделено в рамке: «Жрецы занимали особое место в обществе. Их главным делом являлось служение богам и совершение священных обрядов. Они проходили специальное религиозное обучение. Также жрецы были наиболее образованными людьми в Египте. Они вели астрономический календарь.

Египетские жрецы много сделали для развития математики, медицины и других наук. Не зря в древности их считали мудрецами, хранителями важнейших знаний» [4, с. 44]. Таким образом, прочитав параграф, у учащихся сложится представление о том, чем занимались жрецы, об их социальном положении и роли в жизни государства. Однако, если рассматривать образ конкретной личности или образе города, то в учебнике очень мало внимания уделяется подобных описаний. Формированию таких образов уделяется 2–3 предложения или вообще не уделяется. В учебнике почти полностью отсутствует цифровой материал. Встречаем его один раз в параграфе «Древний Китай», где говорится о Великой китайской стене: «Великая китайская стена протянулась более чем на 5 тысяч километров. Местами ее высота достигала 10 метров» [4, с. 63]. Подобное включение цифрового материала необходимо, но не вполне способствует формированию представлений Великой китайской стене. Наиболее эффективным является сопоставление чисел.

Например: «Великая Китайская стена протянулась более чем на 5 тыс. километров, чтобы обойти ее пешком от начала до конца понадобится примерно 170 дней – это почти полгода». С помощью такого приема школьники могут понять, насколько длинной была Великая китайская стена. Следующий критерий анализа учебника – наличие наглядности. В учебнике присутствует два вида наглядности – изобразительная и условно-графическая. К каждому параграфу предлагается от 3 до 7 изображений. Например, к параграфу «Расцвет Древней Греции» автор предлагает 7 изображений: фотография скульптуры Перикла, Агоры, древнегреческих монет, скульптуры «Тираноборцы», фризы Парфенона. Однако некоторые из них, такие как фризы Парфенона, никак не связаны с темой параграфа. Подобная проблема встречается и в других параграфах – «Великая греческая колонизация», «Мир после завоеваний Александра Македонского». В учебник включено большое количество современных фотографий – «Афинский акрополь», «Древнеримский театр», «Форум в Риме» и другие. Учебных картин, реконструкций и др. в учебнике практически нет, всего на весь учебник встречается 5-6 реконструкций, а учебных картин вообще нет.

В учебнике присутствуют репродукции произведений исторической живописи – «Гречанка», «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», «Переселение Авраама» и др. Однако, количество картин также незначительно, всего 5–6 картин в учебнике. Изображения небольшого размера, цветные и подписаны. Условно – графическая наглядность представлена в виде карт. Карты небольшого размера, некоторые («Древнейшие государства Месопотамии», «Плавание финикийцев вокруг Африки») такого небольшого формата, который затрудняет работу с картой. В некоторых параграфах, таких как «Древняя Палестина», «Древняя Персия» карты отсутствуют. Большим плюсом учебника является наличие тематических карт, например, вначале раздела «Древний Восток» автор учебника предлагает карту «Народы Древнего Востока», где показана территория всего Древнего Востока и приведены народы, населявшие государства Древнего Востока. Для работы с наглядностью и текстом учебника автор предлагает творческие задания: «Используя текст, и внимательно рассмотрев иллюстрации, составьте рассказ о жизни и занятиях древних греков» [4, с. 71].

В целом, в учебнике присутствуют вопросы и задания, среди которых есть вопросы и задания ориентированные на формирование представлений о жизненных фактах прошлого. Примером могут служить следующие задания: «Что представляли собой города-государства шумеров?», «Расскажите о царях Израиля». Помимо вопросов на воспроизведение фактов и представлений в учебнике даются задания на сравнение – «Каковы общие черты и различия у Древневавилонского и Нововавилонского царств?» [4, с. 55], «Опишите занятия египтян, жителей Месопотамии и индийца. Опишите их дома, деревни, поселения». Необходимо отметить, что подобные задания присутствуют почти в каждом параграфе и способствуют закреплению исторических представлений о жизненных фактах прошлого у учащихся. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в учебнике В.И. Уколовой «История. Древний мир» соблюдены полностью 4 методических условия из 5 – соответствие содержания учебника возрасту учащихся, создание системы образов, наличие заданий на предмет формирования представлений о жизненных фактах прошлого. Обратимся к учебнику Вигасина А.А., Годер Г.И., Свенцицкой И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. – М.: «Просвещение», 2015. Учебник содержит 303 страницы, достаточно большой объем для 5 класса, на каждый параграф отводится 4–5 страниц. Текст учебника написан доступным языком, все термины разъясняются в сносках. Например, термину «каста» дается определение сразу на той же страницу в сноске. Наиболее важные части параграфов, в которых раскрывается суть каких-то общественных явлений, выделяются в тексте, что является важным для усвоения материала. В целом, содержание учебника соответствует возрасту учащихся, в котором преобладает наглядно образное мышление. В содержании учебника выделяется система образов.

Например, в параграфе «Родовые общины охотников и собирателей» прослеживаются следующие опорные образы: образ охоты, родовой общины. Далее автор подводит учащихся к тому, что члены родовой общины охотились сообща, основными орудиями охоты были охотничий лук и стрелы, а для рыбной ловли применяли гарпун. В учебнике все эти образы представлены наглядно при помощи иллюстраций «Охота на диких коз», «Родовая община», «Стрелок из лука». Необходимо отметить, что опорные образы создаются у школьников в рамках изучения каждого параграфа. Например, тема «Древняя Спарта» способствует формированию несколько образов: образ спартанцев и илотов, образ полиса Спарта, образ Народного собрания. Содержание каждого параграфа раскрывает один-два опорных образа. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в учебнике присутствует система образов. Образному восприятию материала способствуют изобразительная и условно-графическая наглядность учебника. Изобразительная наглядность представлена в основном в виде иллюстраций.

Например, в параграфе «Персидская держава» предлагается реконструкция «Стены и ступенчатая башня Вавилона». Также в учебнике есть фотографии археологических находок и сохранившихся памятников культуры, например, древний рельеф «Ассирийский воин», «Глиняная клинописная табличка» и др. Условно – графическая наглядность представлена историческими картами. Стоит отметить, что в начале разделов «Жизнь древних людей», «Древний Восток», «Древняя Греция», «Древний Рим» включены большие карты, на которых указаны основные объекты изучаемого периода. Также в каждом отдельном параграфе предлагаются тематические карты, например, в параграфе «Поход Александра Македонского на Восток» дана карта «Походы Александра Македонского на Восток», где наглядно представлено направление движения на Восток и направление движения обратно – с Востока. В каждом параграфе, который требует наличие карты, они присутствуют или дается отсылка к карте вначале раздела. Таким образом, считаем, что учебник ориентирован на усвоение материала на основе первой сигнальной системы.

Помимо изобразительной и условно – графической наглядности, в учебник включен документальный материал, который также способствует образному восприятию информации. Например, в параграф «Ассирийская держава» автор включил документ «Летопись ассирийского царя», в котором рассказывается о победе над Вавилоном: «Я – Синахериб, великий царь Ассирии <…> нанес поражение царю Вавилона.

После битвы покинул он свой лагерь, умчался один и спас свою жизнь. В его дворец с ликованьем я вошел. Я отворил его сокровищницу. Золотую и серебряную утварь, драгоценные камни, все, что там было, я забрал как добычу. 200 тысяч человек, мужчин и женщин, коней, ослов и верблюдов, крупный и мелкий скот без числа угнал я в Ассирию. Непокорных я оружием побил, трупы их развесил на кольях, которые вокруг города велел поставить» [1, с. 89]. У школьников, прочитавших этот отрывок, сложится представление о том, как покоряли города и народов ассирийские правители, какими методами они пользовались. К каждой теме предлагается один отрывок из документа. Таким образом, документы вводятся в учебнике систематически. Авторы учебника предусмотрели работу с текстом параграфов, документами, наглядностью, которая способствует созданию образов об исторических фактах.

Предлагаются вопросы к тексту параграфа, например: «Опишите героев «Илиады» – Агамемнона, Ахилеса, Патрокла и др.» [1, с. 129]. Организуется работа с документом и иллюстраций: «Познакомьтесь с библейским мифом о первых людях, о Всемирном потопе. Ответьте на вопросы: за что первые люди были изгнаны из рая? Какой возникший в Двуречье миф напоминает миф о Новом ковчеге? Чем напоминает?» [1, с. 81]; «Опишите древнеегипетский рисунок на папирусе «Суд Осириса» по плану <…>» [1, с. 56]. Подобные вопросы и задания встречаются практически в каждом параграфе. Это свидетельствует о том, что задания на формирование представлений о жизненных фактах прошлого в используются систематически. При этом, цифровой материал в учебнике используется крайне редко. Таким образом, в учебнике Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. Всеобщая история.

История Древнего мира соблюдены основные методических условия создания у школьников исторических образов. Анализ школьных учебников по истории Древнего мира показал, что они в целом направлены на формирование у школьников исторических представлений о жизненных фактах прошлого. Учебники ориентированы на достижение основных результатов предметной области «Общественнонаучные предметы» (История России. Всеобщая история) ФГОС ООО: овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества [5].

Литература

1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. – М.: «Просвещение», 2015. – 303 с. 2. Методика преподавания истории в средней школе: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов // С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. – М.: Просвещение, 1986. – 272 с. 3. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. – М.: «Русское слово», 2013. – 296 с. 4. Уколова В.И. История. Древний мир. – М.: «Просвещение», 2014. – 159 с. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2012 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf (дата обращения: 20.03.2017)

В.В. Лесниченко



Другие новости и статьи

« Путешествие на Кипр: отзыв самостоятельного туриста

Значение личности в истории »

Запись создана: Пятница, 9 Март 2018 в 10:16 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы