Особенности процесса перехода традиционных СМИ в интернет-пространство



Особенности процесса перехода традиционных СМИ в интернет-пространство

oboznik.ru - Чего нас лишил Интернет?

Интернет-СМИ вышло на первый план, отодвинув печатную прессу. Интернет-журналистика, как и реакция на событие в Интернете, намного быстрее, чем на телевидении. Поэтому неудивительно, что Интернет как средство массовой информации быстро развивается.

Тема данной статьи, несомненно, актуальна. Это обусловлено тем, что журналистика перешла в новый, совершенно иной этап, а журнал «За рулем» хороший пример тому, как развивалась ранее и развивается на сегодняшний день традиционная журналистика в сети Интернет.

Для данной работы были использованы научные труды таких исследователей, как Баранова Е.А. «Конвергентная журналистика. Теория и практика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры» [1]; Калмыков А.А., Коханова Л.А. «Интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов» [3]; Рихтер А. «Правовые основы интернет-журналистики» [5].

Современный мир сталкивает СМИ с рядом проблем, которые не дают в полной мере развиться и раскрыться информационному продукту. Во-первых, это зависимость традиционных СМИ: печати, ТВ-программы или радио-выпуска – от финансирования. Из-за того, что многие издатели не задумываются о качестве информации, читатель зачастую получает «желтую прессу» и низкопробные телевизионные передачи. Все проблемы между собой связаны, поэтому вопрос низкого профессионализма следует отметить именно после «бульварной прессы».

Зачастую журналисты, чтобы показать и рассказать своему зрителю правду, идут на риск, не осознавая, чем это может обернуться. Поэтому безопасность журналиста – это острейшая проблема в современном российском обществе. Каждое современное традиционное СМИ сталкивается с одной или несколькими вышеперечисленными проблемами. Чтобы хоть как-то сохранить и авторский состав редакций, и аудиторию, печатные издания переходят в Интернет. Нынешним СМИ приходится «идти в ногу» с инновационными технологиями.

В последние десятилетия в СМИ и медиаиндустрии происходит структурная модификация, которая основывается на изменениях в рамках технологической сферы. Речь идет, прежде всего, о трансформации содержания во всех его формах – текстовой, графической, звуковой – в цифровую форму.

Цифровизация содержания (от англ. digitalization, в русском переводе возможен также термин «оцифровка»), означает перевод всех видов содержания СМИ в цифровой формат, понятный современным вычислительным устройствам, что позволяет содержанию легко «транспортироваться» по любому каналу электронной коммуникации. В результате Интернет из сети, технически соединяющей множество компьютеров, превращается в особую коммуникационную среду, где цифровое содержание «старых» СМИ дополняется контентом услуг, предоставляемых только новыми медиа.

В результате этого стирается преграда в виде времени, которое необходимо для распространения печатных изданий, а также финансовых ресурсов, затрачиваемых на организацию данного распространения, пространства, ограничивающего передачу телевизионного и радиосигнала для тех, кто создает информацию и для тех, кто ее потребляет. Цифровизация, устраняя различия между прежде разными СМИ и уравнивая все виды медиаконтента, создает реальную основу для конвергенции массмедиа [2].

Интернет-СМИ – это не просто «площадка» для размещения уже имеющихся традиционных средств массовой информации, а иной этап развития журналистики. Интернет упрощает и ускоряет поиск получения информации. Интернет-ресурс может содержать в себе неограниченный, постоянно обновляющийся поток информации. На сегодняшний день Интернет предоставляет современному обществу широчайшие возможности получения и передачи информации практически любого типа. Этому способствует не только развитие технологий передачи информации между удалѐнными компьютерами и другими электронными устройствами, но и развитие служб Интернета. Благодаря прогрессу в данной сфере, стало возможным появление такого культурного феномена, как интернет-журналистика.

Интернет-журналистика способствует рождению новой реальности в современном коммуникационном процессе, реконструирует ее, формирует другой мир, который можно назвать виртуальным. «Интернет-журналистика – это качественно новый культурный и цивилизационный феномен, представляющий собой деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов могут быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница – любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова» [3].

Сеть предоставляет широкие коммуникативные возможности, которые используются в Интернет-журналистике, при этом совмещаются формы интерактивного взаимодействия и речевые приемы, язык и стиль традиционной журналистики. Как утверждает один из ведущих исследователей журналистики Е.П. Прохоров: «Журналистика не располагает никакими другими средствами для выполнения своей социальной роли, кроме информации. Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, информация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решаются многообразные задачи, стоящие перед всей системой журналистики как специфическим социальным институтом.

Этим объясняется выбор термина «средства массовой информации» для журналистики как совокупности многочисленных каналов печати, радио и телевидения» [4]. Интернет-журналистика вносит значительные изменения в специфику работы корреспондентов, в формы взаимодействия между ними и аудиторией. Актуальность становится ведущей характеристикой информации в оценке работы сервисов. Кроме того, гиперссылки уводят пользователя от линейного просмотра и создают информационный «объем»: с их помощью мы можем связывать между собой тексты различной направленности и создавать принципиально новую реальность и жанровые формы, отличные от традиционных.

Таким образом, благодаря скорости прохождения информации, широте охвата аудитории (несравнимой с традиционными СМИ), мобильности, интерактивности, Интернет СМИ становятся одним из ведущих направлений современной мировой журналистики. Проанализировав переход печатных изданий в интернет-пространство, стоит отметить, что выпускать Интернет-версию газеты или журнала в разы дешевле, чем печатную версию СМИ.

Многие общероссийские печатные издания активно развиваются в Сети. В первую очередь это делается для того, чтобы снизить расходную часть. Расходы на создание web-версии и ее размещения значительно меньше, чем традиционное печатное издание. На сегодняшний день не все издания могут рискнуть вложить деньги в продукты, не зависимые от конкретного сайта издания, развивая уже существующие сайты, что значительно дешевле. Но все-таки есть такие печатные издания, которые полностью уходят в Интренет, отказываясь от печатных версий. Таким образом, издатели «спасают» свое детище – лучше перевести в онлайн-пространство, чем закрыть его [7]. В ходе работы были выделены преимущества Интернет-версий СМИ перед печатными изданиями. Их можно объединить в два типа: типологический и технологический.

Первый включает в себя комплекс навигационных функций, начиная от онлайн-опросов и онлайн-голосования заканчивая общением на форуме или комментированием выложенных статей. Второй в свою очередь отвечает за наличие специального оборудования для прочтения той или иной версии в Сети, а также же за наличие навыков и умений. Для того чтобы анализировать конвергенцию в журналистике на профессиональном уровне, следует обратить внимание на то, как реализуются функции продуктов, производимых медиаиндустрией, и какой становится их специфика. Так традиционно на рынке СМИ создавалось предложение для целевой аудитории.

Последняя делает выбор между различными каналами СМИ, опираясь на свои представления о том, какой тип содержания предоставляют печатные и аудиовизуальные СМИ. Люди покупают газеты потому, что их интересуют уникальные свойства газетного содержания, а не потому, что им нужна бумага с отпечатанными на ней символами. То же самое можно сказать и о телевидении, радио. Существенным критерием выбора для потребителей СМИ, по существу, является характер содержания, который создается прессой или вещанием. В последнее время все чаще синонимом содержания выступает «контент» – понятие, пришедшее из терминологического аппарата именно новых СМИ [6].

Содержание, контент (от англ.content – содержание) в медиаиндустрии рассматривается как любые данные – текст, звук, зрительные образы или комбинация мультимедийных данных, представленные в аналоговом или цифровом формате на разнообразных носителях, таких как бумага, микрофильм, магнитные или оптические запоминающие устройства. Аудитория, «потребляющая» содержание, обменивает на него свои личные ресурсы – деньги и время. В последние годы понятие «время» уточняется: важнейший ресурс аудитории, интересующий как медиаорганизации, так и рекламодателей, это – ее внимание, являющееся производной от времени.

В исследованиях аудитории в качестве основного критерия измерения по-прежнему присутствуют показатели времени, затраченного на потребление СМИ, потому что оценить внимание существенно сложнее, чем измерить время. Проанализировав журнал, стоит сказать, что на сегодняшний день «За рулем» уже не просто печатное издание, эта целая сеть распространения информации об автомобильной индустрии.

«За рулем» подстраивается под всех своих читателей – об этом говорит развитие и расширение возможностей. Можно подвести итог, что в сравнении с печатной версией журнала web-сайт предоставляет пользователю более широкий спектр информации. Поэтому, чтобы привлечь молодых продвинутых читателей к печатной версии, и в журнале дают возможность воспользоваться, таким неотъемлемым в наши дни предметом, как гаджетом.

Литература

1. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2014. 269 с.

2. Ворошилов В.В. Журналистика: учеб. для студентов вузов. – 7-е изд., стер. М.: Кнорус, 2010. 491 с.

3. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005. 527 с.

4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект пресс, 2011.

5. Рихтер А. Правовые основы интернет-журналистики. М: ИКАР, 2014. 488 с.

6. Сосна Н., Федорова К. Медиа. Между магией и технологией. Кабинетный ученый, 2014. 330 с.

7. Печатные СМИ уходят в Интернет. URL: https://professionali.ru/Soobschestva/zhurnalistika_i_kommunikaciya/ pechatnye_smi_uxodyat_v_internet/ (дата обращения: 10.03.2017).

А.С. Власов




Другие новости и статьи

« Формирование общественного мнения через средства массовой информации

Глобализация в современном информационном обществе »

Запись создана: Суббота, 10 Март 2018 в 16:16 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы